Кое-что о «друзьях Украины»,
или О том, как «телеискусство» способствует становлению и укреплению чекистской диктатуры
В воспоминаниях гетмана Павла Скоропадского есть интересный сюжет о россиянах, которые в 1918 году бежали из большевистской России в Украину. Сначала эти люди после ужасов красного террора в Москве и Петрограде рассыпали комплименты по поводу свободы и покоя в Киеве, восторгались относительным благополучием и порядком, продовольственным изобилием. Ну, и по возможности «решали свои вопросы». Как писал о нашествии русских тогдашних «демократов» в гетманскую Украину один из сторонников белого движения А. Гольденвейзер: «Попав после московского ада в киевское эльдорадо, русский человек кутил, сорил деньгами, основывал всякие предприятия и спекулировал…» А кадет М. Могилянский рассказывал о Киеве восемнадцатого года: «Немцы, изголодавшиеся дома, висели толпами над витринами со съестными припасами, где были выставлены жирные поросята, гуси, куры, сало, масло, сыр, сахар и разные сладости, и где это можно было приобрести без карточек и по сравнительно тогда еще дешевым ценам…»
Но уже через несколько дней россияне начинали говорить, что в Украине все делается неправильно, а они знают, «как надо», а еще через несколько дней заявляли, что, конечно, никакой Украины не было и нет, это, мол, все выдумки… Почему я вспомнил это очень точное описание гетманом менталитета «друзей Украины» образца 1918 года? Потому что прочитал в «Бульваре Гордона» интервью известного российского, а ныне обитающего у нас теледеятеля Евгения Киселева. Его высказывания как нельзя лучше можно охарактеризовать названием ленинской статьи «Маленькая картинка для выяснения больших вопросов». Вот что заявил московский «мэтр»: «Пару раз посмотрел, какие материалы пишут украинские телекритики — диагноз был на грани профессионализма, просто беспомощные… Когда я работал в России, было несколько профессиональных серьезных телекритиков, которые разбирались не только в телевидении, но понимали и в политике… Здесь, в Украине, я даже фамилии не вспомню. Ну разве что госпожу Лигачеву — именно благодаря ей здесь и расцвел пышным цветом жанр безответственной и малопрофессиональной телекритики. Хотя и не хотел бы обижать госпожу Лигачеву, но я могу ей только сочувствовать, абсолютно дутая величина». Вот такой вердикт московского гостя украинской телекритике. Евгений Киселев отличается феноменальной нетерпимостью к любой критике в свой адрес, им можно только восторгаться. Но для восторгов нужны основания. А посмотришь программы, реальный телепродукт «мэтра» и ничего достойного комплиментов не увидишь: нудно, тоскливо, без малейших намеков на креатив, ну разве что иногда какой-нибудь рукотворный скандал в эфире, спровоцированный между фигурантами действа. А кроме этого — одно только надувание щек, величественный тон и самовлюбленность. Послушать Киселева – и гений, и ума палата, а смотришь на экран и… сплошное разочарование. И тут как нельзя лучше подходит определение самого «классика» — дутая величина.
Много ли пользы украинскому телевидению принесло многолетнее пребывание в нашей стране г-на Е. Киселева? Да и что позитивного мог сделать в Украине этот московский барин, сравнивший страну, которая дала ему приют, с «далекой провинцией у моря»? Интересно, провинцией какого именно государства считает Киселев Украину?
И Киселев, и Шустер немало сделали в России для провала там демократического эксперимента. Постоянные телескандалы, перетряхивание грязного белья политиков, отчаянная борьба за интересы одного олигарха против другого (например, против Березовского и за Гусинского), дезориентация общественного мнения — все это вызвало у миллионов россиян глубокое отвращение к демократии, которую они отождествили с такой «свободной журналистикой», и мечту о «сильной руке», которая покончит с этим «балаганом». Надо ли объяснять, как такое «телеискусство» поспособствовало становлению и укреплению чекистской диктатуры в Российской Федерации?
