Перейти к основному содержанию

Кто такой постсоветский человек

...и на что он потратил 20 лет свободы?
18 августа, 19:21
В КОНЦЕ ПРОШЛОЙ НЕДЕЛИ БЕРЛИН ОТМЕЧАЛ 50-ЛЕТИЕ ВОЗВЕДЕНИЯ БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ. ЗА ЦЕРЕМОНИЕЙ, В ХОДЕ КОТОРОЙ ПЕРЕЧИСЛЯЛИ ИМЕНА И ФАКТЫ БИОГРАФИЙ ПОГИБШИХ ПРИ ПОПЫТКЕ ПЕРЕСЕЧЬ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ГДР И ФРГ, НАБЛЮДАЛИ ДЕСЯТКИ БЕРЛИНЦЕВ. ЭТИ МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПАЛКИ (НА ФОТО) ОБОЗНАЧАЮТ ЛИНИЮ, ГДЕ В СВОЕ ВРЕМЯ ПРОХОДИЛ ВОДОРАЗДЕЛ. БЕРЛИНСКОЙ СТЕНЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ, НО НЕМЕЦКОЕ ОБЩЕСТВО ДО СИХ ПОР ЕЕ НЕ ПРЕОДОЛЕЛО. УЖЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 20 ЛЕТ НЕ СУЩЕСТВУЕТ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, НО СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК — ЕСТЬ /

«Прочерк» — последняя автобиографичеcкая повесть Лидии Чуковской, русской поэтессы, прозаика, публициста и мемуаристки, дочки Корнея Чуковского, — сканирует моральные вывихи постсоветских обществ — сквозь время. Повесть писалась в 80—90-х годах прошлого века — о событиях 30-х, но как точно и безжалостно она объясняет нам нашу действительность, реалии века ХХІ.

Мы обязательно обратимся к творчеству Лидии Чуковской в следующих номерах «Дня», а сейчас — всего один абзац, который в большой мере может объяснить нам, что произошло с человеком за те 70 советских лет.

«...Хаос тридцать седьмого был отлично организован [...] А главное: и палачи — и жертвы были глубоко запрятаны в многоэтажных зданиях, в подвалах, в железнодорожных вагонах, за колючей проволокой. Жертвы и палачи не «от Рущука до старой Смирны», а от Черного моря до Белого, от Невы до Енисея, передвигались по стране многомиллионными невидимками, а видимая, обыденная человеческая жизнь между тем продолжалась как ни в чем не бывало. Страна трудилась и спала под усыпительно-обличительные речи газет и радиотарелок. Трудились на полях, на заводах, в литературе, в науке, в живописи, в киноискусстве. Иногда с ленцой и бездарно, карьеристски и подхалимски, иногда с пафосом и вдохновенно. Оттрудившись, люди отдыхали: совесть спокойна. Пожалуй, это и было самое страшное».

Это самое страшное до сих пор живет в нашем обществе. И мутирует, обретая новые формы.

На днях на своей странице в сети Facebook документалист Валерий Балаян обратил внимание на исследование российского Института проблем глобализации «Как вымирает «благополучная» Россия: причины, динамика, тенденции». Оказалось, передает utro.ru, что главный конфликт нашего времени в России заключается в противостоянии между стареющими носителями русской культуры и профессиональных навыков и молодой «ликующей гопотой». При этом, по словам Михаила Делягина, который возглавляет упомянутый институт, в элитах «слом культурного баланса» происходит даже быстрее, чем в поселках городского типа. Происходит, по его словам, уже «не расцивилизовывание, а расчеловечивание».

Между тем, одной из топ-тем отдельных украинских, а в большей мере российских, медиа стало 20-летие ГКЧП: обнародовали новые свидетельства и фотографии, осмысливали перемены, произошедшие за последние два десятилетия. К этой теме можно подходить из разных сторон. А «День», учитывая все вышеизложенное, заинтересовался феноменом постсоветского человека. Какой путь он прошел от «гомо советикус» до сегодняшнего дня? Кто такой постсоветский человек? Какой он? Что влияло на его формирование и становление?

Мы не претендуем на то, чтобы охватить эту тему в полном объеме. Потому что, как отмечает один из опрошенных нами экспертов, исчерпывающее объяснение феномена «постсоветской человек» требует целых диссертаций. Впрочем, некоторые мнения из Польши, Грузии, Латвии и Беларуси не менее важны, прежде всего потому, что наталкивают нас на самостоятельные размышления.

«СТРЕМИТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ — НАИБОЛЬШИЙ ВЫЗОВ, ПЕРЕД КОТОРЫМ ОКАЗАЛСЯ ПОСТСОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК»

Анджей ШЕПТИЦКИЙ, аналитик Института международных отношений Варшавского университета, Польша:

— Я не уверен, что «советский человек» до сих пор существует. Если говорить об украинском, российском, белорусском обществе, то можно обнаружить общие черты, являющиеся наследием Советского союза — то, что осталось от «хомо советикус». Но все страны и их общества, входившие в состав бывшего СССР, прошли определенный путь. Каждый — свой. Было столько дорог, сколько было республик в СССР.

«Хомо советикус» был очень пассивным. Он не интересовался политической жизнью. Если и интересовался, то лишь потому, что государство этого требовало. Такой человек «где-то там» работал и не имел много денег, ведя спокойный образ жизни. В последние 20 лет на таких людей повлияли очень быстрые перемены, произошедшие на разных уровнях: политическом, экономическом, социальном. Это был наибольший вызов, перед которым предстал постсоветский человек. В этих условиях постсоветскому человеку нужно было научиться выживать. В Польше кое-где есть остатки посткоммунистического общества. Имею в виду некоторые государственные компании угольного и аграрного сектора, например. А у некоторых поляков еще остались и позитивные «чувства» относительно коммунистической системы. В частности, убеждение, что государство должно помогать людям.

«ЭТИ ЛЮДИ НЕ ОСУДИЛИ И НЕ ПОНЯЛИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭПОХИ КОММУНИЗМА»

Атис КЛИМОВИЧ, журналист, Латвия:

— На тему постсоветского человека профессура может писать диссертации... В Латвии не все так хорошо и красиво, как ожидалось 20 лет назад, когда все свершилось (распался Советский Союз. — Ред.), а страны стали независимыми. За 70 лет Латвия понесла и физические, и моральные потери. Советизация ощутима и в нынешней жизни страны, она оставила свой отпечаток. 20 лет назад произошло восстановление независимости. Но количество населения в Латвии достигло предвоенных показателей.

Охарактеризовать постсоветского человека очень сложно. Здесь надо учитывать возраст, уровень образования, национальность и принадлежность к определенному социальному слою. С другой стороны, некоторые характеристики, которые мы можем приписывать постсоветскому человеку, свойственны и обществам западных стран, которые находятся сейчас в кризисе, например, Греции. Эти люди в большей мере ждут блага от «кого-то» (в данном случае от государства) и меньше рассчитывают на свои собственные силы. Наверное, «гомо постсоветикус» будут всегда... Так и большая часть латышского общества ждет чего-то от государства, она недостаточно активна и не готова отвечать за себя. К этой категории относится преимущественно недостаточно демократизированная русскоговорящая часть населения. Эти люди «сидят на крючке» российских телеканалов с проимперскими настроениями. Они не прошли за последние 20 лет мировоззренческий эволюционный путь и, что самое плохое — не осудили и не поняли преступлений эпохи коммунизма.

«ГЛАВНОЕ, ЧЕГО ДОСТИГЛА СОВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА, — ЭТО НЕ ВЕРА В СОВЕТСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ, А ОТСУТСТВИЕ ВЕРЫ, ВО ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО»

Гия НОДИА, председатель Кавказского института мира, демократии и развития, Грузия:

— В Грузии произошли большие психологические и социальные изменения. Сегодня проблемы во многом связаны именно с мировоззренческим противостоянием поколений. Сейчас у власти в Грузии находится поколение, которое проходило социализацию во время или после развала Советского Союза. Потому старшее поколение, которое социализировалось в советское время — чувствует себя маргинализированным. Люди нового поколения в большей мере ориентируются на конкретные цели, чем на процессы, на глобальные и универсальные ценности. Они более открыты, самостоятельны и рассчитывают на собственные силы.

Постсоветский человек — это человек, который вырос в советском обществе, социализировался в нем. Хотя это не означает, что он реально верит в те ценности, которые насаждались официальной пропагандой. Если говорить о качествах, то на ум сразу приходят три. Во-первых, страх. Постсоветский человек — это тот, который боится взять на себя инициативу, потому что она наказуема. Второе — это цинизм. Поскольку, главное, чего достигла советская пропаганда — это не вера людей в советскую идеологию, а отсутствие веры, во что бы то ни было. Публичное пространство воспринималось как пространство лжи, притворства и лицемерия. И третье — это ложь и неестественность, поскольку то, что происходит за пределами твоего дома — ложь. Люди к этому привыкают и начинают сами притворяться и лгать. Это тоже одна из черт, которую привила людям советская система.

20 лет — не настолько длительный срок, поэтому даже на молодых людях очевиден «отпечаток» советскости. Однако Грузия держит курс на отказ от советского прошлого, наверное, в большей мере, чем другие постсоветские республики. Не учитывая стран Балтии.

«ОБЩЕСТВА КАК ТАКОВОГО В БЕЛАРУСИ НЕТ — ЕСТЬ НАРОД, НАСЕЛЕНИЕ»

Роман ЯКОВЛЕВСКИЙ, политический обозреватель, Беларусь:

— Постсоветский человек — это человек, который весь облепленный «родимыми пятнами» «хомо советикус». «Государство поможет», «при советской власти было лучше, чем сейчас»... Молодежь в Беларуси, безусловно, уже другая, и ее конформизм, который активно пропагандируют государственные медиа, на самом деле, не такой устойчивый. Большинство молодежи привержено европейским ценностям, они отдалились от России. Один из мотивов этого отдаления — то, что Москва поддерживает Лукашенко. Общества как такового в Беларуси нет — есть народ, население. Наблюдая за ним сегодня, видим, как у него нарастает страх перед продолжающимся системным кризисом в стране. Граждане Беларуси в ожидании очередной девальвации, их ужасает дикий рост цен при полном отсутствии многих продуктов, которые начинают просто исчезать из магазинов. Это связано даже не с кризисом производства, а с тем, что власти безудержно экспортируют в Россию эти продукты питания...

Поколение, которое помнит советские времена еще активно. Свидетельством этого является то, что у власти в Беларуси находится такой оригинальный руководитель, как Александр Лукашенко, который как раз и пришел к власти на волне ностальгии за Советским Союзом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать