КОММЕНТАРИИ
А «День» обратился к экспертам с предложением прокомментировать «политически-партийное» назначение руководителя НТКУ.
Владимир ПОЛОХАЛО , шеф-редактор журнала «Політична думка»:
— Редакционная политика УТ-1 под руководством Александра Савенко была в формате установок, ориентаций и пожеланий руководства СДПУ(О). Речь не идет о том, имел ли он там тайный партийный билет или нет. Это не имеет никакого значения с точки зрения его реальной политической ориентации. В этом контексте назначение нового руководителя, который является членом партии, не противоречит предыдущей практике и истории УТ-1.
Мне кажется, что вообще партийность в украинских условиях — относительная вещь. Хотя бы потому, что где-то половина ведущих членов различных партий меняла свою партийную принадлежность, а с точки зрения идеологической доктрины, думаю, — две трети. Поэтому нельзя партийность брать как определяющий критерий и применять его в контексте европейских традиций и европейских уставных демократий.
Насколько мне известно, новая власть строится по квотному принципу. Речь идет об исполнительной вертикали власти. Это тот принцип, который является легитимным, поскольку Президент Украины Виктор Ющенко победил, имея поддержку коалиции «Сила народа». Конечно, назначая людей на ключевые должности в государстве, он так или иначе предпочитает не те партийно-политические силы, которые были стержнем его оппонента, а те, которые поддерживали его. И это вполне логично, хотя есть немало примеров, как те, кто до революции не имели никакого отношения к новой власти и, более того, даже принадлежали к другому лагерю, также вошли в перечень лиц, занявших высшие должности в государстве. И это третий момент, который девальвирует этот пуританский подход относительно того, какой член партии что должен возглавлять.
Думаю, важнейшим, если речь идет о государственном телевидении, должна быть в первую очередь способность человека, который занимает руководящую должность в этой структуре, все-таки сделать телевидение не рупором, как это было тринадцать с половиной лет, а посредником между властью и обществом. Здесь очень важно, чтобы изменилась сама функция государственного телевидения, а она может измениться, если человек, который его возглавляет, будет действительно современным и, прежде всего, будет исповедовать демократические ценности, стандарты, высокий профессионализм, и просто будет демократом.
Николай КНЯЖИЦКИЙ, генеральный директор компании «Медиа Дом»:
— Я резко негативно отношусь к каким-либо партийным назначениям на телевидении, тем более на государственном; тем более, если до этого были декларации сделать его общественным. Ни в коем случае это не касается непосредственно Тараса Стецькива, потому что мы с ним знакомы, и я знаю Тараса как известного талантливого политика.
Речь идет о самом принципе назначения, а он является ужасным. Основной принцип работы общественных вещателей заключается в том, что даже в наблюдательных советах этих телерадиокомпаний нет политиков, а есть представители общественных организаций (не говоря уже о руководящем составе). Поэтому назначение Президентом на эту должность политика мне кажется очень неприятным симптомом — абсолютно далеким от любых европейских норм и правил. Тем более, в соответствии с каким законом Президент Украины сегодня должен назначать руководителя государственного телевидения? Такого закона нет. Поэтому, мне кажется, что руководителя государственного телевидения в этой ситуации должно было бы назначать правительство, потому что НТКУ является государственным предприятием, или уполномоченный от правительства, например, — Госкомтелерадио.
Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:
— Если говорить о государственном телевидении, то все- таки на первое место должен быть поставлен профессионализм. Тут нужен человек, который хорошо знает телевидение и журналистику, — и не только в плане профессионального знания, но и в плане среды, то есть имеет хорошие контакты, устойчивый авторитет, свой продукт в этой сфере, которым может гордиться, и опыт, который позволит ему быть не только руководителем, но и экспертом. Подготовил
Второй важный компонент, на мой взгляд, это то, что СМИ, тем более связанные с государственной собственностью, не должны быть предметом каких-либо коалиционных разборок или дележа. По той простой причине, что как раз сейчас вопрос свободы и незаангажированности СМИ (невзирая на форму собственности) находится на повестке дня — и в контексте оранжевой революции, и в плане ожидаемых перемен. А посему любой политический ангажемент, даже если он будет декларировать нейтральность — это минус телевидению по определению. Я очень надеюсь, что Тарас Стецькив найдет в себе силы на организацию многомерной экспертной системы, связанной с работой телевидения, что позволит ему создать хоть какой-то буфер своего политического ангажемента. Во- вторых, надеюсь, что в качестве руководителей главных подразделений нового государственного телевидения будут назначаться не его идеологизированные политические партнеры, а все-таки профессионалы. И самое важное, что хотелось бы увидеть на обновленном украинском телевидении, так это конкурсный подход к программному продукту.
Никита ПОТУРАЕВ, член правления консалтинговой группы «Телемедиа»:
— Раньше я уже утверждал, что не верю в то, что общественное телевидение в нашей стране состоится в ближайшее время (напомним, что в качестве базы для его создания рассматривается прежде всего НТКУ. — Ред .). На это есть несколько объективных причин. Власть боится информационного ресурса. Она знает его силу. Она столкнулась с этим, будучи оппозицией. Власть прекрасно отдает себе отчет в том, что на сегодняшний день у нее нет других каналов информации для того, чтобы передавать свою точку зрения без искажений, кроме как Национальные теле- и радиокомпания Украины. Поэтому даже несмотря на то, что, допустим, канал «1+1» или те каналы, которые принято связывать с Виктором Пинчуком, сейчас занимают нейтральную или даже положительную позицию по отношению к власти, мне кажется, этот страх достаточно силен.
Политическое руководство НТКУ меня совершенно не смущает, потому что оно было таковым на протяжении всех лет независимости. Такова объективная реальность, и мы должны спокойно к этому относиться. Я надеюсь, что Тарас Стецькив сможет сделать много полезного для того, чтобы вывести НТКУ из того кризиса, в котором она находилась последние годы. Вероятно, будет решена проблема с долгами, найдены возможности проинвестировать развитие телекомпании. Там есть много работы. Это в какой-то степени как «предпродажная подготовка» телекомпании. Этот этап нужно пройти для того, чтобы потом превратить НТКУ в настоящего общественного вещателя. А в том, что это произойдет, — не сомневайтесь. Потому что без превращения НТКУ в подлинно общественную телекомпанию никакие разговоры о Европе немыслимы. Я думаю, что страсти улягутся, экономическая и политическая ситуация в стране как-то стабилизируется, и после 2006 года, когда определится будущий парламент, уже не будет такого навязчивого желания использовать этот медиаресурс.