Кто кому «шпион»?
Александр Харченко: «Задержание нашего журналиста — это спецоперация Кремля»Главной новостью информационной недели стало известие о задержании в России украинского журналиста, собственного корреспондента «Укринформа» во Франции Романа Сущенко. Как уже писал «День», само задержание произошло 30 сентября с нарушением всех международных правил. О своем решении российская сторона не сообщила никому — ни жене, ни в дипломатические учреждения, ни по месту работы. Ряд европейских и украинских лидеров, а также общественных организаций требуют от России немедленно освободить журналиста. Европейский парламент обнародовал официальное заявление к президенту РФ Владимиру Путину и руководству ЕС с требованием принять все меры для срочного освобождения корреспондента Сущенко. Пока журналист находится в СИЗО «Лефортово».
«День» связался с генеральным директором Украинского национального информационного агентства Александром ХАРЧЕНКО, который пока что находится в Вашингтоне (США), чтобы узнать подробности задержания коллеги.
«За несколько дней до московских событий руководитель международной редакции Наталья Костина сообщила, что наш «парижанин» Роман Сущенко хочет взять отпуск на один день, пятницу, чтобы посвятить викенд личным делам. Никаких «горячих» событий на эти выходные будто не намечалось, а живем мы в демократической стране, где люди имеют право на свою жизнь, поэтому я подписал заявление на отпуск. Я же между тем в воскресенье ночью вылетел в командировку. Выхожу из самолета, включаю телефон, и сыплется вал записок: что с Романом Сущенко? Правда ли это о Москве и его задержании? Как такое могло случиться и что это значит?» — рассказывает «Дню» Александр Харченко.
— «Укринформ» оперативно распространил заявление об аресте коллеги, где назвал эти действия «спланированной провокацией РФ»...
— А это можно расценить иначе, чем провокацию? Другое дело — цель и, так сказать, техника выполнения. Здесь есть над чем подумать. У нас нет, понятно, ответа, это плановая или, так сказать, вынужденная спецоперация... Если плановая, то все, понятно, было просчитано. В частности, визит Сущенко в Москву. Это мы о нем ничего не знали, но теперь, можно допустить, что российскими спецами, как это они умеют, были использованы родные Романа, умело «сгенерирован» повод визита (необходимость помощи или что-то наподобие этого, не будем говорить о методах «убеждения» людей в нынешних российских условиях).
Но мы не можем исключать, что все было иначе. Скажем, ФСБ просто хотело показать «результаты работы», и Романа задержали, так сказать, «инициативно». В этом случае российским спецам, несомненно, хорошей «базой» для дела показалось военное прошлое Сущенко — закончил военное училище, офицер, служил в горячих точках и все такое...
Что же касается цели, это может быть очередная спецоперация в рамках той же гибридной войны, когда нужно постоянно вести боевые действия на информационном фронте против Украины: вот вам «шпион», вот как они вызывающе рыщут у нас под носом, под стенами «святого Кремля», прилетая на выходные из своих гейроп-парижей. Но может быть и другое: это о той гипотетической возможности обмена, которая так активно обсуждается. Действительно, мы не можем исключить, что украинские спецслужбы задержали серьезных людей, и Кремлю очень важно вернуть их в Москву. Чтобы обмен казался более-менее адекватным, из Сущенко и лепят «шпиона». Даром, что Сущенко действительно действующий, активный журналист, который ежедневно «закрывал» для нас, как для информационного агентства французское направление — оперативно передавал новости, брал интервью, готовил аналитику. Он одинаково классно работал во всех жанрах, писал о чемпионате Европы по футболу, Каннском фестивале, военной выставке в Париже (или и здесь можно «пришить» дело: фотографировал соответствующие экспонаты-супероружие?). Любой может зайти на сайт Укринформа и убедиться, что это работа талантливого, работящего и профессионального журналиста. Но это, конечно, если хочешь объективно оценить человека.
Еще один важный аспект. Роман был хорошим журналистом-аналитиком, и его публикации из Парижа, столицы страны, которая принципиально важна для нормандского формата, имели свое мощное влияние на информационное поле. Вот лишь один пример с его публикациями. Кремль начинает пафосно вещать миру о безумном прорыве в информационной блокаде Европой самопровозглашенных республик на Донбассе, расписывая на все заставки «международный визит» французской делегации в ДНР. По его результатам участники и организаторы обещают рассказать «широкой французской общественности» об увиденном и услышанном. «Визит» действительно проходит. И по его итогам они рассказывают — о фашистах-бандеровцах, зверствах украинских вооруженных сил на Донбассе и все такое. Роман Сущенко же, как придирчивый журналист, который хорошо владеет французскими реалиями (вот почему, в частности, важно тому же государственному информационному агентству иметь своего собственного корреспондента за рубежом) собирает данные об этой «делегации», после чего появляется резонансная публикация «Трое в лодке, не считая Путина». И «широкая французская» и европейская общественность узнают правду о «делегации» из трех политических маргиналов и сомнительных персонажей — пенсионера-лепеновца, адвоката-защитника-педофилов и его подружки без определенного рода занятий. Так Сущенко умело показывал механизмы кремлевской пропаганды, когда иждивенцы Путина пытаются формировать образ Украины.
— Что, по вашему мнению, нужно сделать Украине, чтобы освободить Романа?
— Для этого нужно использование всех возможных средств — дипломатических, информационных, юридических. Украина должна ежедневно, ежечасно вести эту борьбу. И мы, кажется, эффективно учимся ее вести. При этом, на мой взгляд, очень важно, что в этой работе мы опираемся на широкую поддержку профессиональных, общественных организаций по всему миру. «Репортеры без границ» и десятки других влиятельных общественных организаций, как, например, Комитет защиты журналистов со штаб-квартирой в Нью-Йорке уже осудили арест Сущенко. Мы чувствуем огромную поддержку и журналистскую солидарность. Акции в поддержку Романа ежедневно проходят в абсолютно разных географических точках — в Киеве, Риме, Таллине, Варшаве...
При этом понимаем, что придется преодолевать безумное сопротивление мощной кремлевской машины. Оно уже чувствуется. Началась кампания по дискредитации Романа, и кремлевские боты и политические иждивенцы настойчиво работают над этим, и работают так же в очень разных географических точках — в Киеве, где нет лучшего помощника, чем Оппозиционный блок, в Москве, в Париже. И это мы также должны преодолеть. Верим и не сомневаемся: Роман вернется к своим профессиональным обязанностям. Он много делал и сделал для Украины. Теперь Украина должна бороться за него.
Выпуск газеты №:
№181-182, (2016)Section
Медиа