Перейти к основному содержанию

Мелкими перебежками в русский телеэфир

01 августа, 10:40

Сейчас много говорится о том, что ситуация на востоке Украины, в том числе и создание фейковых «народных республик», — продукт операций российских спецслужб. Эти действия не привели бы к желаемому результату без информационных спецопераций, прорабатывания идеологий, различных вбросов, подготовки местного населения, которые велись не один год. Так или иначе, украинские телеканалы тоже этому содействовали. Вспомним, сколько раз появлялся в эфирах русский политолог Владимир Корнилов, который долгое время жил и работал в Украине. Один из плодов его деятельности — книга с громким названием «Донецко-Криворожская республика: Расстрелянная мечта», которую Корнилов опубликовал еще в 2011 году. Ничего не напоминает? А сколько раз наши каналы давали слово украинскому только по паспорту (а теперь уже и вовсе гражданину РФ) политику Вадиму Колесниченко, который вместе с Сергеем Киваловым пытался искоренить украинский язык в Украине и возобновить полномасштабный процесс русификации, вплоть до подачи соответствующих законопроектов. Кто разрабатывал и оплачивал эту информационную спецоперацию? И, наконец, задается ли этими вопросами СБУ? Да, сейчас радикальные сепаратисты переехали в московские эфиры. Но это не значит, что украинские ток-шоу очистились от кремлевской идеологии. Теперь там представители «мягкой силы», как Шуфрич. Будут ли они наращивать темпы, если на это опять не обратить внимания?..

Вот например, на российском федеральном Первом канале в программе «Политика» ведущий Петр Толстой, расспрашивая своих гостей, в том числе и наших вроде бы сограждан, на предмет «кризиса на Украине» подсказывает, что нужно в этот раз преподнести аудитории, заметает оговорки, которые могли бы хоть как-то разрушить русский миф, режиссирует ответы. Однажды это было очень ярко видно в диалоге с Царевым. «П.ТОЛСТОЙ: — У меня вопрос, господин Царев, к вам. Как себя вести должна Россия и что в этой ситуации делать (разговор о малазийском Боинге-777. — Авт.)? Насколько она сильно изменилась и изменила суть конфликта, который происходит на Украине? О.ЦАРЕВ: — Петр, вы мне задаете вопрос как к Украине, да? Теперь — как к России... П.Т.: — Мы с вами прошли уже стадию, когда я вам задавал вопрос как к представителю Украины, как к депутату Верховной Рады. А сейчас я вам задаю вопрос как к представителю Новороссии». Видимо, Олег Царев еще не очень силен в русской пропаганде. Пока все его ответы выглядят, как заученные клише: «Америка разжигает огонь гражданской войны», «власть заливает кровью юго-восток Украины» и т.п. Если присмотреться, то в глазах Царева можно увидеть скрытый страх — он выбрал путь, на котором уже нельзя повернуть назад, поэтому этот «политик» до конца будет выдавать российским СМИ заученные тексты.

А вот Николай Левченко, кажется, уже немного опомнился и начинает понимать, что не все так просто в его стране, как рассказывают об этом с телевизионных экранов другого государства. Он уже осознает, насколько это позволяют его кукловоды, что региону, в котором он родился, Россия обеспечила очень неприглядное экономическое, и не только, будущее. Если раньше Левченко, может быть, и надеялся на присоединение к РФ, то теперь, когда стало ясно, что история Крыма не повторится, он стал петь совсем другую песню. В той же «Политике» на Первом канале он как-то обронил, мол, идите россияне выяснять свои отношения (он, правда, по клише уточнил, с кем — с Америкой) в другое место, а мою страну не трогайте. Долго же у него просыпалось понимание того, кто такие «ополченцы Донбасса».

У Елены Бондаренко репертуар, конечно же, не изменился. Все та же истерика, «хунта», «каратели» и именование себя оппозицией. До боли знакомая картинка... Наверное потому, что украинские каналы тоже не скупились показывать эту особу. «День» уже писал об одном из ее «выступлений» на «112 Украина», где Елену всячески поддерживал тогдашний ведущий телемоста Киев — Москва («112 Украина» — «Дождь») Максим Шевченко («Говорит и показывает Москва» на... украинском телеканале»). Видимо, Бондаренко поняла, что намного легче приходить на федеральные каналы, где тебе никто не задаст вопрос, откуда у «ополченцев» российское оружие. Кстати, самих «ополченцев» на те же каналы тоже не гнушаются приглашать, представляя их своей публике как официальных лиц. Но проверенные и опытные ораторы все же лучше, и поэтому колесят Царев-Бондаренко-Левченко и иже с ними по просторам российского ТВ. Поодиночке и «косяками», как на «Воскресном вечере» Владимира Соловьева на «России 1», вперемешку с Жириновским, Зюгановым, Дугиным и тому подобными персонажами.

Есть у федеральных каналов и новые «звезды», как-то Сергей Аксенов, незаконно назначенный «глава Автономной Республики Крым»; криминальный авторитет по кличке Гоблин, бывший гражданин Украины и депутат Верховного совета АРК по многомандатному округу от «Русского единства». Приходил он недавно на программу «Мнение» с Эвелиной Закамской на канале «Россия 24». Заявлял, что принимают «беженцев из Украины» почти каждый день, что «последователи Бандеры угрожали русскому населению Крыма, и говорили, что нашу идентичность приравняют к нулю»... Даже на лице ведущей от таких сказок появилась нервная натянутая улыбка, а Аксенову — хоть бы что. Опытный лжец, видимо, если так спокойно чувствовал себя в кадре, и без малейшей запинки вещал весь эфир. Как написала еще раньше в своем блоге журналистка «Радио Свобода» Елена РЫКОВЦЕВА: «...Не существует и украинских политиков, представляющих мнение, отличное от российского (расхождения возможны в непринципиальных нюансах), в студиях федеральных ток-шоу эту страну представляют исключительно украинские коммунисты, сторонники и представители сепаратистов (если речь идет о востоке Украины)... Я бы на месте российской публики вообще задумалась: откуда в Украине берутся все эти майдано-европейские тенденции, если в студиях — тишь да гладь да Божья благодать, все как на подбор свои, согласные с РФ?»

А теперь припомним, где эти люди оттачивали свое мастерство. Не на региональных или интернет-каналах, а на самых что ни на есть центральных украинских. Сколько раз выступал Левченко на «Интере», который некоторые называют «первой кнопкой Украины»? Да, в последнее время в украинских эфирах он стал «мальчиком для битья», но тот же Евгений Киселев приглашал его на «Черное зеркало», и Левченко приходил. И опять получались «петушиные бои», балаган, цирк — все что угодно, только не социально-политическое ток-шоу. А сколько раз такие скандалисты и сепаратисты появлялись в студии Савика Шустера, чью программу транслирует Первый национальный и «Телеканал 24»? Да что говорить в прошедшем времени, они и сейчас приходят на «Шустер LIVE». Вот, например, в последней программе опять засветился Нестор Шуфрич, который ездил с Виктором Медведчуком и Леонидом Кучмой «переговариваться» с террористами. А сейчас он свободно разглагольствует о том, что «мы не должны допустить, чтобы наших детей призывали в военкомат», а из его выступления у микрофона видно, что депутата намного больше волнуют предстоящие парламентские выборы и судьба его партии, нежели судьбы тех людей и их семей, которые погибают на востоке страны. Кажется, эти судьбы не волнуют и руководство ICTV, где не только не сняли с эфира русские сериалы про их спецслужбы, и «доблестную милицию», но и запускают новые. На этой неделе в «Свободе слова» говорили, как все любят Украину, какие все патриоты, а затем сразу после программы проанонсировали новый российский сериал «Литейный» — детектив о специальном отделе по расследованию особо крупных преступлений, в чей состав входят, кроме всего прочего, спецназовец и бывший ФСБэшник. Все персонажи, конечно же, мужественные герои, борются за справедливость, искореняют зло... А в это же время реальные, не киношные, ФСБэшники допрашивают украинскую летчицу Надежду Савченко.

Прикрываясь демократией, стандартами журналистской профессии, «не ангажированностью», мы допускаем в эфир тех, кто работает на развал нашей страны. Эта «другая точка зрения» стоила нам множества жизней, разрушенных городов, разобщенных семей. На сайте английской «Википедии» есть список войн, которые сейчас идут во всем мире. Разделены они по одной классификации — те, какие забирают более тысячи жизней в год, и те, — которые меньше. На территории нашей страны самая молодая война, но она уже в том списке, где более тысячи смертей. А украинское ТВ много лет прикармливало идеологов и глашатаев сегодняшней войны, и может, и не осознанно, но готовило благодатную почву для агрессии. И если раньше это было заигрывание с человеческим мировоззрением, то теперь это — заигрывание с человеческими жизнями. И опять появляется риторический по своей сути вопрос: «Сколько еще некоторым ведущим нужно смертей украинцев, чтобы перестать приглашать на свои эфиры пособников русской войны?» Вот Михаил Добкин ходил-ходил на «Шустер LIVE», а потом после покушения на Геннадия Кернеса резко остудил свой сепаратистский пыл. Результат — в Харьковской области не ведутся военные действия, хотя там тоже были захваты ОГА наряду с Донецком и Луганском. И получается замкнутый круг — политики по собственному желанию почти никогда не перестают ходить на ток-шоу, а украинские телеканалы не перестают их приглашать, потому что владельцы этих СМИ — тоже политики. Но хотят ли украинцы как общество такую политику с таким телевидением?..

«От фразы про «израильскую армию, убивающую палестинских детей», сказанную Савиком Шустером в эфире украинского государственного телевидения, до фразы об украинской армии, убивающей донбасских детей, — всего один шаг, — написал на своей странице в «Фейсбуке» украинский журналист Виталий ПОРТНИКОВ. — И Шустер его сделает, уверяю вас, — это всего лишь бизнес, ничего личного. Когда человек, презирающий свой народ и помогающий его врагам компрометировать государство, созданное этим народом и защищаемое им в крови и слезах, остается модератором политической программы в стране, пытающейся в крови и слезах отстоять собственную государственность, поневоле задумаешься о перспективах даже не самого ведущего, а страны, предоставляющей ему государственный телеэфир».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать