Перейти к основному содержанию

Кино в «зоне»

Завершился украинский этап съемок художественного фильма о Чернобыльской трагедии
24 ноября, 19:06
ОКСАНА БАЙРАК СО СВОЕЙ ЛЮБИМОЙ АКТРИСОЙ НАСТЕЙ ЗЮРКАЛОВОЙ, ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦЕЙ РОЛИ АВРОРЫ / ФОТО ДМИТРИЯ БОГДАНОВА

На прошлой неделе, в ночь с 17 на 18 ноября съемочная группа под руководством режиссера Оксаны Байрак отсняла последние, запланированные к съемке в Украине кадры фильма «Аврора, или Что снилось спящей красавице» (см. № 130 «Дня». — Ред. ). Кино в Украине и так снимается нечасто. А о Чернобыльской катастрофе — еще меньше. В игровом кино лишь режиссер Михаил Беликов обращался в свое время к этой трагической теме. («Распад», 1990 г.). И вот за нее взялось новое поколение кинематографистов. Продюсерами этого проекта выступили Олег Степаненко («ИнтВестДистрибушн») и Оксана Байрак («Студия Байрак») при поддержке телеканала «Интер».

Московский сценарист Петр Гладилин и украинский режиссер Оксана Байрак еще летом начали съемки полнометражного художественного фильма о маленькой припятчанке Авроре, которая бредит балетной сценой, но, получив дозу облучения, угасает в американской клинике, в то же время возрождая к творческой жизни звезду балета, советского эмигранта, который заблудился в жизни по ту сторону океана. История эта, по традиции художественного кино, соединяет правду и вымысел. У «балетного бога», которого сыграл Дмитрий Харатьян (а его продюсера — Эрик Робертс) есть прототип, у Авроры — нет.

Съемки фильма, так же, как и его действие, должны проходить по оба берега океана — здесь, в Киеве, Донецке, Краматорске, в Чернобыльской зоне, и там — в Лос-Анджелесе. Начались они еще летом в Киеве, а выезд съемочной группы в «зону» был последним аккордом перед заменой декораций на лос-анджелеские.

Ночь глубокой осени начинается рано. Поэтому группа журналистов, которая по приглашению «ИнтВестДистрибушн», компании-продюсера фильма, освещала процесс съемок, выехала уже в темноте. Чем дальше, тем встречных машин было меньше, а за окном все темнее. Словно сама собой изменилась тема разговоров — кто-то рассказывал анекдоты о Чернобыле (и такие есть), кто-то вспоминал «страшилки» — как чьи-то знакомые, поставив у себя дома фигурку, вырезанную из дерева, взятого из «зоны», умерли страшной смертью. Вот и зона...

Чтобы въехать туда даже съемочной группе фильма, который должен выйти на экраны кинотеатров к 20-летию катастрофы, пришлось несколько дней ждать специального разрешения от Министерства чрезвычайных ситуаций. На въезде машину останавливают на КПП, и здесь меня поджидает первая неожиданность: оказывается, все должны проходить паспортный контроль, а у меня из документов — только... пропуск в библиотеку, да еще и на девичью фамилию. Хорошо, что хоть с фотокарточкой. Благодаря ей и проехали.

Через несколько километров — вторая неожиданность. Чернобыль, который представлялся страшной пустыней, светил окнами общежитий и уличными фонарями. Вот по улице едет автобус, на остановке из него выходят люди, которых радостно встречает местная Жучка. А вот кафе, из которого звучит музыка. Но все это — вахтовики.

За Чернобылем — второй КПП. За ним — красивая асфальтированная дорога и, наконец, путевой указатель «Чернобыльская АЭС им. В.И. Ленина». Это железобетонное сооружение с вышкой-факелом, выполненное в стиле соцреализма, освещается мощным лучом прожектора. Рядом — съемочная техника, за которой стоит колонна пожарных машин местного пожарного подразделения, задействованного в съемках. У машин, ожидая начало съемок, прогуливаются военные. Как ни странно, настоящие. Среди них выделялся полковник. Он наотрез отказался назваться, но охотно рассказывал о «зоне». О том, что в первые годы там не водились даже воробьи и вороны. Только через пару лет появились аисты, впоследствии — волки и лисы. Поделился он и рецептом спасения от радионуклидов — ежедневно выпивать по бутылке водки. Но даже не зная этого рецепта, группа прихватила с собой ящик вина: кроме радионуклидов, подстерегал и элементарный ночной холод — было всего 2 или 3 градуса тепла.

Поэтому Оксана Байрак призывала съемочную группу вложиться в минимум дублей и пожалеть Настю Зюркалову, 14-летнюю исполнительницу главной роли, героиня которой, по сюжету, в одном сарафанчике и сандаликах в ночь аварии убегает подальше от станции. В результате эпизод снят за пару дублей. Отсняв эпизод, Оксана Байрак по- матерински заботливо напоминает Насте, что использованную на съемках одежду ни в коем случае нельзя приносить домой. Ведь даже через 20 лет после аварии вокруг места съемок — мертвые деревья.

Настя — любимица и открытие Оксаны Байрак. Юная киевлянка уже успела сняться в трех фильмах Оксаны Байрак. Но такой сложной роли и такого сложного фильма, как признается Настя, у нее еще не было.

Тем временем съемки продолжаются, уже без Насти, до 8 часов утра. Всех просят как можно меньше ходить по земле и траве. Но услышав, что до Чернобыля 18 километров, журналисты расслабляются и занимают очередь фотографироваться возле указателя на ЧАЭС. Но многим из них становится не по себе, когда военные уточняют, что до города Чернобыль действительно 18 км, а сама атомная станция — через поле, менее чем в километре.

Так закончился последний день съемок фильма в Украине. Вскоре съемочная группа продолжит свою работу в Лос-Анджелесе, как ожидается, до начала следующего года. А в марте фильм выйдет на экраны кинотеатров Украины. Во всяком случае, к этому стремится его продюсер Олег Степаненко. Несмотря на обещания участия в финансировании со стороны Министерства культуры, продюсеры самостоятельно финансируют фильм с бюджетом в $1,5 млн. — одним из крупнейших в истории независимой Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать