Перейти к основному содержанию

Мария СОДЕРБЕРГ: «Мечта каждого шведского журналиста — написать настоящее расследование»

23 мая, 16:35
МАРИЯ СОДЕРБЕРГ

Мировая пресса сегодня уже переступила порог больших изменений. О том, как эти изменения переживает шведская журналистика, «Дню» рассказала фотограф, лауреатка премии Шведской Академии за представление шведской культуры за рубежом и продюсер белорусско-шведских литературных дней, которые проходили во Львове с 17 по 19 мая, Мария СОДЕРБЕРГ.

Почти 90% шведского населения читает по крайней мере одну газету. В чем секрет доверия к прессе?

— Шведы отличаются от других наций особой заинтересованностью в информации. К примеру, мой отец живет в маленьком селе на севере Швеции, но ежедневно смотрит по меньшей мере три телевизионные передачи, слушает новости по радио и читает одну ежедневную газету. В последнее время в печати очень часто обсуждают ситуацию на севере Швеции, где интернет пока еще — редкое явление. Поэтому свободный доступ к интернету является сегодня нашей демократической миссией.

В нашей стране читатели следят за тем, чтобы информация в медиа постоянно обновлялась, потому что люди хотят знать, что происходит. Информация, которую публикует сегодня шведская пресса, оказывает большое влияние даже на государственную власть. Пресса может иметь порой карательный характер. Если шведский журналист исследует проблемы, в которых виновен, как выясняется, определенный чиновник, уже завтра его могут лишить полномочий.

Особенностью шведских газет является также их физическая доступность. Посещая любое общественное место или библиотеку, вы обязательно найдете бесплатные стенды с прессой, начиная с региональных и заканчивая мировыми изданиями. Конечно, шведы доверяют не всем газетам, но рефлекс чтения у нас развит очень хорошо.

В чем видят свою миссию современные шведские журналисты? Ввиду того, что в последнее время мир медиа переживает трансформации, какие вызовы стоят перед шведскими СМИ?

— Сегодняшние изменения начались еще 20 лет назад. Основная их причина — увеличение динамики и скорости на информационном рынке. Способ производства материалов также трансформируется. Так, крупные медиа-центры с некоторых пор не работают в направлении проблемной и глубинной журналистики, отдавая преимущество короткой новостийной журналистике. Но, по-видимому, в большей степени изменения коснулись привычности и стабильности печатной прессы. Один из вызовов для шведских СМИ звучит так: как получить средства от информации с собственных интернет-сайтов? Каждый раз все больше шведов знакомятся с информацией с помощью собственных смартфонов. Это уникальное явление, когда в определенном месте можно увидеть с десяток молодых людей, которые читают с экранов подобных электронных устройств. В таких случаях я шучу, что шведы обнимают эти свои смартфоны, словно любимые игрушки — мишек Тедди.

Если воспринимать журналистику как сферу, которая формирует определенные правила и нормы, то на каких деонтологических принципах существует шведская журналистика?

— Трудно сказать, ведь для многих журналистов — это обычная работа с и до определенного часа. Для кого-то — это действительно миссия. Следует отметить, что между разными шведскими СМИ не прекращается конкурентная борьба, поэтому журналисты вынуждены постоянно продуцировать сенсации. Правда, им одновременно свойственна и безоговорочная правдивость. Если пресса публикует какой-то скандальный материал, очень быстро в других СМИ начинаются дебаты вокруг опубликованного материала. Шведское общество — очень открытое и критичное.

Мечта каждого шведского журналиста — написать настоящее расследование, проблемный репортаж, который бы разоблачал определенные несоответствия, которые этот материал поможет решить. Но и здесь журналист опять вступает в противоречие, ведь часто он зависит от работодателя, который определяет конкретный часовой лимит для исследования темы.

Как выглядит рынок коммерческой прессы в Швеции?

— Большинство шведских журналистов работают в локальных газетах и на маленьких сайтах. Поэтому видят лишь тени масштабных событий. Это хоть и не слишком перспективно, но такие издания могут спокойно функционировать. Однако в крупных медиа, где свет информации светит очень ярко и нет никаких проблем с недоинформированностью, начинается настоящая борьба. Крупнейшими соперниками на рынке шведской прессы являются такие издания как Aftonbladet (независимая социал-демократическая газета) и Expressen (либеральное издание). В Швеции существует четкое разделение на утренние и вечерние издания. Хотя два таких больших издания как Dagens Nyheter и Aftonbladet, несмотря на то, что являются утренними, распространяются и после обеда.

В последние годы все чаще говорят о важности фоторепортажистики как форме визуальной публицистики. В Украине немногие издания развивают подобную традицию, однако в Швеции, как известно, печатаются даже комиксы. Какие результаты вы получаете от подобной визуальной публицистики?

— Ситуация с фотопублицистикой в Швеции также нестабильна: с одной стороны, есть глубокие авторские фото, а с другой, — перепечатывание чужих снимков. Мне как фотографу очень досадно осознавать, что многие газеты сегодня отказываются от фоторепортажей вообще. Всему причиной — минимизация расходов и скорость подачи информации.

Как повлияло развитие межкультурных коммуникаций на образ «Другого»? Каким он предстает перед нами в шведской печати?

— Увеличение физической мобильности не обошло стороной и Швецию. Таким образом среди 9-миллионного население страны один миллион — это эмигранты, в большинстве своем — уроженцы Турции, Ирака, Ирана и соседних государств. Почти каждый день в печати публикуют материалы об интернациональном обществе и его проблемных аспектах. Интересно, что «Другой»в нашей в прессе — это не чужестранец, замкнутый в собственной национальной идентичности. Авторы публикаций отмечают то, что эмигранты в Швеции хотят ассимилироваться с нашей страной, однако, могут встретить сопротивление среди коренного населения. Обычные люди недостаточно работают над тем, чтобы приобщать эмигрантов к разного рода деятельности или считаться с их идеями. Интересная деталь — немало известных шведских писателей не являются шведами.

Как вы оцениваете состояние свободы прессы на территории СНГ и Беларуси, в частности?

— Признаюсь откровенно, меня подобная ситуация пугает. Это страшно, когда против иностранных журналистов-международников, которые работают в этой сфере годами, открывают уголовные дела относительно их деятельности. Если сравнивать свободу слова в Украине с ситуацией в Беларуси, у вас не все так ужасно. Вы, по крайней мере, видите своего Президента Януковича по ТВ не каждый день, чего не скажешь о Беларуси.

Конечно, в Беларуси есть несколько качественных СМИ, однако они не могут циркулировать в обществе. И это — трагедия белорусской журналистики.

На протяжении последних лет Беларусь находится в международной изоляции. Почему вы обращаетесь к опыту писателей именно этой страны? Как вы оцениваете состояние современной белорусской литературы?

— Проект существует 12 лет, в частности благодаря поддержке Шведского института (SI) и Консульства Швеции. Ежегодно, кроме других стран, белорусско-шведские литературные дни проходили и в Беларуси. Однако в этом году нас туда просто не пустили. Я была в этой стране 75 раз, а в прошлом октябре и в январе этого года белорусская власть отказала мне в визе.

Белорусская литература сегодня в затруднительном положении. Каждый раз все меньше литературы издается на белорусском языке. Возникает ситуация, похожая на вымирание видов. Задачей белорусской литературы на сегодняшний день является сохранение собственного языка. В этой стране существует издание «Брестский курьер», которое печатает материалы исключительно на белорусском языке, и людям это нравится. Их власти должно быть стыдно, что они сознательно идут на такое преступление против собственной нации как уничтожение собственного языка.

В отличие от журналистики, поэзия и проза в Беларуси испытывает меньшие притеснения, ведь власть считает, что литература имеет на общество незначительное влияние. Однако даже на эти темы в их обществе говорят не часто. Поэтому, кроме уже таких известных имен как Светлана Алексиевич, Барис Пятрович, Андрей Хаданович и Дмитрий Плакс, на литературные дни мы планируем привезти из Беларуси еще сорок человек, чтобы они просто послушали, о чем в их стране вынужденно молчат.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать