Минимум России — максимум демократии
Выдержать российское давление помогут только национальное единство, политический консенсус, а также реальные демократические и экономические преобразования![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110915/4165-19-1.jpg)
Отечественные ток-шоу в обычном режиме обсуждали текущие события в Украине. Но вот какое странное ощущение возникло: оказывается, у нас нет новых лиц не только в политике, но и в телеэфире. Все те же штатные, постоянно «прописанные» в телестудиях политики, нардепы и политологи. Еще не так давно знаменитый рок-певец Виктор Цой пел: «Мы хотим перемен!» Ну, а нам пока что хотелось бы увидеть новых людей. Но ведущим легче работать с давно сформированной обоймой экспертов. А это не обещает никаких открытий. Вечный бег по кругу, самоплагиат публичных людей и ведущих — и никакого развития. В этих ток-шоу очень мало настоящей жизни, но очень много духовных муляжей, так сказать, симулякров бытия. Они там, в студии, как бы ведут дискуссию, а мы тут как бы смотрим.
Среди взволновавших телемэтров событий, конечно же, было выступление президента В.Ф. Януковича в парламенте. Как оказалось, он выступал в полупустом зале под крики: «Ганьба!» Шеф фракции ПР Ефремов очень по этому поводу возмущался: мол, не ходят депутаты на работу, покидают зал заседаний даже в такой торжественный момент. Особенно стыдил оппозицию. Но оппозиции у нас сегодня — от силы сто человек наберется. А где ж мощная правящая коалиция, где «тушки Его Величества», где «пролетарские якобинцы» из КПУ и «гибкие политики» Литвина? Это минус самому товарищу Ефремову — не сумел обеспечить Президенту аудиторию.
Да и товарищ Чечетов не использовал свой огромный авторитет для создания кворума. Видать, ждут нас серьезные кадровые изменения не только в правительстве, но и в парламентской фракции? И что происходит с хваленой внутренней дисциплиной в Партии регионов?
ИСПЫТАНИЕ МОСКВОЙ
В программе «РесПубліка» в роли главных идеологических дуэлянтов выступили два Анатолия — глава комитета Верховной Рады Гриценко и регионал Кинах. Оба сошлись на том, что в текущем и будущем году Украину ждут большие испытания, и самое большое среди них — Россия. Как точно сформулировала социолог Ирина Бекешкина, Россия поставила нас перед выбором: или вы с нами, или мы против вас. «С ними» — означаете отказ от европейского будущего, сведение к нулю членства в ВТО и вступление в замкнутую структуру союза, интеграцию в исторической перспективе в статус российской губернии. Уже сейчас можно представить, насколько бесправной и униженной будет «с ними» Украина.
Выступая на «слете» СНГ в Душанбе, Д. Медведев призвал коллег в качестве наблюдателей на выборах пускать в свои страны только представителей все того же СНГ, а не ОБСЕ, которое, по мнению российского президента, «слишком большие присылает делегации». Да и зачем они вообще нужны, если в СНГ проводятся, по убеждению Медведева, «честные выборы»... Уже сейчас ощущается страстное желание Кремля очертить свою сферу господства и герметически закрыть ее от всяких нероссийских влияний. А там, если все пойдет хорошо, снова сделать так, чтобы в Киеве, Кишиневе, Баку никто и чихнуть не смел без разрешения Москвы.
В студии было видно, что не только Гриценко, но и регионала Кинаха подобная перспектива не вдохновляет. Оппоненты согласились с тем, что для того, чтобы выдержать российское давление, необходимо национальное единство. Но откуда оно возьмется в условиях ползучей гражданской войны в Украине? Нужно, как минимум, выпустить всех политзаключенных и сесть за стол переговоров с представителями «другой Украины«— той, которая в оппозиции к нынешней власти.
Чтобы выдержать российское наступление на Украину, необходимо закрыть внутренний фронт, прекратить междоусобицу.
Политолог Кость Бондаренко предложил интересную европейскую формулу Украины: минимум России — максимум демократии. Действительно, нынешняя система правления в соседней стране выступает наглядным отрицанием демократических ценностей, антитезой европейскому укладу. Это минимально дозволенная демократия под бдительным надзором «лагерной администрации», то есть современной чекистской бюрократии Российской Федерации. Немало из этого арсенала уже успело появиться и в Украине. Ирина Бекешкина сказала, что если мы хотим сохранить себя, наш выбор должен быть европейским, но такими, как сегодня, мы в Европу идти не можем (политические репрессии, коррупция, клановость и т.д.). Ведь демократия — это власть демоса, народа, а не финансово-олигархических групп.
О ДЕМОКРАТИИ, СВОБОДЕ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
А Савик Шустер в первой же после отпуска программе взял быка за рога, задав публике вопрос: «Куда идет Украина?» И предложил два варианта ответа: «В демократическую Европу» или «К азиатской диктатуре». Только 32% опрошенных избрали первый вариант, а 68% — второй. Причем в конце программы, когда провели итоговое голосование, количество сторонников второго варианта еще более увеличилось. Сам Шустер прокомментировал ситуацию с лаконизмом римского сенатора: Тимошенко — в тюрьме, Тигипко — то ли уже, то ли готовится в Партию регионов, Янукович — с точки зрения Кремля, ярый украинский националист. Да еще добавил, что многие отечественные бизнесмены хотят продать свой бизнес и уехать за пределы Украины.
Ирина Акимова, первый заместитель руководителя Администрации Президента, командированная в студию Шустера, добросовестно отдувалась за всю власть, пытаясь оправдываться. Говорила красиво, правильно строила фразы (что так несвойственно нашим начальникам), демонстрировала прекрасную дикцию, но совершенно не убедила. Ведь регионалы пытаются осуществить прогрессивные реформы в условиях крайне реакционной, архаической политической системы, напоминающей разве что Сицилию начала ХІХ ст. Европейский народ, каковым несомненно являются украинцы, не может демонстрировать эффективное экономическое поведение в системе феодально-азиатской политики и государственного управления. Один только донецкий кадровый «трайбализм» чего стоит, попахивающий первобытным обществом, африканскими политическими нравами, когда принадлежность к племени хауса, йоруба или фульбе значит больше, чем политическая программа.
Между прочим, Александр Ефремов на эти обвинения ответил, что ему тоже не нравятся перегибы в кадровой политике и со значением напомнил публике, что представляет не Донецкую, а Луганскую область... Неужто и луганских допекло?
Сергей Тигипко принялся защищать власть от обвинений в строительстве диктаторского режима, заявив, что диктатура нам «экономически невыгодна», но нужна централизация власти. Говорил министр страстно и напористо, но как-то очень по-комсомольски. И снова воспевал увеличение пенсионного возраста. Кажется, политик Тигипко уже в прошлом.
Вряд ли ему забудут или простят живодерские «реформы» за счет наиболее незащищенных сограждан. Так что, кроме как в Партию регионов, ему идти некуда. Еще более, чем И. Акимова, развеселил А. Ефремов, когда сравнил «реформаторское» правительство Партии регионов с выдающимся польским реформатором Лешеком Бальцеровичем. При этом луганский товарищ пообещал новый уголовно-процессуальный кодекс, потому как нынешний УПК принят был еще при Хрущеве. Но Печерский районный суд, как мне кажется, еще и с этим кодексом не освоился на предмет строгого ему следования.
Региональные «баллады» о новых законах, системах и укладах были прерваны журналистом Виталием Портниковым, попытавшимся вернуть новоявленных «маниловых» на грешную землю: никакие сколь угодно прекрасные законы не могут быть воплощены в жизнь при тотальной коррупции. Что толку от замечательных законов, если они не действуют? Вы можете сколько угодно говорить о европейских перспективах, но вам никто в Европе не подаст руки, пока Тимошенко сидит в тюрьме. Вы строите антинародную диктатуру. Портников привел пример диктатуры Салазара в Португалии. Там были хорошие законы, правильное управление экономикой, сам диктатор был профессором экономики, но народ жил бедно, а страна вела кровавые колониальные войны в Африке.
Но после краха диктатуры демократия сказала свое слово: португальцы стали жить намного лучше, Португалия вступила в ЕС и стала вполне приличным государством демократической Европы. То есть — процветающую европейскую экономику нельзя построить без демократии, а демократия невозможна без того, чего так активно Партия регионов лишает ныне украинцев, без свободы. План же всем заткнуть рты, но при этом наполнить желудки, обречен на провал. Государство подобного типа будет существовать в интересах узкого круга привилегированных лиц. Ну а народ, продающий свою свободу за колбасу, не будет иметь ни свободы, ни колбасы. Рабов нигде хорошо не кормят.
Регионы в студии Шустера постоянно жаловались на трудности и на коварство предшественников. Что вызвало реакцию нардепа В. Кириленко: что вам мешает? У вас тотальная власть. Чего вы жалуетесь? Реформы провозглашаются, но не реализуются. Нет диалога в обществе. Два лидера оппозиции сидят в тюрьме. В таких условиях диалог невозможен в принципе. Нельзя делать реформы только за счет простых людей, власть-то себе ни в чем не отказывает. Это не реформы. Все окончится социальным взрывом.
«ШАРИКИ» ВЕРНУЛИСЬ
Умилил экс-судья, а ныне региональный нардеп В. Олийнык, который посетовал, что в Украине нет единства на предмет евроатлантической интеграции, в отличие от Польши, где был полный консенсус. А разве не Партия регионов вела оголтелую пропаганду против НАТО? Может, г-н Олийнык думает, что мы забыли, как фракция ПР в Верховной Раде надувала агитационные шарики с антинатовскими лозунгами? А совместные учения украинского флота с силами НАТО в Феодосии, сорванные при самом активном участии Партии регионов?
Особенно возмутило регионалов сообщение Александра Турчинова о том, что, по данным ООН, за время пребывания Партии регионов при власти доходы простых украинцев снизились на 10%. Данные очень не понравились г-ну Тигипко, и он бросился их опровергать. А когда заместитель Тимошенко рассказал, как в Донбассе у бабушки за долги по коммунальным платежам забрали холодильник и телевизор, и это на фоне прощения многомиллиардных долгов частным владельцам облэнерго, экс-судья В. Олийнык немедленно встал на защиту толстосумов, «обиженных» Турчиновым. Проблема социальной справедливости, а точнее тотальной социальной несправедливости, становится в Украине все более острой. Могут обостриться и способы ее решения...
Коснулись в студии и пенсионной реформы, которая не затронула группу привилегированных «неприкасаемых», получающих огромные номенклатурные пенсии по 50 тысяч гривен. Защитники этой публики ссылаются на Конституционный Суд, который регулярно объясняет, что ущемлять «избранных» нельзя. Это трудно совместить с равенством всех перед законом. Просто любопытно, это какие же такие колоссальные заслуги перед Украиной имеет гражданин, которому страна платит такую огромную пенсию? Речь ведь идет о более чем 6000 долларов США в месяц. Даже в самых развитых странах Запада подобные пенсии — явление нечастое. В общем, выходит так: если ты сумел, злоупотребляя властью, урвать себе непомерно большой кусок национального пирога за счет других граждан, никто не сможет поставить тебя на место.
Разумеется, регионалы не могли удержаться от соблазна снова рассказать сказку о том, что Тимошенко якобы подписала газовые соглашения с Москвой за поддержку на президентских выборах 2010 года. Если это так, то Россия Тимошенко «кинула», что и привело Партию регионов к власти. Регионалы злы на нее, хотя им следовало бы злиться на собственную геополитическую малограмотность. Они наивно думали, что вся беда в украинском языке, украинской истории (Бандере, Шухевиче), в западноукраинских националистах, но стоит им мило улыбнуться Москве, и все вопросы сами по себе разрешатся. Но дело в том, что ни один украинский президент Кремлю не нравился, ни один грузинский президент там не нравился, ни один молдавский (даже коммунист Воронин). Кремлю в соседних странах нужны не президенты, а губернаторы, назначаемые Россией. В стратегическом смысле политика Российской Федерации направлена на ликвидацию Украины как нации и государства. В российской столице рассчитывали, что Партия регионов окажет в достижении этой цели полное содействие. Но пока Кремль своими младшими партнерами не удовлетворен. Недавно в Новороссийске состоялось политическое пиар-шоу с участием В.В. Путина. Было много смешного, в частности, в контексте начинающейся там избирательной кампании. Объявились два девичьих отряда поддержки претендентов на пост №1 в РФ. Один из них публично раздевался за Путина, а второй — за Медведева. Неужели пагубное влияние киевского движения «FEMEN»?
Выступая с мостика старого крейсера, В.В. Путин призвал к укреплению единой и неделимой российской нации, которая формируется из разных этносов. В этот самый момент диктор телевидения поведала о байкерах (мотоциклистах), приехавших вместе с премьером (они постоянно ездят в украинский Крым): «Байкеры бредят восстановлением целостного государства». Неужели нынешняя РФ для них не является целостной? И нужно еще что-то прихватить у соседей? Между прочим, А. Ефремов никак не отреагировал (в контексте легенд о путинско-тимошенковском «газовом заговоре») на заявление пресс-службы В.В. Путина, что российский премьер готов дать свидетельские показания Печерскому суду. Но, как стало известно, сторона обвинения от вызова свидетеля Путина немедленно отказалась...
Этой же темы коснулся и Евгений Киселев в «Большой политике». Как бы подыгрывая власти, он показал ряд сюжетов о судебных процессах против президентов и премьеров в странах Запада, а почему в Украине нельзя судить Тимошенко? Но дело в том, что во всех случаях на Западе речь идет о том, что в действиях высших чиновников был обнаружен элемент личной корысти. Где корысть у Тимошенко?
Кстати, если все в Печерском суде так хорошо и законно, почему прекратили прямую телетрансляцию? И боятся ее возобновить... Может, чтобы «посполитые» не видели больше этой псевдоюридической непристойности?
В Печерском процессе есть один безусловный позитив: страна убедилась, что дальше с такой судебно-правовой системой жить нельзя.
«ПОЛЕЗНЫЙ» НАЦИОНАЛИЗМ
А на российском телеканале РТР в программе «Поединок» у г-на Соловьева солировал нынешний представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин. И ведущий, и другие присутствовавшие явно были напуганы выходом на центральные улицы Москвы более ста тысяч мусульман по случаю исламского религиозного праздника, когда центр столицы был по сути заблокирован. Как оказалось, из примерно 9 млн. жителей Москвы около 2 миллионов составляют мусульмане. Ораторы ничего, кроме растерянности, не продемонстрировали. А ситуация простая: либо надо строить мечети, дабы верующие не теснились на улицах (но тогда мечетей в Москве будет сотни), либо — неизвестно, как реагировать.
Рогозин агитировал за просвещенный русский национализм, рассказывая о его пользе и государствосозидающей функции. Да, единственный в мире полезный национализм — это русский, все остальные — вредны.
На этом же канале обсуждали в программе «Прямой эфир» конфликты русских туристов с местным населением, особенно в мусульманских странах. Отдельные трезвомыслящие россиянки пытались объяснить своим соотечественницам, что не следует бродить по улицам мусульманских городов в полуголом виде, поскольку это нервирует аборигенов. Но назидание вызвало взрыв возмущения: почему мы должны к ним приспосабливаться?
Правильно, пусть лучше местные приспосабливаются к россиянам, как пел Андрей Макаревич: «Пусть лучше он (т.е. этот мир) прогнется под нас».
Одна из участниц дискуссии сказала, что в туристическом мире все большую популярность завоевывают «туры без русских», причем их очень охотно приобретают некоторые россияне, чтобы спокойно отдыхать без соотечественников.
Присутствовавшие в студии российские патриоты истерично требовали уважения к русской нации, забыв, что уважение — дело взаимное. Что говорить о «маленьких людях», если руководители России позволяют себе в самом хамском тоне, в оскорбительных выражениях публично отзываться о главах иностранных государств? Простые граждане РФ ведут себя так, как их кремлевские предводители. Что ж удивляться реакции местного населения? А некий бывший спецназовец в студии вообще предложил России за каждого обиженного русского забрасывать другие страны бомбами и снарядами. Без комментариев.
Выпуск газеты №:
№165, (2011)Section
Медиа