Перейти к основному содержанию

Киношный Саша Белый и его реальные бандиты

06 февраля, 10:40

Недавно в Интернете появилась информация, которая сумела возмутить уже закаленную «вестями с полей» аудиторию. В нескольких постах на Фейсбуке сообщалось, что телеканал ICTV начинает показ одиозной «саги» «Бригада», с «хорошими» бандитами и сторонником аннексии Крыма Безруковым во главе. К счастью, анонсированный показ очередной сериальной российской агитки не состоялся, видео с анонсом исчезло даже с сайта ICTV, однако, как в анекдоте, — осадок остался. Скорее не осадок, а ощущение того, что нас опять считают тупой массой, которой можно впаривать все, что угодно, наплевав и на войну, и на сомнительность контента отмеченной «саги».

• Кстати, ICTV это «впаривание» реализует достаточно давно и, похоже, не собирается прекращать, ведь в отличие от «Бригады» из программы не исчезли ни «Бомбило», ни «Литейный», ни куча другого российского телевизионного хлама, который пусть и не откровенно, но поэтизирует силовые структуры «старшебратской» страны-агрессора.

Немало зрителей едва не кричат: «Нечего считать нас дураками!». Российское «правильное» и массовое кино так же опасно, как и «Грады», ведь играет роль оружия в информационной войне.

«Бригада» в этом случае — тяжелая крупнокалиберная артиллерия. И, к сожалению, даже если ее, «Бригаду», сейчас не демонстрировать, от этого мало что изменится, ведь этот бандитский сериал уже промыл много мозгов. Учитывая давность выхода на экраны этого «кино» (2002 г.), складывается достаточно тревожная ситуация, ведь за это время сформировалось целое поколение (возможно, даже не одно), мечтающее о дорогом автомобиле (только у владельца и «у Майкла Джексона»), оружии, «авторитете» и армии собственных бритых молодчиков, с которыми можно жить так, как заблагорассудится.

• На последний факт указывают многие, кого возмутил возможный показ на ICTV «Бригады». Одна из пользователей Фейсбука в комментарии отмечает: «Ни разу не смотрела этот «шедевр», но знакома с людьми, которые от него пострадали. Мальчишка, несовершеннолетний, насмотревшись этой фигни, стал членом подобной бригады». Следующий комментатор выражает похожие мнения, цитируя «Википедию»: «Основные претензии к телесериалу заключаются в том, что он романтизирует бандитизм. Ярким примером может служить судьба, постигшая Леонида Сидорова — сына режиссера сериала, который с восьми лет содержался в интернате, поскольку родители лишены прав на его воспитание. Будучи «трудным» подростком, на пике популярности «Бригады» в середине 2000-х, он сколотил вокруг себя банду, члены которой внешним видом и отношениями между собой подражали главным героям сериала».

• Таких «сидоровых» после премьеры сериала возникло сотни, если не тысячи. Несомненно, «Бригада» стала пусть и негативным, но феноменальным фильмом, который изменил реальность. Я замечательно помню то массовое восхищение Белым и Ко. Мои двенадцатилетние одноклассники уже после первых серий сразу начали «сколачивать» банды и заниматься «рэкетом», к счастью, играясь и дурачась; старшее поколение бойко обсуждало сюжетные перипетии фильма, переживая, удастся ли Саше найти «крысу», «пресонуть» бизнесмена, вытянуть «кореша» Фила, когда тот лежал в коме. «Бригада!», — только и слышалось на перемене, в классе, магазине, комнате и, конечно, раздавалось из телевизора.

• Конечно, «Бригада» снята неплохо, особенно учитывая то, какой шлак начали «гнать» потом. Да и актеры вжились в свои роли достаточно хорошо, Безруков мастерски скалил лицо, «быковал» и «прессовал», Панин — ехидно смеялся и был законченной сволочью. Можно было бы похлопать в ладоши, крикнуть «Верю!», если бы не одно «но». Те же мальчишки, двенадцатилетние «рэкетиры», «сидоровы» в силу несформированных мозгов и отсутствия знаний об актерском мастерстве, восприняли фильм как указатель в жизнь. «Бригада» дала все, что нужно запуганному и неопределившемуся подростку: силу, уверенность, легкость достижения своей цели и, главное, самоопределение во взрослой жизни. В «Бригаде» это все подается в эпическом, красивом свете, бандитские выходки, разврат и антигуманность прикрываются стрельбой, дорогими костюмами и кейсами с «зеленью». Что еще надо подростку?

• «Бригада» сформировала свое поколение, которое говорит цитатами из этого фильма. И, «без базара», соблюдает его ценности. Один из моих одноклассников, который после начала демонстрации сериала ходил с «распальцовкой», через несколько лет после окончания школы пошел в какую-то «бригаду», отжимал телефоны и закономерно попал в тюрьму.

Надо сказать, что не все фанаты «Бригады» стали преступниками. Но желание стать крутым, стрелять и корчить из себя Сашу Белого не исчезло. Думаю, позирование на фоне убитых украинских военных псковского десантника Грицюка было бы невозможным без наличия в обществе идеала силы, оружия, беззакония, «бригадира» как мессии и хозяина жизни.

• Прошло уже больше десяти лет, но одиозная эпопея о похождениях бандитской четверки до сих пор туманит разум, прежде всего молодого поколения. Хотя «Бригада» и исчезла из эфира одного телеканала, но появится на другом, а может, ее могут увидеть зрители того же ICTV, где сериал, возможно, не сняли с вещания, а просто отложили — до «лучших» времен. Да и что мешает просмотреть этот фильм в Интернете? Ничего. И с этим ничего не сделаешь никакими запрещениями и отменами. А вот аналог «Бригады», украинский фильм о, скажем, воинах АТО, которые защищают не свои карманы, а собственное государство, давая пример уже настоящих силы и мужества, кардинально изменил бы ситуацию. Иначе киношный Саша Белый и дальше будет порождать реальных бандитов.


КОММЕНТАРИЙ

Владимир ВОЙТЕНКО, кинокритик, ведущий авторской программы «Аргумент кіно» («1+1»):

— Желание запретить вообще все русское — безусловно, это проявление нашего отчаяния в  той ситуации войны, в которой мы очутились и живем ежедневно. Это желание можно понять, но мы должны оперировать силой собственного ума, а не только эмоциями. Аудиовизуальное поле, заросшее произведениями имперского трубадурства, очень нужно «прополоть», и решительно.

Когда-то этого не было сделано, относительно  кинонаследства СССР, и четверть века телевизор мог демонстрировать тысячи часов сюжетов, которые продолжали возвеличивать преступное государство. А это становилось идеологической почвой для общественного паразитирования прокремлевской КПУ и пищей для всячески маскируемых имперских реваншистских настроений и поддержания «пятой колонны». Немногим известно, что телеканалы пользовались «нормой», по которой все кино, созданное во времена Советского Союза, стало считаться «отечественным», то есть его демонстрацию на ТВ приравняли к демонстрации собственно украинских фильмов, закрывая тем самым обязательную процентную квоту для национального кино.

Но, повторюсь, общество и государство должны обнаружить в себе и проявить силу разума. Нам нужно пропагандирование и распространение русского, грубо говоря, антиимперского, или отрезвленного от имперского угара искусства, кинематографа — прежде всего.

Как бы мы не протестовали против «Брата-2», но творчество режиссера Алексея Балабанова — это правдивое кино о «русском мире» которым он был и есть, речь здесь идет о «Грузе-200», о «Морфии» или о «Кочегаре». То же можно сказать о фильмах Алексея Германа, или же о целом ряде бескомпромиссных драм  среднего и младшего поколения российских режиссеров-авторов. Назову хотя бы фильмы «Юрьев день» Кирилла Серебреникова, «Кремень» и «Конвой» Алексея Мизгирева, «Волчек» и «Жить» Василия Сигарева, «Безумная помощь» Бориса Хлебникова, «Майор» Юрия Быкова.

Кто-то скажет, что кино Сокурова о безумном Ленине («Телец») или «Левиафан» Звягинцева о российском государственном монстре никогда не перебьют в зрительском сознании российского киномаскульта, пропитавшегося имперскими мотивами. Что ж, мы должны требовать вычистки подобной идеологической продукции как неприемлемой на украинских экранах.

Но должны требовать от государственных факторов немедленного проведения системной  и наступательной  государственной кинополитики — нужно собственное кино, в том числе и телевизионное. Тотальные запрещения, даже во времена войны, являются скорее иллюзией, а не решением главной проблемы — отсутствия правдивого экранного образа Украины, с которым бы украинцы идентифицировались.

Подготовил Вадим ЛУБЧАК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать