Камера в новостях существует не только для того, чтобы снимать чиновников
Татьяна Трощинская в свои 27 лет — шеф-редактор (выпускающий редактор) ТСН («1+1»). В ТСН она фактически с момента создания программы. Ее профессиональный опыт включает также интенсивную работу на радио — три эфира в неделю. Впрочем, в отношении СМИ она истинный трудоголик — работать начала еще на II курсе факультета журналистики Киевского университета. Без такого качества, как полная отдача в работе, по убеждению Татьяны, в хороших новостях просто делать нечего. «То, что я трудоголик» — смеется она — «особенно ясно понимаю в субботу вечером». Свободных дней у нее действительно мало: ведь, помимо ТСН, свое ремесло Татьяна продолжает осваивать и на теоретическом уровне. Ее исследование в качестве аспиранта Института журналистики также посвящено телевизионным новостям.
Что до практики, то здесь, «если день начинается с события, подчас даже катастрофического, то это радует, пусть и звучит немного цинично — ведь тогда всей работе дается хороший импульс».
— Чем, по-вашему, отличается нынешняя конкуренция новостей на нашем медиа-рынке от той, которая существовала лет пять назад?
— К сожалению, как тогда, так и теперь реальной конкуренции не выходит. Каналы неравнозначны по вложенным средствам, профессиональной подготовке сотрудников, в конечном итоге, требованиям к самим себе. К тому же, интересы учредителей различных каналов часто совпадают, поэтому нередко одни и те же темы и ракурс их освещения кочуют с канала на канал. Хотя ТСН соревнуется за зрительскую любовь — возможно, иногда с воображаемым противником. Важно не утратить навыков, пока придется конкурировать по-настоящему.
— В чем профессиональность новостей выросла? В чем она и сейчас не дотягивает до лучших образцов?
— Новости выросли в техническом обеспечении. Многое из будничных теперь вещей (прямые включения, перегон из заграницы, качественный дизайн) когда-то были только мечтой. Но даже это в Украине часто не дотягивает до уровня ближайших восточных соседей. Большинство каналов имеют слабые корреспондентские сети в регионах (поэтому ТСН гордится, например, своим львовским корпунктом). Другие недостатки — пренебрежение законами жанра, недооценка зрителя — он-таки смотрит не все, что ему предложат, а то, что более качественно. И конфликт интересов — часто вместо качества журналист думает о том, как его слово отзовется.
— Какие, на ваш взгляд, признаки профессионально выполненного новостийного телесюжета? Насколько умеют наши телевизионщики отделять факты от комментариев?
— Главный признак профессионального телесюжета — телевизионность. Совсем упрощая, зритель может выключить звук и должен понимать, что происходит на экране. Украинские новости часто забывают, что камера существует не только для того, чтобы снимать широкоплечих чиновников. Телевизионщики, наверное, умеют отделять факты от комментариев, но у зрителя не всегда есть шанс об этом узнать — в Украине заведено чаще комментировать вместо того, чтобы просто сообщать.
— По сравнению с прошлыми годами, сейчас труднее или легче добывать информацию по ведомственным интересам? Какие методы применяют к тем, кто дает информацию весьма неохотно?
— С каждым годом получить информацию из ведомств становится все сложнее. У меня такое впечатление, что пресс-службы создают для того, чтобы они препятствовали, а не помогали журналистам. Сравните, например, российские и украинские теленовости. Российские журналисты обычно строят свои сюжеты на кружеве интервью, которые не боятся и умеют давать советники, чиновники или простые россияне. Украинские ведомства весьма закрыты, поэтому нашим тележурналистам приходится пересказывать за кадром то, что с большими трудом удалось выспросить по телефону. Попытки записать интервью с чиновником среднего звена (которые, в конечном итоге, обязаны отчитываться перед общественностью о своей работе) наталкиваются на ничем не регламентированные официальные запросы, предварительные списки вопросов и тому подобное. И еще огромная проблема — язык. Может быть, дома изредка говорили бы на украинском языке — для практики?
— Насколько вас удовлетворяет режиссура отечественных новостей, попытки искать образное решение информационных тем?
— В новостях важным является не столько образ, сколько оперативность, объективность и реальное присутствие журналиста и оператора на месте события. Другой вопрос — всегда ли они могут правильно использовать свое присутствие. Часто смотришь новости, и такое впечатление, будто показывают прошлогодние архивы. Но это проблема не только режиссуры, это проблема школы новостийных журналистов. В Украине стало модным равняться на новости НТВ. Мы по этому поводу часто шутим, что в Украине профессионалов хватит как раз на одну такую программу... Мне кажется, больше половины из них работает в ТСН.
Выпуск газеты №:
№87, (2000)Section
Медиа