ВЕРА В РОССИЙСКИХ «ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВАРЯГОВ»
Сделав свое дело в России, «телебеженцы» перебрались в Украину с тем же самым репертуаром. Видимо, в контексте призывов некоторых российских «демократов» «строить в Украине вторую Россию»? И начали строить. Склоки и конфликты между командами Ющенко и Тимошенко трудно понять, абстрагируясь от телевизионной составляющей всех этих страстей. Взаимная неприязнь умело подогревалась и обострялась, что изрядно поспособствовало триумфальному возвращению Януковича. А раскол в украинском обществе усугублялся откровенно провокационными действиями «мэтра», приглашавшего в эфир в качестве эксперта по вопросам украинской культуры печально известного Вадима Колесниченко. Его эфир часто «украшал собой» патологический украинофоб Ростислав Ищенко (ныне процветающий в Москве) или одиозный Олесь Бузина. А всей этой вакханалией с улыбкой авгура дирижировал почтеннейший Евгений Алексеевич (авгуры — древнеримские жрецы, гадавшие по внутренностям животных, при большом стечении римского народа они исследовали потроха, пророчили будущее Риму и обменивались между собой понимающими улыбками — мол, есть же еще такие идиоты, которые верят во всю эту чушь). Помогла ли украинской демократии такая деятельность? Перефразируя одного российского государственного деятеля ХІХ века: польза от них сомнительна, а вред — возможен. Но неизбывна в Украине вера в российских «демократических варягов», хотя в действительности речь идет о политических «погорельцах», проваливших в своей стране все. Товарищ Сталин употребил бы тут более крепкое простонародное выражение… Похоже, классификации Скоропадского, Е. Киселев пребывает сейчас на второй стадии бытия в Украине, третья у него впереди.
РАЗОЧАРОВАНИЕ ВЕЛИКО
На ICTV в программе «Гражданская оборона» показали судьбу беженцев из Донбасса в России, которых ныне российские власти постепенно выталкивают обратно в Украину. Вообще-то во время войны люди бегут от нее вглубь своей страны, а не на территорию противника, и тут нам есть над чем задуматься… Беженцы обещанной любви и сочувствия в России не обнаружили, оказалось, что российская бюрократия еще хуже, чем украинская. А люди для нее – это просто отработанный пропагандистский материал. Их отправляли в Сибирь, Карелию, Пермский край и т.д., то есть в неблагополучные регионы с непривычным для выходцев из Украины климатом. Им пришлось столкнуться с бытовой неприязнью, раздражением и ненавистью «русских братьев».
Беженцы по глупости своей думали, что в РФ их будут носить на руках и делиться с ними последним. Разочарование велико. Кое у кого мозги от шока начали функционировать и они вспомнили, что в Украине жили лучше. А что ждет их дома? Разрушенный и разграбленный Россией Донбасс? Им еще долго придется искупать тяжелой жизнью собственную наивность и слепую веру в Россию, наркотическую зависимость от телеящика…
Многие телеканалы обсуждали «стакан Авакова», запущенный министром внутренних дел в руководителя Одесской области Саакашвили. Конфликт в присутствии Президента Порошенко озвучивался на языке страны-агрессора, никто из вождей Украины не сказал ни одного слова по-украински, что весьма показательно. Московское телевидение изрядно по этому поводу поиздевалось, мол «хохлы» со своим украинским языком придуриваются, на самом деле он им не нужен, это все спектакль, малороссийский водевиль. Да, псевдоэлите, которая ныне «рулит» Украиной, действительно все украинское: язык, культура, традиция, история — похоже, не нужно. Для них это политическая маска, игра, спектакль. Их подлинная природа — малороссийский обыватель-приспособленец, у которого нет и не было ни убеждений, ни идеалов, это циничные и лицемерные люди-флюгеры. Нас пугают третьим Майданом, но действующая в Украине власть намного опаснее, Путин просто дождется, когда она окончательно разложится и морально сгниет и возьмет Украину голыми руками. Если бы этим людям была дорога Украина, они вели бы себя совершенно иначе… Нынешняя власть, конечно, немножко лучше, чем власть Януковича, но этого «немножко» становится все меньше.
Section
Медиа