Перейти к основному содержанию

«Х-фактор» как модель «социального лифта»

В Украине есть таланты, но нет механизмов, которые бы обеспечили их общественную реализацию и признание
13 января, 19:43
САМЫМ ЯРКИМ МОМЕНТОМ ФИНАЛА ШОУ «Х-ФАКТОР» СТАЛ «ЩЕДРИК». ЭТА КОМПОЗИЦИЯ, КОТОРУЮ МИР ЗНАЕТ КАК «КОЛЯДКА КОЛОКОЛОВ», БУКВАЛЬНО СОЗДАЛА ОРЕОЛ ВОКРУГ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО КАНАЛОМ «СТБ»

С детства представителю Донецка Алексею Кузнецову, кроме музыки, которая вызывала у него органический интерес, приходилось заниматься также боксом — чтобы суметь за себя постоять. В спорте он достиг достаточно больших успехов, а вот петь будущий победитель талант-шоу «Х-фактор» сначала стеснялся. И все же закончил музыкальную школу, а теперь учится в Донецком музыкальном училище на факультете академического пения и параллельно работает в Донецком национальном театре оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко. Как выяснило издание «Сегодня», отец парня — инвалид. В своей анкете участника еще перед началом проекта «Х-фактор» Алексей написал, что его мечта — поставить отца на ноги, а также построить храм. Теперь, получив победу в проекте канала СТБ и выиграв 2 миллиона гривен, он может осуществить свою мечту. По-видимому, в трогательной истории триумфа 19-летнего Алексея Кузнецова стоит удивляться не только таланту парня и его профессиональным исполнительским качествам, но и — учитывая историю его и его семьи — способности преодолеть инерцию среды. Как выжить в маргинализованном мире, не потеряв интереса к настоящему и стремление к саморазвитию? Что может заставить подростка из поселка Новофурмановка, который находится между Макеевкой и Харцызском (как и подростков многих других небольших украинских городов и поселков) всерьез заинтересоваться классической музыкой?

— Когда Алексею было три года, его папа уже болел и часто просил сына переключить телевизор. Переключая каналы, мальчик сам останавливался на классической музыке и завороженно ее слушал, — рассказала «Дню» мать Алексея Любовь Антоновна. — Почему-то, когда происходил развал СССР, услышать классику по телевидению было реально. В отличие от сегодняшнего дня. Значит, он сам выбрал эту музыку. Мы ему ничего не навязывали, скорее, скажем так, никогда не мешали. И эта заинтересованность с годами только усиливалась. Конечно, как и любой подросток, он слушал и рок, и металл, и клубную музыку, но каждый раз он возвращался к классике, и когда это случалось, это был совсем другой, чистый человек. Классическая музыка — это его мечта, и, я думаю, он обязательно ее реализует.

Вот какой, оказывается, парадокс. В империи, которая развалилась, качественная музыка в информационном пространстве была, а теперь, в культурной Украине, такой музыкой на телевидении даже не пахнет. Где случился прокол? Ведь, в сущности, телевидение лишает шанса целое поколение.

«Серебряный призер» проекта «Х-фактор» Мария Рак из Бородянки Киевской области. Она, между прочим, очень достойно восприняла второе место; говорит, что в своем развитии она всегда рассчитывала исключительно на себя. «Молодой талант в нашей стране может выжить только за счет собственной инициативы, энергии и интеллектуальных способностей», — убеждена Мария.

И даже более того. Именно такие таланты вместе с их энергией, инициативой и интеллектуальными способностями очень нужны этой стране! Они — главные творцы пока еще не существующего Украинского модернизационного проекта.

— Шоу, которые находят нереализованные таланты в разных уголках Украины, заставляют нас поставить вопрос первым лицам страны: почему талантливая молодежь в Украине никому не нужна, почему реализовывать себя они едут за границу? — задается вопросом Виталий ВОРОБЬЕВ, журналист газеты «Вечерний Донецк» (г. Макеевка). — Конечно, для Макеевки и Донбасса в целом огромной гордостью является то, что в самом масштабном песенном конкурсе страны победил именно Кузнецов. Во время голосования газета «Вечерняя Макеевка» даже призывала жителей города отдать голос за своего земляка. Искренне рад его победе. И так же радовался бы за любого другого участника как за человека, мечта которого осуществляется.

«Х-фактор», несмотря на то, что это — всего-навсего телешоу, стал замечательной моделью «социального лифта», который поднимает наверх лучших и который в Украине теперь находится в аварийном состоянии. Побеждают не свои, а лучшие. Этот принцип мы применяем при определении победителей Фотоконкурса «Дня», этот принцип сработал в талант-шоу «Х-фактор», и, наконец, этот принцип должен сработать не только в сфере творческой, но и на других участках украинской жизни. Но это, безусловно, требует выработки общественных механизмов селекции, такого себе общественного естественного отбора лучших и самых талантливых. Ведь только телевизионными шоу 46-миллионной стране не поможешь. Впрочем, и они — эти шоу — способны выполнить очень важную функцию — посеять в обществе уверенность в том, что талант и саморазвитие — вознаграждаются.

«День» задал несколько вопросов победителю талант-шоу «Х-фактор» Алексею КУЗНЕЦОВУ.

— Алексей, многие не только в вашей родной Донетчине, но и по всей Украине радуются вашей победе. Естественно, кто-то мечтает повторить ваш успех, в котором, как кажется нам, немалую роль (кроме вашего таланта) сыграла способность побороть инерцию окружения. Каким был ваш путь с этой точки зрения? Что вам помогло: воспитание или интуитивное осознание правильной дороги? И — главное — как удалось побороть инерцию среды?

— В первую очередь, мне помогло воспитание. Затем — хорошая физическая форма. Артисту она необходима, так как мы переносим большие нагрузки не только эмоциональные, но и физические.

Что касается общества, то я бы не сказал, что оно у нас очень инертное, раз такие шоу выходят в эфир. Возможно, оно не достаточно активно, но в этом многое зависит от «климата» в стране — и экономического, и культурного.

— Вы учитесь на факультете академического пения Донецкого музыкального училища и работаете в Донецком театре оперы и балета имени Соловьяненко. Как, согласно вашим наблюдениям, Донецк воспринимает классическую музыкальную культуру и что бы вам хотелось изменить в этом восприятии?

— Я бы изменил посещаемость нашего Театра оперы и балета. Я хотел бы нести в массы свою «веточку», родную, — поп-классику, в котором поют Il Divo, Лара Фабиан, Андреа Бочелли и др. В Украине этот жанр не представлен отечественными исполнителями.

Я не думаю, что уровень оперы в Киеве и Донецке особо отличается, единственная разница, на мой взгляд, состоит в том, что в столице больше инвестиций. У театров больше возможностей выезжать на гастроли за границу. Лично мне хотелось бы больше выездных гастролей, чтобы показать мастерство наших артистов; кроме того, это больше возможностей для практики.

Донецкий театр собирает полные залы, но все зависит от репертуара. Так же, как и в Киеве. Если это фестиваль или выступление именитого солиста, то зал будет полон. Другая проблема —привезти этого солиста. В 2010 г. в Донецке проходил Международный фестиваль оперного искусства «Золотая корона», на него приезжали солисты из разных концов мира: от Японии до Франции. Поэтому на «Корону» билеты были проданы за месяц. Когда такое же количество людей будет приходить на дежурный спектакль, тогда это будет показатель развития нашей страны.

— Поскольку вы стали участником телепроекта, то уместно было бы спросить вас о том, чего лично вам как зрителю не хватает на украинском телевидении?

— На украинском ТВ мне не хватает специализированного телеканала о музыке, где бы присутствовали разные музыкальные жанры, не только поп или ер-н-би, но и джаз, фолк, опера, поп-классика; чтобы там рассказывали о том, как состояться вокалисту, как развивать голос (ведь это, на самом деле, не просто, в Италии, к примеру, оперное пение приравнивается к шахтерскому труду), чем отличаются разные музыкальные жанры, как создаются музыкальные инструменты. В общем, не хватает телеканала, который бы воплощал просветительскую функцию.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

«Х-фактор» оставил противоречивые чувства...

 

Как УКРАИНСКИЙ потребитель и ценитель, как гражданин Украины и как этнический украинец я хочу потреблять прежде всего украинский по содержанию и форме продукт, не отказываясь, конечно, и от лучших образцов искусства других стран и народов, в частности, российских, английских, польских, немецких, американских — любых. Однако наши якобы украинские медиа уже долгое время предлагают нам музыку, песни и исполнителей преимущественно соседнего государства или тех доморощенных звезд, которые, как в популярном когда-то советском фильме-сказке для детей, «по происхождению тутошние, а по образованию тамошние».

Многомесячный мегапроект телевизионного канала СТБ «Х-фактор» оставил противоречивые чувства. С одной стороны, любуешься красивыми, раскованными, эмоциональными, талантливыми, уверенными в себе молодыми людьми с прекрасными голосами. Даже в чем-то завидуешь им — ведь на долю нашего поколения не выпало счастье безнаказанно быть собой и «дурачиться», как хочешь, развивать свои таланты и безоглядно давать волю чувствам перед многомиллионной телеаудиторией. Понятно, что все это тоже элементы шоу, режиссуры, игры, в конце концов, коммерции. Но все-таки приятно и интересно.

Это с одной стороны, а с другой — на протяжении всего действа на экране тотально господствовал русский язык как рабочий язык судей и конкурсантов, и русский и английский как языки исполняемых произведений. На таком фоне сочувствие и жалость вызывали потуги известного нашего шоумена общаться с судьями и участниками по-украински. Глядя на него, все время ловил себя на воспоминаниях о бессмертных Тарапуньке и Штепселе. В конце концов, в узком кругу четырех, вне зрительного зала или студии, наш носитель украинства охотно и радостно переходил на «общепонятный», что, по-видимому, не без замысла режиссеров должно было дополнительно подчеркивать комичность, нефункциональность и ненужность этой «мовы» в культурном и продвинутом обществе.

Итак, с одной стороны, свобода и раскованность, а с другой — не дай Бог потревожить нежные ушки членов жюри и владельцев канала СТБ украинским языком.

Возникают вопросы. Если весь мир признал украинскую нацию одной из самых поющих, а ее язык — одним из самых мелодичных в мире, если самое богатое в мире наследие народных песен принадлежит Украине, если Украина и в самом деле является независимым суверенным государством, чуть ли не 80% населения которого составляют автохтоны, то почему мы не заслужили и не удосужились того, чтобы слышать хотя бы на одном телеканале прекрасную, действительно украинскую народную, эстрадную, серьезную музыку в исполнении украинцев, которые не только не стесняются, но и гордятся языком своего народа? Неужели народ с такой древней и необъятно огромной культурой не способен выделить из своей среды талантливых творцов и исполнителей? Ответ состоит в том, что люди, которые формируют в Украине неукраинскую гуманитарную политику, которым финансово принадлежат или административно подчиняются СМИ, которые духовно не связаны с нашей землей, никогда по доброй воле не будут искать, развивать и выпускать на широкую аудиторию те таланты, которые им чужды и не понятны.

 

Владимир СЕРВЕТНИК, Львов
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать