Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Контрреволюция начинается с «ящика»

или Cлучай «Интера» и почему каждому олигарху нужен свой канал
03 апреля, 11:40

И снова в фокусе внимания Генеральной прокуратуры телеканал «Интер». Группа депутатов от «Народного фронта» обратилась к генпрокурору Виктору Шокину с просьбой расследовать обстоятельства продажи телеканала в 2013 и 2015 годах, и генпрокурор немедленно откликнулся. Он заявил во время брифинга, что планирует допросить всех причастных к продаже «Интера». Как известно, в 2013 году Валерий Хорошковский продал контрольный пакет акций телеканала, а в конце января 2015 года 29% акций «Интера», которыми владел Первый канал российского телевидения — ОРТ, перешли в руки олигарха Дмитрия Фирташа и главы бывшей президентской администрации Януковича Сергея Левочкина, которые, таким образом, консолидировали в руках подконтрольных им компаний 100% акций.

А вместе с этой концентрацией собственности «Интер» развернул пропагандистские атаки на правительство, которое он называет «тотально коррумпированным», и апологетизацию сталинизма путем демонстрации «биографических» российских телесериалов наподобие «Сына вождя народов» и «Орлова и Александров», построенных на откровенной неправде; как отмечает автор «Дня» профессор Борис Соколов, «исторических нестыковок там столько, что можно написать целый том». И все такие «нестыковки» этих и таких, как эти, сериалов, демонстрируемых «Интером», служат одной цели — возвеличиванию Сталина, сталинизма и российского империализма.

И что интересно: удивительным образом именно после демонстрации этих сериалов Нацсовет снял часть санкций, которые до того сам же наложил на «Интер»...

Кроме того, киевская прокуратура (хотя должна была бы быть Генеральная) в начале года начала расследование обстоятельств покупки Валерием Хорошковским в 2005 году контрольного пакета акций у Игоря Плужникова. Дело в том, что депутат от СДПУ(О) Плужников, официально фигурироваший как мажоритарный владелец телеканала, неожиданно впал в кому, а потом умер как раз во время осуществления операции по купле-продаже, причем, по мнению ряда экспертов, его подпись на документе о передаче части акций «Интера» поддельная.

Поэтому кто является теперь реальным владельцем «Интера», откуда взяли в 2013 году Фирташ и Левочкин $2,5 млрд, а в 2015 — $100 млн для покупки 100% акций телеканала и почему этот номинально украинский канал занимает пророссийскую и неосталинистскую позицию — все это очень интересные сюжеты для следователей. С другой стороны, в этом всем нет ничего удивительного: вспомните, какую роль играл тот же «Интер» в пропаганде «Русского мира» в прошлое десятилетие, о содержании его программ во время Революции достоинства, о «гибридной войне» и ее средствах.

Но предельно скандальная ситуация с «Интером» — это лишь своеобразная линза, в которой сфокусированы все главные проблемы украинского телевизионного пространства.

В первой половине 1990-х в нем господствовало российское телевидение, но времена в плане кремлевской пропаганды тогда, при президентстве Ельцина, были, к счастью, относительно «вегетарианские». На втором месте находилось государственное украинское телевидение, на третьем — частные региональные каналы. Возник еще и телеканал ICTV, совладельцем которого была, наряду с украинским государственным ТВ, американская компания Story First Communications.

Во второй половине 1990-х появились два мощных общенациональных частных канала — «Интер» и «1+1», а также ряд других частных каналов с меньшим покрытием и меньшими финансовыми ресурсами. Появились и коммунальные медиа, например, телеканал «Киев». Вместе с тем начались процессы концентрации масс-медиа в руках зарождающегося олигархата. Знаковым в этом плане стал переход в 2000 году телеканала ICTV в руки «семьи» тогдашнего президента Кучмы.

Как ни парадоксально, окончательная олигархизация телевидения Украины произошла уже после Оранжевой революции, при президентстве Ющенко. Что ж, Виктор Андреевич не раз повторял, что не имеет значения происхождение денег, главное, чтобы они работали. Именно тогда завершилась и «продажа» политических партий олигархическому капиталу, то есть пришла к совершенству созданная во времена Кучмы система: каждый миллиардер и мультимиллионер, чтобы участвовать в «распиливании» бюджета и приватизационных процессах, должен был иметь телеканал (или несколько), газету и политическую силу (самостоятельно или на паях с кем-то). Иными словами, телевидение Украины окончательно превратилось в средство манипулирования общественными настроениями в интересах олигархата и его «друзей» из России (где покупались практически все телесериалы, многие программы и с которой делался не один совместный проект). Ну, а в силу того, что российское телевидение — даже канал «Дождь» — напрямую зависит от Кремля и не может не выступать пропагандистом «Русского мира», то и последствия были соответствующими. Сначала олигархическое ТВ «прикрыло» совершенный Януковичем в 2010 году конституционный переворот, потом оно дезинформировало украинцев относительно реального состояния отечественной экономики, и только потом, когда новая властвующая «семья» начала подгребать под себя все масс-медиа и всю экономику, часть олигархов стала на дыбы. Тем более что начали работу сразу несколько студий интернет-телевидения, аудиторией которых стали сотни тысяч оппозиционно настроенных граждан, — нужно было как-то конкурировать с этими студиями...

В итоге как всегда имеем то, что имеем: принципиальных изменений в телевизионном пространстве Украины после Революции достоинства так и не произошло. Работает тот или иной телеканал на украинские национальные интересы или выступает против них — зависит прежде всего от владельца-олигарха и, как в случае с «Интером», от «друзей» владельца. Собственного производства телесериалов практически нет — мол, невыгодно. Зато борьба между олигархическими кланами в полную силу отражается в телевизионном зеркале. Не стоит и говорить, как это сказывается на политико-моральном состоянии украинского общества.

Иными словами, проблема заключается — как и в политике и экономике — в общей деолигархизации Украины, в том, чтобы заставить всеми возможными средствами олигархов либо уйти совсем, либо превратиться в крупных бизнесменов западного образца с одновременным самоустранением из политических процессов. Возвращаясь же к проблеме «Интера», замечу: на мой взгляд, доля российской собственности этого канала должна была бы быть национализирована еще год назад, по крайней мере, сразу после вторжения российских регулярных войск в Украину в августе 2014 года. Так же должны были бы быть национализированы и «Сбербанк России», и другие российские государственные активы в Украине. Но помешали, видимо, бизнес-интересы в России некоторых находящихся у власти лиц (нужно ли лишний раз называть всем известные фамилии?), которые побоялись, что в ответ Кремль национализирует их имущество в РФ. А посему можно ли надеяться на объективное расследование прокуратурой сюжетов, связанных с «Интером», и на доведение этих сюжетов до логической точки?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать