Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Лучшая защита против пропаганды – правда и независимость»

Президент компании Rai World Клаудио КАППОН — о миссии общественного ТВ и противодействии российской медиа-агрессии
08 августа, 12:36
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ПЕРВОГО НАЦИОНАЛЬНОГО КАНАЛА

Известный итальянский журналист, вице-президент Европейского вещательного союза, в прошлом генеральный директор общественного вещателя Италии RAI, а сейчас — президент компании Rai World Клаудио КАППОН на днях по приглашению НТКУ приехал в Киев. На протяжении нескольких дней он знакомился с условиями работы и контентом Первого национального канала, на базе которого в будущем году должен заработать украинский общественный телеканал. Собственно, итальянского эксперта по созданию и развитию европейских общественных каналов руководство НТКУ и пригласило, прежде всего, для обмена опытом. «Для общественного вещателя важнее сделать меньше проектов, но сделать их максимально качественными. Качество — на первом месте», — уверен Каппон.

— Контент — очень важная вещь, но в отличие от миссии канала его невозможно точно предопределить. Он непосредственно определяется творческим потенциалом журналистов, менеджментом и главное — миссией, ради которой создают в стране Общественное ТВ. Контент в разных странах отличается, ведь в разных странах — разные приоритеты и пожелания аудитории. Украина должна определить, какими будут у нее приоритеты. Что она хочет от этого канала, что им стремится донести людям, — говорит Каппоне. — У общественных вещателей и коммерческих в целом контентное наполнение существенно не отличается. И там, и там должны быть интересные фильмы, качественная документалистика, ленты, новости, спортивные программы. Но миссия общественного канала и миссия коммерческого — конечно, разные вещи. Думаю, что миссия вашего украинского общественного вещателя — правильное информирование. Люди должны знать, что информация именно на общественном ТВ — надежная, ей можно доверять, она независима и объективна. То есть это — обязательная ценность, потому что в коммерческом вещании основным является достижение коммерческого результата, а вовсе не независимость информации. Общественный вещатель не должен беспокоиться о цифрах, количестве зрителей, рекламе. Главная его задача — нести ценности зрителям. Это значит — прежде всего предоставлять информацию: качественную, полезную. Причем и такую, которую, по разным причинам, не дают коммерческие вещатели. Для них это может быть слишком дорого или экономически необоснованно. Но для общественного вещателя эти проблемы не должны быть главными. Взяв это за основу и дополнив другими познавательными программами, общественный вещатель может стать двигателем, который будет продвигать развитие ТВ в Украине, неким «законодателем моды». Но вместе с тем он должен быть лабораторией инноваций, он должен давать развиваться талантам вашей страны.

За счет чего этого можно достичь?

— Исходя из того, что я увидел на Первом национальном, новая команда руководства пытается осуществить обновление. Но вы еще не прошли реструктуризацию и обновление. Вам необходимо достаточное финансирование, трансформация и рационализация. Я не знаю точно ситуацию на канале, но создается впечатление, что он словно живет наследием прошлого. Вы должны принять факт, что должен быть промышленный план и реструктуризационный план, чтобы уменьшить расходы и увеличить эффективность, возможно, даже надо изменить инфраструктуру. У Первого национального большое помещение, которое нужно было бы сейчас не так планировать, строить другие студии, совсем другую инфраструктуру. Возможно, лучше вообще забыть то место, где работают журналисты, и сменить помещение. Каналу, чтобы стать общественным, надо внешне и внутри обновиться. Словом, будьте эффективнее, адаптируйтесь к новой ситуации, отбросьте наследие прошлого. И, конечно, учитывая ситуацию на украинском ТВ, Первому национальному надо увеличивать свою рыночную долю. То, что есть сегодня, — недопустимо. Вы должны стать привлекательнее, что включает новые программы, новые идеи. Только будучи более независимым и свободным, канал может иметь позитивное влияние на жителей и быть им интересным.

Как думаете, наша аудитория будет готова платить за новый контент?

— Новые 15 проектов, которые представило недавно руководство Первого канала, — хороший сигнал. Это шаги в правильном направлении. Это журналистика, которая действительно может разговаривать с людьми правдивыми фактами и историями и уже привлекает внимание людей. В медиа, конечно, вы никогда не можете знать заранее результаты. Даже американцы, которые снимают широкомасштабные фильмы и тратят миллионы долларов, могут потерпеть неудачу. Это — тайна креативности. Но важно изучать тенденции. Когда в течение месяцев ничего не получается, надо продолжать работу, совершенствоваться. Необходимы и определенные инвестиции, поскольку ТВ, к сожалению, вещь не из дешевых. Существуют большие игроки, которые выкладывают огромные деньги. И они с общественным будут конкурировать. Другими словами, вы не сможете выиграть войну против США, если вы, например, Сан-Марино или какое-то другое маленькое государство. Еще одна возможность для украинских медиа — поиск партнерства или союза с другими СМИ, в частности европейскими.

Сегодня Россия ведет агрессивную информационную войну против Украины.

— Да, мы это тоже замечаем. Пропаганда всегда существовала, особенно в условиях войны. Благодаря современным технологиям она стала медиа-пропагандой. Западные медиа выступают против «российской точки зрения» на ситуацию в Украине. Большинство из них не доверяют пропагандистским российским медиа, тем более не цитируют их. В частности, никто из качественных медиа не ссылается на Russia Today — лишь тогда вспоминает их, когда очередной журналист увольняется с канала из-за нежелания скрывать правду. Лучшая защита против пропаганды — это не контрпропаганда, а правда и независимость. Роль общественных СМИ — не бороться с другими медиа, даже если они используются в качестве инструменты пропаганды. Их роль заключается в том, чтобы предоставлять гражданам наиболее правдивую, профессионально собранную и независимую информацию, насколько это возможно. Я приехал из страны, которая находится в мире с 1945 года, где подобные драматичные события, как те, что происходят на востоке Украины, даже немыслимы для людей. Поэтому, возможно, так идеалистично мыслю. Надеюсь, что люди — как в Украине, так и в России — будут отдавать преимущество профессиональным, информативным, компетентным и правдивым сообщениям вместо какой-либо пропаганды. Думаю, что россияне со временем поймут, что информация, которой их кормят, слишком предвзята.

— В августе в Украине стартует канал, ориентированный на зарубежного зрителя Ukraine Today. Каким должен быть у этого вещателя контент об Украине, чтобы его интересно было смотреть иностранной аудитории?

— Назвали Ukraine Today? Очень круто. Главное, чтобы он не стал таким же пропагандистским, как Russia Today. Понимаете, Russia Today — это видео-пресс-служба МИД России. Смотря этот канал, я в шутку говорю, что его руководство проводит планерки с автоматом Калашникова на рабочем столе. В целом позиция Италии не такая, как у других европейских стран. Мы не делаем «итальянскую» информацию для мира. Наша миссия — заботиться об итальянских сообществах по всему миру. Мы не информационный канал, как BBC World, CNN или Al Jazeera. Мы просто канал, который пытается создать связь с сообществами эмигрантов и нашей страной, чтобы удерживать социальную и культурную среду. Это — национальный политический выбор, и мы решили не иметь подобного в нашей стране. Италия не ставила перед собой задачу, чтобы иметь канал, который бы транслировал итальянский голос для мира. Если же Украина отважилась на такое, то это — большая и сложная попытка. Страны, которые это сделали, — французы, британцы, американцы, россияне и другие — они или крайне богаты, или сделали это по политическим соображениям. Это их выбор и их ответственность.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать