Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Меняются только инструменты. Задача журналистики — быть опорой демократии — неизменна»

О балансе между миссией и индустрией, растущей роли качественного контента, видении украинских СМИ — участники Всемирного конгресса прессы поделились с «Днем» собственным взглядом на процессы в мировом медиа-пространстве
07 сентября, 00:00

В среду в Киеве завершился 64-й Всемирный конгресс прессы и 19-й Всемирный форум редакторов («Свобода слова — это свобода не журналистов, а граждан, интересы которых отстаивает свободная пресса», «День», № 156 от 4 сентября 2012 года).

В канун мероприятий звучали голоса против их проведения в Киеве, мол, это бонус на баланс действующей власти. Такие же сомнения, как уже выяснилось позже, были у организаторов и зарубежных участников. Впрочем, несмотря на все предостережения, форум и конгресс таки состоялись.

Сложно сказать, насколько глубоко за три дня пребывания в украинской столице зарубежные журналисты поняли Украину. Впрочем, они, по крайней мере, могли ею заинтересоваться. Теперь при упоминании о нашей стране в иностранной прессе у нескольких сотен редакторов и топ-менеджеров мировых изданий будет возникать определенный образ, эмоция, которые они будут сравнивать с информацией, поступающей в мировое медиа-пространство. А все мы знаем, что информация эта часто искажена или же просто поверхностна.

Впрочем, Всемирный конгресс прессы и Всемирный форум редакторов в Киеве более важны с иной точки зрения. Благодаря этим медиа-событиям Украина оказалась в центре мировых дискуссий. Их проведение размыкает определенные рамки, свойственные нам как стране постколониальной. Юрий Шевелев писал об угрожающей украинской провинциальности. Приобщение к дискуссиям такого уровня — это возможность сравнить себя с другими, наконец, лучше разглядеть как наши недостатки, так и позитивы. Другой вопрос: насколько украинские медийщики воспользовались этой возможностью.

Понятно, что конгресс и форум — это платформы для разговора о медиа как об индустрии. Здесь огромное внимание уделяют инструментам привлечения аудитории, новейшим технологиям. Это и не удивительно, ведь на Западе свобода прессы связана, в первую очередь, с экономической независимостью, которой можно достичь лишь при условии прибыльности издания. Поэтому вопрос медиа как успешного бизнеса — это ежедневный вызов, с которым сталкиваются, по крайней мере, западные СМИ. Украинские журналисты должны работать сразу в двух плоскостях. Перед ними еще до сих пор стоит задача построения гражданского общества в стране, которое проходит медленными темпами. Впрочем, то, что Украина еще, так сказать, догоняет Европу в политическом плане, не значит, что мы должны отставать в других сферах. Поэтому Всемирный конгресс прессы и Всемирный форум редакторов — это был хороший случай вырасти технологически, перенять опыт иностранных коллег в сфере инструментария, освоения новых платформ.

«День» поинтересовался у зарубежных участников форума, какие вызовы сегодня появляются перед мировой журналистикой; возможно ли печатным изданиям в условиях конкуренции с Интернетом сохранять баланс между качеством материалов и необходимостью зарабатывать деньги; как они оценивают уровень дискуссии и об их наблюдениях во время пребывания в Украине.

«УКРАИНСКИМ СМИ НЕ ХВАТАЕТ ВЫХОДА НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ»

Якоб МЭТЬЮ, президент Всемирной организации издателей газет и новостей:

— Мы должны быть доступными на всех платформах. Для нас важно снижение затрат на деятельность СМИ. Но качество контента — это основа профессиональной журналистики, и здесь не может быть никакого компромисса.

Конечно, должен быть баланс. Но если у вас хороший контент, это привлекает рекламодателей и читателей. Поэтому вопрос прибыли автоматически решается.

Уровень дискуссии достаточно высок, во время пленарных заседаний поднимались актуальные темы. Я думаю, что проведение Всемирного конгресса прессы и Всемирного форума редакторов в Киеве будет содействовать развитию цифровых технологий в украинском информационном пространстве.

Украина — замечательная страна, люди — красивые и гостеприимные. У нас хороший уровень сотрудничества с вами. Но СМИ не хватает выхода на международный уровень, чтобы они держались на уровне с мировыми медиа. Надеюсь, конгресс и форум могут стать хорошим началом.

«ЗАДАЧА КАЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ — ДАТЬ ЛЮДЯМ ИНФОРМАЦИЮ, В КОТОРОЙ ОНИ НУЖДАЮТСЯ»

Бернард МАРГАРИТТ, президент Международного коммуникационного форума, ветеран французской журналистики:

— Бытует мнение: если в мире появляется новая технология, предыдущая должна отойти в прошлое. Так думали о газетах с появлением радио, о радио с появлением телевидения. Теперь появились интернет-медиа. Но я не думаю, что после появления социальных медиа исчезнут печатные издания. Хотя обычно в этих условиях печатная пресса должна изменить свою стратегию. Например, людям не нужны новости в газетах, поскольку они быстрее получают их из Интернета. Поэтому задача газет — не просто напечатать новость, а объяснить ее, чтобы люди могли сформировать собственное мнение о том или ином событии. Более того, парадокс заключается в том, что в прошлое отойдет низкокачественная печатная пресса. Вряд ли кому-то будут нужны бумажные таблоиды. Но качественные медиа, которые объясняют аудитории процессы и события, будут занимать более сильные позиции, чем когда-либо.

Моя задача как президента Международного коммуникационного форума, который работает в 114 странах мира, заключается в том, чтобы поддерживать качественные медиа, способствовать тому, чтобы журналисты выполняли свою миссию — были опорой демократии и средством для объединения людей. И эта задача — неизменна. Изменяются только инструменты ее выполнения. Цифровые медиа тоже являются инструментом. Бессмысленно сосредоточиваться только на печатной или только на цифровой платформе. Важно для каждой компании разнообразить платформы, с которых она доносит информацию своей аудитории. Цифровые медиа — это эффективное средство также потому, что они наряду с другими социальными правами предоставляют человеку право на самостоятельное распространение информации. И это замечательно. Другой особенностью цифровых медиа является возможность пользователя выбрать для себя интересное и нужное. Однако задача качественной журналистики — дать людям информацию, в которой они нуждаются, чтобы понимать ситуацию и оставаться гражданами. То есть задача не изменилась. Но в условиях цифры печатные издания должны становиться каждый раз лучшими.

Это интересный конгресс. Я часто принимаю в нем участие, хотя в основном не ради докладов, а, чтобы пообщаться с журналистами со всего мира. Что касается сессий, здесь есть много людей, которые включены в журналистику как в отдельный вид бизнеса, и говорят о том, как заработать больше денег. Вторая категория участников — это люди, которые говорят о технологиях. Это важно. Но мало людей говорят о том, что еще важно для медиа, — о контенте.

Я разделяю предостережение, выраженное в редакторской странице Kyiv Weekly перед конгрессом, о том, что он проходит в условиях проблем со свободой слова, притеснений прав человека в Украине. Есть проблемы у оппозиционного телеканала. И это своего рода вызов. Но я надеюсь, что наше пребывание здесь будет иметь позитивное влияние на общество и ситуацию со свободой слова. Есть риск, что когда вы приезжаете в страну, где не все в порядке со свободой слова, то своим приездом стимулируете у власти ощущение, будто международное сообщество закрывает глаза на ее действия. Но есть другой аспект: ваш приезд может иметь влияние, может помочь другим людям почувствовать себя свободнее. И таким способом мы формируем ощущение солидарности у журналистов всего мира. Я надеюсь, что этот форум покажет: журналисты со всего мира действительно чувствуют эту солидарность.

«ЕСЛИ ВЫ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ БЕСПОКОИТЕСЬ О КАЧЕСТВЕ, ТО НАУЧИТЕСЬ ЗАРАБОТАТЬ НА СВОЕМ ПРОДУКТЕ»

Джон КРЮЙКШАНК, генеральный директор крупнейшей в Канаде газеты Toronto Star:

— Журналистика — это в первую очередь приобщение к мировому медиа-сообществу. Вопрос заключается в том, насколько местные журналисты могут отвечать его потребностям. Я думаю, одним из самых больших задач для любого СМИ в мире является создание такой бизнес-модели, которая могла бы обеспечивать ресурсы для продуцирования новостийного контента. Очевидно следующее — это способность привлечь аудиторию, которая будет следить за вашей деятельностью. И высшим достижением является умение работать в среде свободы слова, лишенной каких-либо манипуляций и влияний.

Я не знаю, возможен ли здесь баланс. Я думаю, что вы как издатель принимаете для себя решение, что именно вы хотите делать. А тогда вы ищете пути поддержки своего продукта. Если вы хотите только заработать деньги, то вам не нужно беспокоиться о балансе. Но если вы в первую очередь беспокоитесь о качестве, то научитесь зарабатывать на своем продукте. Есть много моделей, на примере которых можно увидеть, как это делается. В частности, для тех, кому это интересно, Нью-Йорк Таймс предлагает много вариантов.

Я считаю, было три или четыре достаточно сильных и интересных презентаций. Можно выбрать лучшее — и это хорошо.

Я не выходил за пределы центра города. Но мне нравится Киев, нравится, что здесь много зелени, много парков, в отличие от других городов. У вас также много выдающихся мест, в частности, церквей. Люди очень дружественные. Я буду рекомендовать своим знакомым, чтобы приехали сюда. Но одновременно в Украине продолжается процесс политической эволюции. И это очень важно для сторонников демократической Украины, а мы именно ими и являемся. Я надеюсь, что вы найдете свой путь разрешения проблем, которые перед вами возникают.

«ОСНОВНОЙ ВЫЗОВ, ПЕРЕД КОТОРЫМ СТОЯТ СМИ, — КАК СРЕДИ МАССИВА ИНФОРМАЦИИ ОТЫСКАТЬ НУЖНУЮ ТЕМУ»

Кэти МА, директор по социальным медиа IPC Media, Time Inc., Великобритания:

— Мы должны думать не только о контенте, но и о том, как понять аудиторию. В условиях цифровой революции существует избыток информации, которую нужно фильтровать. Как использовать эту информацию так, чтобы отыскать нужную тему, — это основной вызов, перед которым стоят СМИ.

Я из мира журналов, поэтому не уверена в том, как это работает в новостийной журналистике, но думаю, что если у вас качественный контент, люди будут платить за него, если же нет, то у вас не будет прибыли.

Думаю, что уровень высокий. Я много узнала о новостийной журналистике, поскольку недостаточно осведомленная в этой сфере. Но вызовы — огромные, это действительно так. Ведь спрос на продукцию средств массовой информации на Западе снижается.

Мне понравилась ваша страна: прекрасные люди, хорошая еда. Мы вчера посетили музей Пирогово, и я была поражена народными танцами.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать