Крым: по российским «стандартам»
Информационное поле — под жестким контролем самопровозглашенной власти
Как сообщил местный министр по информации и массовым коммуникациям самопровозглашенной Республики Крым Дмитрий Полонский, все СМИ, издающиеся на территории Крыма, в течение десяти месяцев должны перерегистрироваться в соответствии с российским законодательством в качестве российских юридических лиц. Все медиа-юристы на полуострове сегодня штудируют российское законодательство о СМИ, поскольку в России таковыми считаются, кроме газет, журналов, информационных агентств, и любые интернет-ресурсы, а законы о СМИ РФ хотя на словах и провозглашают свободу слова, запрет цензуры и свободу журналиста работать с информацией, но на практике, как рассказывают коллеги, работавшие в России, сбор информации сильно затруднен подозрительным отношением должностных лиц к СМИ и журналистам вообще, а любая пресс-служба предоставляет информацию только дозировано, исключительно хвалебную и с условием предварительного согласования материала, подготовленного к публикации.
С другой стороны, работу журналистов сильно осложняет законы о борьбе с так называемым экстремизмом, под который российские суды могут подвести что угодно. Например, известен случай, когда журналиста осудили на длительный тюремный срок за «экстремистский» заголовок «Уйдем с Кавказа, станем сильнее». Более того, с 1 мая в российском законодательстве вступает в силу репрессивная статья, предусматривающая суровое наказание в виде лишения свободы «за призывы к отторжению Крыма от России», которая направлена явно против свободы выражения мнений и оценочных суждений, что, по стандартам международного законодательства о СМИ, не допускается. Поэтому крымские журналисты, которые стараются соблюдать стандарты профессии, уже готовятся к ужесточению как юридического, так и административного контроля над содержанием и методами своей работы.
ДОСТУП В ОРГАНЫ ВЛАСТИ ЗАКРЫТ
Новый жесткий стиль работы с журналистами уже внедряется на практике — доступ работникам прессы в органы власти, куда можно было заходить свободно по карточкам аккредитации, закрыт. Прежняя аккредитация ликвидирована, новую объявлять пока никто не собирается, руководители пресс-служб на звонки неугодных СМИ просто не отвечают, на пресс-конференции и другие мероприятия приглашаются только журналисты лояльных медиа, составляющие специальный пул, рассылка информации жестко ограничена. Органы власти Крыма стали «черными ящиками», процессы в которых, а также и большинство принимаемых решений, скрыты от глаз общественности, а потому и от СМИ.
Обвинения чиновников в том, что они нарушают стандарты работы со СМИ, не достигают успеха: если утверждать, что они нарушают украинское законодательство, чиновник отвечает, что они работают по российскому; если обвинить их в том, что они нарушают российские законы о СМИ, он отвечает, что они работают по крымским законам, хотя так называемая Республика Крым не приняла еще ни одного закона. Если обвинить их в том, что они нарушают международное право и права человека на получение информации, они ничтоже сумняшеся отвечают, что международное право им вообще не указ... Таковы реалии.
Недавно объявлено, что в Крыму уже создается местное отделение Союза журналистов России, создан оргкомитет, готовится запись желающих прежде всего перейти из НСЖ Украины или вступить в Союз журналистов России. При всем уважении к творческому союзу наших коллег из России, крымские журналисты мало надеются на их защиту.
ЗА ЧЕТЫРЕ ДНЯ — СТО НАРУШЕНИЙ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ
Тем не менее, прогрессивные журналисты Крыма не падают духом. Главный редактор крымского «Центра журналистских расследований», известная крымская журналистка Валентина САМАР, по приглашению Латвийского управления СБ ООН 31 марта вместе с Мустафой Джемилевым выступила на неформальной встрече членов ООН в Нью-Йорке и рассказала о массовых нарушениях прав человека и свободы слова в Крыму. «Новейшие методы ведения войн определяют и иной «вид» жертв. Они достигаются без применения огнестрельного оружия, потому что сегодня оружием массового поражения становятся информационные технологии, которые являются обязательной составляющей военных спецопераций, — заявила она. — Все это было наглядно продемонстрировано в процессе аннексии Крыма». Валентина Самар рассказала с трибуны ООН, что «в такой войне мишенью становятся журналисты и СМИ, которые, придерживаясь профессиональных стандартов и используя технические возможности, дают своей аудитории реальную картинку и неискаженную информацию о происходящем с места события. C момента фактической аннексии РФ Крымского полуострова... зафиксированы массовые случаи нарушения прав журналистов. За период с 27 февраля по 30 марта экспертами было зафиксировано более ста случаев нарушения прав украинских и иностранных журналистов при выполнении ими профессиональных обязанностей, которые также являются грубыми нарушениями прав человека. В целом же, в течение месяца в Крыму были похищены или незаконно задержаны три журналиста, 12 активистов и десять военнослужащих... Наиболее резонансными были названы случаи содержания в неволе (в т.ч. группы украинских журналистов, задержанных при въезде в Крым, — Елены Максименко, Олеся Кромпляса и Евгения Рахно), избиение сотрудников СМИ (журналистов крымскотатарского телеканала АТР, которые вели онлайнтрансляции событий, при штурме в/ч в Севастополе -корреспондентов телеканала «Интер» Андрея Цаплиенко и Елены Механик, режиссера «5-го канала» Антона Локтионова, корреспондента интернет-издания «Русская планета» Павла Никулина), изъятие съемочной аппаратуры и видеозаписей, которым подверглись группы более десяти СМИ, в том числе — АР, целого ряда телеканалов и интернет-изданий из Франции, Болгарии, Греции...»
