Коммуникации поражения
Информационное измерение решения ПАСЕУ последних событий в Парламентской Ассамблее Совета Европы есть еще одно измерение — информационное.
Решение ПАСЕ, которое создало условия для возвращения российской делегации вместе с российскими денежными взносами, было принято не только благодаря кремлевской пропаганде в Европе.
Украинцы не были готовы к событиям в Страсбурге и не понимают мотивации европейцев не только из-за плохой осведомленности.
Но коммуникационная составляющая в принятии такого решения ПАСЕ и такого его восприятия украинским обществом есть, и она достаточно значительная.
ПРОТИВ МОНСТРОВ
Украина еще с первых дней российской гибридной агрессии в Крыму должна была вести активную информационную войну в ключевых европейских центрах влияния. Жители Берлина, Парижа, Брюсселя, Лондона, Рима должны были быть проинформированы о том, что именно происходит в Украине и с Украиной с украинской точки зрения.
Но...
Можно провести дорогие и обширные исследования, в которых сравнить охватывание аудитории Западной Европы украинскими и российскими нарративами. Впрочем, можно с ходу сказать — у Украины нет коммуникационных каналов, которые были бы соизмеримы с монстрами российской пропаганды, — RT (екс-Russia Today) и Sputnik.
Проведем самые простые сравнения размера аудиторий (данные на 25.06.2019).
Страница в «Фейсбуке» украинского государственного информационного агентства «Укринформ» на французском языке:
— 3 912 человека полюбили это
— 3 973 человека следят за этим.
ФБ-страница немецкой версии «Укринформа»:
— 829 человек полюбили это
— 917 человек следят за этим.
«Укринформ» на английском.
— 3 060 человек полюбили это
— 3 267 человек следят за этим.
На итальянском «Укринформ» вообще не выходит.
Теперь посмотрим на Sputnik International — российское мультимедийное агентство, которое находится в государственной собственности.
Sputnik Italia в «Фейсбуке»
— 60 430 человек полюбили это
— 65 500 человек следят за этим.
Sputnik France:
— 396 507 человек полюбили это
— 422 492 человека следят за этим.
Sputnik Deutschland -
— 208 134 человека полюбили это
— 209 909 человек следят за этим.
«Фейсбук»-страница Sputnik на английском языке:
— 1 253 594 человека полюбили это
— 1 271 247 человек следят за этим.
Идем дальше.
RT — бывшее Russia Today,
российский государственный
международный ТВ-канал.
— Английская версия RT на YouTube — 3 571 489 подписчиков.
— RT France — 522 512.
— RT Deutsch — 294 077 подписчиков.
UATV Channel — украинский государственный телеканал иновещания — на YouTube имеет 11 940 подписчиков. Готовит передачи на английском, но нет ни французской, ни немецкой версий. Является сугубо каналом иновещания, но не международным медиа. То есть UATV рассказывает — как может — миру об Украине, а российское RT — миру о мире с российской точки зрения.
Оценивать эффективность с точки зрения информационного противостояния UATV — Russia Today невозможно в принципе — это абсолютно разные весовые категории, и в целом сущности. Выйдет сравнение по типу древнейший пещерный медведь из фильма ужасов против плюшевого мишки из игрушечного магазина.
Конечно, нужно делать серьезное исследование по сравнению количества материалов об Украине в российских и украинских медиа за рубежом, по сравнению их качества с точки зрения технического исполнения и влияния на аудиторию. Впрочем, после несистематического сравнения каналов коммуникации с Западной Европой Украины и России создается стойкое впечатление, что российская пропаганда является намного эффективнее с точки зрения информационной войны, чем украинская журналистика с точки зрения противодействия этому манипулятивному влиянию.
УЖАСНЫЙ ИМИДЖ
Из-за отсутствия всеобъемлющих исследований на тему эффективности ведения Украиной информационной войны в Европе, обратимся к экспертным оценкам.
Несколько месяцев назад, в феврале этого года, глава представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли констатировал, что Sputnik и Russia Today создают в Западной Европе «ужасный» имидж Украины, что уменьшает поддержку Украины за рубежом.
На конференции, «Изменяя коммуникации и коммуникационные изменения», дипломат заявил: «Имидж Украины в Западной Европе абсолютно не связан с реалиями этой страны. Украина платит огромную политическую цену за этот плохой имидж, и в Западной Европе очень мало людей знают, что Украина — это страна с промышленными традициями, которая выпускает двигатели для самолетов, может строить ракеты и спутники. Очень мало людей знают, что Украина — это красивая страна с невероятным туристическим потенциалом».
По мнению представителя ЕС, плохая репутация приводит к недостаточной политической поддержке Украины в Европе, особенно в Западной Европе. «Важно бороться с ужасным имиджем Украины, который создается российскими СМИ, особенно Sputnik и Russia Today. Они являются очень сильными инструментами», — посоветовал он.
С точки зрения специалиста это очевидные вещи — очевидно и все то, что происходит в европейском информационном поле, и то, что нужно делать. Однако из-за того, что Украина почему-то не предпринимает очевидно необходимых шагов, те, кто это видит, вынуждены все время повторять свои оценки и советы, надеясь, что кто-то их все-таки услышит. Но нет, этого не происходит.
И не нужно о финансировании — если кто-то решит провести аудит потраченных «на имидж Украины за рубежом» средств, то обнаружит... скажем так, кучу неправильно потраченных денег. Когда на тебя прет пещерный медведь с гибридной войной, отбиваться плюшевым мишкой «культурной дипломатии», «позитивных новостей» и «туристических рекламных роликов» может и теоретически, «по книжкам», правильно, но точно неэффективно.
«ВСЕ ПРОПАЛО»
Вернемся теперь к другому коммуникационному аспекту голосования в Страсбурге.
Правда в том, что решение о возвращении российской делегации к ПАСЕ было принято до (!) президентских выборов в Украине (то есть более чем два месяца назад). Об этом сообщил после голосования не кто-нибудь, а сам министр иностранных дел Украины Павел Климкин. Теперь, внимание, вопрос — кто и зачем создавал у украинцев впечатление, что «борьба продолжается» и «все должно быть хорошо»? Этот кто-то был не информирован? Манипулировал общественным мнением? Верил в чудо?
Скептически настроенные к внешней политике предыдущего президента и его команды эксперты очень критически оценили все, что произошло в Страсбурге и реакцию украинцев на эти события.
«Тут такая предательская измена подъехала...
С российской делегации в ПАСЕ сняли санкции, и теперь она может вернуться.
...Как же теперь с этим жить? Десятки разочарованных и удивленных постов в ленте ФБ.
«А как же европейские ценности?!» — возмущаются одни.
«И после всего, что сделала Россия! Убийц вернули в организацию! Как они могли?» — спрашивают другие.
«Нас предали и сливают, это заговор против Украины!» — возмущаются третьи.
А знаете что?
Вот эта истерика — это просто квинтэссенция того, насколько искаженным и искусственно накачанным было наше информационное пространство в последние несколько лет.
Более 1,5 лет европейцы обсуждали возможность возвращения РФ в ПАСЕ, и тут вдруг они это сделали. Ведь вот неожиданность!
В этом вся суть нашей внешней политики и ее коммуникации населению и партнерам.
Несколько лет у нас была сплошная «победа», а Россия проигрывала по всем фронтам, попутно чуть ли не развалившись от действия санкций. ...Информационный пузырь накачивался «хорошими новостями», пока это не превратилось в замкнутую рекурсию «побед» — параллельную вселенную, в которую поверило много людей, включая часть журналистов и экспертов», — написал в «Фейсбуке» эксперт по вопросам международной политики аналитического центра «Украинский институт будущего» Илия Куса.
И тут вопрос не в «зрадофильстве». Глава МИД сам говорит: о неотвратимости решения о возвращении российской делегации в ПАСЕ в его ведомстве знали предварительно. Почему же не выстраивали адекватного информационного сопровождения?
В результате вместо того, чтобы убедить людей в том, что проигранная битва не означает проигранную войну и, как говорят, прокоммуницировать выводы и план действий, мы умудрились превратить тактическое поражение украинской внешнеполитической политики в Страсбурге в дипломатическое Ватерлоо.
ОПИРАЯСЬ НА РЕАЛЬНОСТЬ
Третий аспект информационного измерения страсбургской трагедии — это то, что в ближайшем будущем нас ожидает целая серия возможных разочарований. Но общество к ним так же не готово, точнее, не подготовлено, как и к событию в Совете Европы.
ПАСЕ уже случилось. Впереди — «Северный поток — 2», его «брат» «Турецкий поток»...
Обществу у любой ситуации, тем более в кризисной, нужно корректно и адекватно рассказывать о реальном положении вещей, а не убаюкивать людей обещаниями о том, что «все будет хорошо», а затем наблюдать, как они в панике просыпаются от холодного душа реальности, которая неожиданно выплеснулась на их головы.
Не только победы, но и отступление, не только военное, но и политическое, дипломатическое, экономическое, тоже нужно готовить. Нужно отступать, имея за спиной предварительно подготовленное и сознательное общество, а не разгневанную общественность с почти невиртуальными «вилами».
Постоянный представитель Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба написал замечательную книгу: «Война за реальность: Как побеждать в мире фейков, правд и сообществ». После жуткого голосования в ПАСЕ он сообщил в «Фейсбуке»: «Не могу точно сказать, что в конечном итоге будет, но наверняка знаю, что три ключевых правила остаются неизменными». Третье правило, по версии дипломата, «играем до конца». Второе — «нас бьют, мы бьем». А вот первым правилом как раз и является «опираемся на реальность».
Было бы хорошо, чтобы последующие действия на внешней арене и их коммуникационное сопровождение Украинское государство осуществляло, опираясь на реальное положение вещей. В конце концов, отрыв от реальности еще никому не принес победы.
Выпуск газеты №:
№112-113, (2019)Section
Медиа