Медиаэпоха: от «дальновидения» до массового ТВ
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20031114/4206-9-1_0.jpg)
Незадолго до Дня работников телевидения, радио и связи (16 ноября) увидела свет новая книга известного эксперта по вопросам ТВ и РВ Ивана МАЩЕНКО «Радио и телевидение: от истоков — к космическим высотам». Этот сборник статей, изданный при поддержке Николаевского колледжа прессы и телевидения тиражом в 1000 экземпляров, можно адресовать не только специалистам, но и массовому читателю. Ведь «День телевидения и радио» большинство из нас «празднует» ежедневно, включая телевизор или радиоприемник, и поэтому узнать подробности и стории и современного развития «электронной музы» интересно будет, безусловно, многим. Особенно если учесть, что автор книги в сфере телерадиовещания работает четыре десятилетия, а «телевизионных» книг напис ал уже полтора десятка.
Взять, к примеру, пресловутые «мыльные оперы», которыми уже не первый год «закармливают» добропорядочных домохозяек отечественные телеканалы. А многие ли телезрители знают о происхождении самого термина «мыльная опера»? Оказывается, впервые это словосочетание появилось в статьях газетных критиков еще в тридцатых годах прошлого века — для обозначения определенного сорта радиопродукции. А именно — радиосериалов, вышибающих слезу и призванных компенсировать американским домохозяйкам, выпроводившим мужей на работу, недостаток общения. Кстати, саму идею, отмечает Иван Мащенко, подсказали радиомагнатам психологи. Радиомагнаты прислушались. И не прогадали. Радиослушат ельницы не просто следили за судьбой героев, но и внимали даже их «случайным» оговоркам — например, относительно того, каким сортом мыла пользуется главная героиня... И пошло- поехало. Трогательные жизненные истории (например, о бедной, но порядочной продавщице магазина, в который «случайно» заходит за покупкой сын миллионера и, разумеется, влюбляется в продавщицу), растянутые на бесконечное количество серий, стали заполнять дневной эфир радиостанций. Разумеется, когда телевидение перехватило пальму первенства, этот рецепт был позаимствован. И хотя сегодня на дворе — 2003 год, домохозяйки (и не только они) продолжают сопереживать героям «мыльных опер». Последние, впрочем, давно уже рекламируют не мыло (если говорить о самом телепродукте, а не рекламных паузах), а определенный стиль жизни — потребительский. Многосерийные телестрадания стали привы чным элементом массовой культуры. А Иван Мащенко попытался исследовать феномен многосерийности на примере телепсихоза начала 90-х, прошедших «под знаком Марианны» («Богатые тоже плачут»), а также ответить на вопрос, почему же зрители никак не хотят расстаться с не лучшим из тележанров. Учитывая, что многосерийные телероманы составляют основу коммерческого ТВ, вопрос весьма актуальный.
Впрочем, исследованию парадоксов многосерийности посвящен лишь один из разделов книги. Значительную ее часть составляют материалы, ранее уже публиковавшиеся в предыдущей работе Ивана Мащенко «Мифы и реалии телерадиоэфира» (Киев, 2001), но доработанные: о телепроектах XIX века, о «гулливерах» земных сооружений» — телевизионных башнях, о видеоарте и телеиграх, о сюрпризах космовидения. Многое публикуется впервые. Как, например, статья об упоминаниях о радио на страницах произведений Михаила Булгакова и о телерадиопрогнозах Велимира Хлебникова. Не менее инт ересен и материал «Спецоперации Си-Эн-Эн», рассказывающий о том, почему журналистам телестанции удавалось оказываться в центре событий и во время войны 1991 года в зоне Персидского залива, и во время путча ГКЧП, и в «черный вторник» 11 сентября 2001 года. Не забывает автор и о старожиле информационного пространства — проводовом радио («Ода «радиобрехунцу»). А в целом складывается мозаичная картина мира, который нас окружает, — мира эпохи радио и телевидения.
Выпуск газеты №:
№206, (2003)Section
Медиа