«Крым. Курорт строгого режима»
Игорь ПОДДУБНЫЙ: «Люди по-прежнему не стали ценностью для государства»Недавно в Интернете появился фильм-расследование, как его позиционируют создатели, под названием «Крым. Курорт строгого режима». Это — документальный четырехсерийный рассказ об истории полуострова с 1783 по 1991 год. И, как ни странно для документальных фильмов в украинской традиции, рассказ интересный не только повествованием, но и картинкой. Практически весь изобразительный ряд киноленты построен на малоизвестных гравюрах художников XVIII—XIX века.
По словам автора и режиссера киноленты Игоря Поддубного, фильм был рассчитан на телевизионную и интернет-аудиторию. «Право первой ночи» досталось UA:Перший, так сказать, «по землячеству» (Зураб Аласания и Игорь Поддубный — харковчане). На этих же выходных фильм будет показан на региональном телевидении. Автор также обращался с предложением о трансляции фильма на «Интер» и «1+1», но ответа пока не последовало. История (не заказная) слабо интересует украинское телевиденье...
«У нас вообще документальных фильмов нет — если мы говорим о фильмах, которые не стыдно показывать на широкую аудиторию, — остро реагирует Игорь Поддубный. — То, что зритель видит в фильме о Крыме — это эксклюзивная хроника. Благодаря личным отношениям, нам удалось в двух кино-фото-видеоархивах — Москвы и Киева — взять такие материалы, что другим, может быть, очень сложно выделить. Слово «Крым» отсматривали в разных произведениях, и некоторые результаты нас очень удивили. Мы нашли видео Леся Курбаса, основателя театра в Харькове, которого расстреляли в Сандармохе в 1937 году. Не думаю, что кто-то из Харьковчан знает, что в Крыму Курбас проводил уроки непосредственно перед своим арестом. Собственно говоря, и архив Шагин Гирея сейчас находится в Санкт-Петербурге. Это все было вывезено еще при Екатерине. И было бы неплохо этот архив отыскать. И вот тогда появится настоящий фильм о Крыме, которого мы не знаем».
Говоря о параллелях прошлого с настоящим в истории Крыма, режиссер подмечает: «Когда Шагин Гирей (ставленник российской империи, последний крымский хан, бежавший от народного бунта) уезжал через Калугу, получивши свои пенсионные, на Родос, я сказал «Ростов». В 1918 году была подобная той, которая есть сегодня, блокада Крыма. И тогда в течении трех или пяти дней правительство Крыма передумало и попросилось в Украину (на то время Крым был под советской властью -авт.)... Люди по прежнему не стали ценностью того или иного государства, важнее флот как когда то, так и сейчас — флот, как военная база. И ради этого — все эти вопросы по поводу Крыма».
Под конец разговора Игорь Поддубный как бы невзначай заметил: «Много крымчан, кстати, посмотрело фильм». И, после уточнения, прибавил: «Крымчан, которые живут на полуострове и имеют свою точку зрения на происходящее». «На самом деле ответ на вопрос «Чей Крым?» находится там, в истории продолжительностью более двухсот лет», — говорил в интервью для UA:Перший Игорь Поддубный. И если посмотреть фильм «Крым. Курорт строгого режима» — все становится предельно ясным.
Выпуск газеты №:
№192, (2015)Section
Медиа