МОЙ ГОД — МОЙ «День»-2009
Олег КОХАН, продюсер, директор компании «SOTA cinema group»:
1. Никогда не фокусируюсь на подобных вопросах. Если говорить о кино, отрадно, что есть уже какие-то позитивные сдвиги. Например, I Международный кинофестиваль в Киеве, «Гогольфест», наше кино вышло на арену самых крупных международных форумов — Берлин, Венеция, Рим. Окончательное утверждение Евро-2012 в Украине. Со знаком минус — уход из жизни неповторимого Олега Ивановича Янковского и короля поп-музыки Майкла Джексона.
2. Ушла эйфория первых лет Независимости и возвращается старая добрая традиция не воспринимать экзерсисы власть имущих и политиков. А у художников есть темы для серьезного разговора со своим зрителем и читателем. Хотя, конечно, немного жаль утраченных иллюзий. Значит, каждому из нас надо рассчитывать на собственные силы, оставив надежду на «доброго и справедливого царя». Год был очень продуктивным. И в плане совместного производства фильмов (сейчас в работе три полнометражных фильма). И в области фестивальных участий и побед: «Ника» — фильму Романа Балаяна, три приза «Мелодии для шарманки», венецианская награда филму Ширин Нещат «Женщины без мужчин».
3. Из года в год любящий образ человека года — собирательный портрет моих близких, родных, друзей и коллег по работе.
4. Меня всегда подкупало стабильное и пристальное внимание «Дня» к вопросам культуры. Это всегда профессионально, аналитично и очень глубоко.
5. Здоровья радости и возможности гордится собой и Украиной.
Александр МИЛОВЗОРОВ, заслуженный художник Украины, монументалист, керамист, живописец, график; возрождал кузнечные искусства в Украине. Выставки — в Украине и многих странах Европы, работы хранятся в коллекциях многих музеев мира и частных коллекциях:
1. Директор Чешского Культурного центра Рудольф Седлачек и его жена Татьяна Седлачекова, которые являются знаковыми людьми не только для меня, но и для взаимодействия культур Украины и Чехии. Атташе по культуре посольства Германии в Украине — Жан Пьер Фрьоль, который был влюблен в украинскую культуру и популяризировал ее в мире. К сожалению, для меня, знак минус стойко носят наши политические лидеры и министр культуры.
2. Исходя из вышесказанного, считаю, что рейтинг нашей страны в мире существенно понизился. Деятели культуры и спортсмены в меру сил пытаются его вытянуть, но государство препятствует, например, возможностям украинским художникам вывозить свои работы за границу для выставочной деятельности. За прошедший год, вопреки стараниям родного государства, у меня было пять выставок — в Германии (Дюссельдорф), Чехии (Прага и Градец Кралов), Польше (Ломжа и Краков), России (Питербург). На следующий год запланирована выставка в Латвии (Юрмала).
3. Моя внучка Наденька, которой уже четыре года. Мы с ней встаем раньше всех, пьем чай и начинаем работать в мастерской.
4. «День» для меня важен тем, что чуть ли не единственный, уделяет серьезное внимание культуре, а не попсе.
5. За неувядающий оптимизм моих соотечественников!
Сергей ТРЫМБАЧ, кинокритик, глава Национального союза кинематографистов:
1. «Плюсов» не видно. Через финансовый кризис проявился кризис морали. Особенно в Украине. Абсолютное большинство украинцев живут хуже, чем в предыдущие годы. Однако вороватая «элитная» прослойка продолжает хвастаться накраденными богатствами. Все эти авто, дорогие обвешанные драгоценностями женщины, виллы... На телевидении они — «герои нашего времени». В сериалах вы практически не увидите персонажей, которые живут хотя бы в обычной трехкомнатной квартире — как правило, это хоромы. Политики так же привычно врут, а публика уже не слишком и протестует. Правда сегодня — самый большой дефицит. Предстоящие президентские выборы должны окончательно утвердить систему, где народ — быдло, а сверху тот, кто больше украл и выиграл соревнование на самую большую ложь. Институты гражданского общества развиваются вяло, а без них — хана всему.
2. Украина изменилась — к худшему. О кинематографе нечего и говорить — практически все государственные киностудии стоят, финансирование почти полностью остановлено. Очевидно, что взят курс на уничтожение государственного сектора кинематографа. Будет частным, и там станут варить «мыло» для отупления мозгов.
По поводу личного... В апреле съезд кинематографистов выбрал меня главой Национального союза кинематографистов Украины. Это существенно ограничило мои занятия наукой и собственно творчеством. Главной целью моей нынешней работы, вместе с коллегами, является изменение ситуации в кинематографе, экранной культуре в целом. Перемены есть, однако, пока еще незначительные. Все же надеюсь, что в следующем году парламент примет изменения к действующему закону «О кинематографии», в первую очередь относительно основания Фонда, который позволит аккумулировать средства от сборов разных уровней на развитие кино в Украине. На мой взгляд, нужно двигаться в сторону создания организации наподобие Британского или Шведского киноинститутов, которые занимаются практически всем спектром функций экранного искусства.
Что увидел? Много качественных фильмов. Много настоящих людей. Впервые работал в составе жюри международного кинофестиваля класса «А» — в Москве. Составил книгу сценариев Ивана Драча, с подробными комментариями, примечаниями. Надеюсь, книга увидит свет в следующем году в издательстве «Мистецтво». В отделе киноведения Института искусствоведения, фольклористики и этнологии НАН Украины продолжаем работать над «Довженковской энциклопедией». Александр Довженко — главный герой моей научной жизни. К сожалению, из-за нехватки времени не смог написать книгу о нем для одного из московских издательств.
3. Богдан Ступка, который не разочаровал ни разу. На днях смотрел «Тевье-Тевеля» — за 20 лет спектакль не постарел и Ступка остается гением. С ним как-то спокойнее за нашу культуру. С ним и с Линой Костенко — ее книг жду в следующем году с нетерпением.
4. О себе уже ответил в п. 2. В «Дне» читаю, прежде всего, материалы, посвященные проблемам культуры — редкий сегодня деликатес. С особым интересом все, что говорит и пишет Оксана Пахлевская. Кстати, выход ее книги «Ave, Europa!» — одно из самых главных событий года.
5. От Булата Окуджавы: «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».
Алексей КУЖЕЛЬНЫЙ, народный артист Украины, лауреат многих театральных премий, художественный руководитель театра «Сузір’я»:
1. Со знаком плюс те, у кого не угасла жажда к хлебу духовному, кто не утратил веру в мудрость бытия, кто сохранил оптимизм и ударил бедой о землю так, что и вторым счастьем отозвалось. Боль, сострадание, скорбь по тем, кто поддался печали и упадничеству.
2. Не могу дать оценку явлению, но очевидно становится более мощной внутренняя и внешняя, душевная и физическая автономизация людей. Независимость персональная и государственная из состояния декларативного переходит в плоть и кровь украинцев. Рождается новая нация из всех национальностей, которые проживают в Украине, и имя ей — славоукраинцы. Также создаем славу нашего Государства. Чувство единой семьи Земли, Вселенной, обретает весомость и душевную силу. Театр открылся мне новым качеством — он стал местом координации течения жизни человека и человечества.
3. «Человек года» — жонглер Александр Кобликов, который на Международном конкурсе артистов цирка в Париже зафиксировал мировой рекорд, удержав в воздухе одновременно десять предметов. Наверное, наша страна чем-то похожа на цирк, а некоторые политические персоны — на жонглеров, потому рекорды в этом жанре дарят надежду.
4. Мой «День» — высокоинтеллектуальный, образованный и демократический одновременно. Гастролируя по Украине, я убедился в этом. Его читают, даже те, кто больше ничего не читает. А в студенческой аудитории «День» — зачинщик дискуссий. Досадно только, что журналисты других изданий вынуждены завидовать мощности культурного блока газеты. Пусть все смогут позволить себе писать о нашей культуре мощно.
5. Пусть следующий год будет как песня, авторами душевных слов которой — лирической, зажигательной, патриотической музыки будете сами вы. Мы же певческая нация!
Роман БАЛАЯН, кинорежиссер:
1. Сплошные минусы.
2. Украина, слава Богу, не изменилась. Изменились укранцы — стали беднее. Лично я закончил сценарий о человеке, который никак не вписывается в это новое морально-нравственное понятие. Он ни с кем и, о ужас, даже, не с собой. Надо же!
3. Уже много лет — Лина Костенко и Иван Дзюба.
4. Думаю, что «День» старается всегда быть объективным, не выносит собственный вердикт, оставляя это читателям. И еще тем, что там работает Анечка Шеремет.
5. Главное — несмотря ни на что, не отчаиваться!
Михаил РЕЗНИКОВИЧ, генеральный директор, художественный руководитель Национального академического театра русской драмы им. Леси Украинки:
1. Лично для меня в этом году знаковыми были события, как со знаком «плюс», так и «минус». «Минус» связан с тем, что наше государство, несмотря на все разговоры, продолжало финансировать культуру по остаточному принципу. Но, к счастью, было и событие со знаком «плюс» — возвращение наследия Давида Боровского в Украину. Этот всемирно известный сценограф вернулся в Киев благодаря тому, что в Театре им. Леси Украинки открылась постоянно действующая экспозиция «Пространство Боровского», благодаря именно его авторитету мы смогли провести І Международный театральный фестиваль памяти Давида Боровского. На этот форум впервые за последние 25 лет (!) в Киев приехал известный во всем мире Театр Европы под руководством Льва Додина.
2. Мне кажется, что главные перемены произошли в людях, гражданах Украины, которые осознали реалии, существующие в нашей стране. Это дает надежду на то, что, возможно, появится ответ, если не на вопрос «Что делать?», то хотя бы «Кто виноват?»
3. Человеком года могу назвать Сергея Леонидовича Тигипко. В настоящее время рейтинг популярности этого политика и бизнесмена быстро растет.
4. Ваша газета более качественно, чем другие издания, освещает события и проблемы украинской культуры.
5. Мне очень понравилось интервью прима-балерины Большого театра России Марии Александровой, в котором она сказала, что ее семья живет втроем: муж, жена и время. Искренне желаю, чтобы каждая украинская семья жила в новом году, в крайнем случае, втроем!
Диана КЛОЧКО, шеф-редактор издательства «ГРАНІ-Т»:
1. «Знаковым» событием могу назвать весь этот год, который начался с панического чувства «падения в пропасть», — разорванных связей, договоренностей, отмены всех планов, а заканчивается ощущением, что все катаклизмы — природные и социальные (искусственно созданные) — могут преодолеваться (и преодолеваются) терпением и пониманием. Мы, общество, стали мудрее политиков и тех сил, которым не нужно (не выгодно?) новое пространство взаимопомощи, взаимопонимания, взаимодействия. Я не согласна с тем, что 2009-й останется в памяти многих годом «глобального минуса», когда окончательно победили богатые. Потому что бедные и не очень богатые продолжают вырабатывать новые ценности, именно за ними, а не за теми, кто платит, — будущее. В этом и «плюсы будущего десятилетия».
2. Украинцы стали прагматичнее и суровее — это я чувствую и в текстах, которые превращаю в книги, и на улицах, в транспорте, в быту. Складывается такое впечатление, что от психологии показного успеха и соревнования в роскоши большинство соотечественников отказываются. Частично потому, что наступают более тяжелые времена, но частично, как мне кажется, люди начали задумываться над тем, зачем они что-то делают, начали «расставлять приоритеты», а не бездумно (и якобы счастливо) тратиться на роскошь публичной жизни. Для меня это признак оздоровления, отрезвления, бережливости ради изменения «эмоционального климата». Правда, я вижу и странную тенденцию (особенно среди гуманитариев) к увеличению количества обид, какой-то чаще всего немотивированной настроенности обижать и обижаться. Надеюсь, в будущем году это деструктивное отношение друг к другу будет преодолено. А что касается меня лично, то почти все радости и неприятности, достижения и поражения связаны тем или иным образом с созданием и изданием книг в «ГРАНІ-Т». Пережила несколько неповторимых (в чем-то и невероятных) «книжных» историй, которые надеюсь когда-нибудь пересказать снова-таки в книге. Хотя есть еще одна частная неожиданность: попробовала себя еще в одном амплуа — начала переводить. Почти наркотический эффект!
3. Нет такой (такого). К сожалению. Вообще, чувствую «снижение градуса» субъективности — людям сложнее принимать решения, делать радикальные жесты, совершать важные поступки. Поэтому даже «книжных» событий становятся все меньше.
4. Традиционно (и уже много лет подряд) я начинаю свой день из просмотра (в электронном виде) «Дня». Понимаю, что в каком-то смысле это консервативная привычка, но в ближайшее время я это чувство причастности к определенному интеллектуальному пространству изменять не собираюсь. И радуюсь, что в Украине есть такое пространство, что в нем могут меняться имена журналистов (десять лет назад и я перестала подписываться, почти автоматически, своей фамилией — «газета «День»), но этот общий спокойный тон, это доверие к интеллектуальному и духовному уровню «своего читателя» остаются неизменными. Хороший повод для оптимизма.
5. Пусть любви во всех ее измерениях и видах будет больше, чем других ценностей. А тогда увидим, что будет.
Роман КОФМАН, дирижер, народный артист Украины, главный дирижер Киевского камерного оркестра, профессор Национальной музыкальной академии им. П. И. Чайковского. До августа 2008 г. по контракту — главный дирижер Боннского симфонического оркестра им. Бетховена и главный дирижер Боннской оперы. Кавалер Ордена «Крест за заслуги перед Германией» 1 класса:
1. Всякий раз, наталкиваясь на любой рейтинг, вспоминаю знаменитую сцену из пьесы Булгакова «Бег» — тараканьи бега в Константинополе. Думаю, что составление рейтингов — пустая затея. Но если уж попытаться, то во главе отрицательного рейтинга поставлю человека (не знаю, кто это), подавшего идею что-либо построить в Бабьем Яру — неважно что: отель, синагогу, храм или мечеть.
2. Украина продолжает стремительно терять грандиозный запас моральной поддержки, полученной авансом в 2004 году от международного сообщества. Виной тому — сущий пустяк. Надо прекратить показывать в прямом эфире ток-шоу с участием депутатов ВР. Как изменились украинцы (я думаю, редакция под словом «украинцы» имела в виду граждан Украины), вопрос странный. Давно ясно, что по ходу истории меняется лишь материальный мир: средства коммуникации, уровень домашнего комфорта, убойная сила вооружений. Человек же, независимо от национальности и гражданства, остается таким, каким был тысячи лет назад. Хорошо это или плохо — неясно. Узнал я в прошедшем году невероятно много: несколько ранних симфоний Моцарта, которых доселе не знал, — это большая радость. А также издал новую книгу — а это уже радость для читателей.
3. Человек года — мой внук, поступивший в университет.
5. За родных и любимых. И за тех, кому не за кого выпить.
Выпуск газеты №:
№238, (2009)Section
Медиа