В Крыму в эти дни, к сожалению, стало нормой полное попрание законов в отношении СМИ со стороны военных и власти — это захват помещений, отключение телеканалов от аналогового вещания, захват и повреждение передающего оборудования.
НЕПРИЯТНЫЕ МЕТАМОРФОЗЫ
Подобные угрозы для работы ощущают не все СМИ Крыма. Телеканалы, газеты и агентства, подотчетные власти, встречают содействие в работе. Конечно, можно только порадоваться за коллег, однако вполне очевидно, что такая прирученность и привилегии дорого обходятся для профессиональной чести и журналисткой этики.
Всего два примера. Необъяснимую, с точки зрения профессии и странную даже с точки зрения политики метаморфозу, пережил первый крымский телеканал ATR. При содействии его учредителя крупного российского бизнесмена Ленура Ислямова и под руководством опытной журналистки Лили Буджуровой ATR стал известен во всем мире как коллектив, который высоко несет стандарты профессии. Это под его эгидой был снят фильм «Хайтарма», который сначала был в штыки встречен всей российской пропагандой, но несколько дней назад получил высшую премию российских кинематографистов «Ника» за лучший фильм. Телеканал создал ряд выдающихся, с профессиональной точки зрения, программ, как, например, ток-шоу Лили Буджуровой «Гравитация». Во время вооруженной интервенции России в Крым журналисты ATR бесстрашно, рискуя здоровьем и жизнью, вели прямые репортажи с самих горячих точек противостояния, но свято соблюдали нормы и стандарты профессиональной деятельности. Наши коллеги сутками вели телемарафоны, в которых принимали участие известные деятели Украины, России, Татарстана, Турции, многих других стран. Всего за два десятка дней интенсивной высокопрофессиональной работы телеканал вошел в число лучших журналистских коллективов страны. И вдруг... сегодня по ATR вы не увидите ничего подобного. Круглые сутки на экране телеканала крутят художественные и краеведческие фильмы, исторические программы, несколько раз в день на экраны выходят выпуски новостей, в которых пропала острота, а часто— и актуальность. Что же случилось? Все объясняется очень просто. «Владелец» ATR Ленур Ислямов решил пойти в политику, с трибуны курултая он заявил, что «весь народ не может быть диссидентом», и рекомендован меджлисом для назначения на должность первого заместителя главы правительства Крыма, а потому с экрана ATR все меньше информации, которая могла бы не понравиться сепаратистским властям в Крыму.
Второй пример. В газете крымского «Госсовета» — «Крымские известия» — ее редактор Инина Иванченко ведет свою колонку, в которой в последнее время одна ложь сменяет другую, тексты строятся на подтасовках и сознательных искажениях фактов. А на прошлой неделе в статье «Главное — чтобы грузин говорил на украинском?» она не только «подвергает сомнению» профессиональные способности Зураба Аласании, спорит с решением о назначении его руководителем НТКУ. При этом походя давняя выпускница факультета журналистки МГУ опустилась до тривиального расизма, она рассуждает о «незрелости украинской нации», о «неспособности украинской элиты держать слово» не потому, что это политики такие, а потому, что она, элита, «рожденная и воспитанная украинскими семьями». Именно национальностью автор объясняет и «падкость на популистские лозунги» некоторых политиков. Тем более вся эта статья — ответ читательнице, которая уже предъявила редактрисе вполне справедливые претензии по поводу того, что «в вашей газете украинская нация названа незрелой, не способной создавать собственную государственность... хотя украинцев как нацию никто не отрицал». Профессиональной журналистики в «Крымских известиях» не стало вообще, зато пещерной украинофобии — хоть отбавляй.
Олесь ЖУРАВЛЕВ, «День»
РЕПЛИКА
«ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЫМА — БЕДСТВЕННОЕ»
Леонид КАРПОВ, шеф-редактор службы новостей ТРК «Черноморская»:
— Мы работаем сейчас в очень тяжелых условиях. Проявляется это в том, что наших журналистов практически никуда не пускают снимать. Официальных комментариев получить не можем — никакие органы власти, ни законодательные, ни исполнительные, не хотят общаться с нашим каналом. Дошло до того, что разговаривать отказываются даже чиновники низшего ранга, вплоть до коммунальщиков и работников сельского совета. В тот момент, когда журналист произносит название нашей телерадиокомпании, ему говорят: «Вам комментарии давать не будем». Либо это страх чиновников перед общением с оппозиционными СМИ, либо есть какое-то негласное распоряжение, но по поводу второго мы не обладаем информацией. Сейчас ТРК «Черноморская» присутствует в некоторых кабельных сетях и только на территории Крыма. В аналоговом вещании нас как выключили третьего марта, так до сих пор и не вернули. Поэтому от нас ушли практически все рекламодатели в виду того, что мы потеряли большую часть своей аудитории. Но нам на встречу пошли несколько телеканалов. Например, на канале «Социальная страна» выходят ежедневно наши новости, также «Громадське ТБ» транслировало наш марафон. Вообще же сейчас информационное положение Крыма достаточно бедственное. Работают только российские телеканалы, украинских нет, в том числе и в кабельных сетях, не говоря уже об аналоговых. Остается только Интернет. Но это ведь не вся аудитория Крыма. Пожилые люди не могут ничего узнать, потому что банально не умеют пользоваться Интернетом. Как мы станем планировать работу, если ситуация и дальше будет развиваться в этом духе? Как исполнители, работаем в том же режиме и ждем каких-то особых распоряжений от руководства.
Подготовила Анна СВЕНТАХ, «День»
Выпуск газеты №:
№61, (2014)Section
Медиа