«Мы должны делать сериалы об украинцах и для украинцев»
Генеральный директор ТРК «Украина» Вальдемар ДЗИКИ — о стратегии канала в новом сезоне![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960820/4147-21-1.jpg)
С недавних пор ТРК «Украина» постоянно выходит на первые позиции в телевизионных рейтингах. Хотя сам по себе этот факт, по нашему мнению, не означает признания качества канала, но заставляет внимательнее присмотреться к содержанию эфира и к тому, что он предлагает своему зрителю. А предлагает он преимущественно шоу, сериалы и политику. Социальную ответственность ТРК «Украина» ее генеральный директор Вальдемар ДЗИКИ усматривает, прежде всего, в способности реагировать на требования украинского зрителя, который «после работы просто хочет отвлечься от своих проблем». Наверное, с этим можно было бы поспорить...
Но в то же время, судя по словам пана Вальдемара, канал берет на себя важную функцию по созданию украинского «мыльного» пространства, то есть производства сериалов. Важную, потому что свои собственные слезливые теленовеллы «об украинцах и для украинцев» нам тоже нужны. Ведь эта прореха в украинском эфире заполняется не всегда качественными этюдами из совершенно чужой жизни. А мы хотим наконец-то увидеть свою! Пусть это и не бог весть какой интеллектуальный продукт, развивающий наши умы, но, как талантливо отметил наш автор Сергей Грабовский, только лишь «Леся+Рома» заполнить эту нишу не в состоянии. Именно эту инициативу ТРК «Украина», как нам кажется, уже можно считать социально ответственной.
По мнению Вальдемара Дзики, уже через три-четыре года на украинском телевидении будет значительно больше украинского продукта. «Это — вопрос времени», — говорит он. Жаль, что «вопрос Савика» — актуальная нынче тема — по итогам нашего разговора с В. Дзики пока что остался без ответа.
— Близится новый телесезон. В отношении ТРК «Украина» он интересен с нескольких точек зрения. Во-первых, выборы, которые повлияют на работу всех каналов и в связи с которыми вы планируете запустить специальные проекты. Во-вторых, ситуация, сложившаяся вокруг «Савик Шустер Студиос» (ныне — «Савик Шустер Студио») и перспективы сотрудничества между ТРК «Украина» и продакшеном Савика Шустера. И в-третьих, в уходящем сезоне канал «Украина» довольно высоко поднялся по рейтинговым показателям. Каковой будет дальнейшая стратегия канала в связи с перечисленными тремя факторами?
— Мы стремимся к тому, чтобы наши программы технологично были наивысшего качества. Сейчас мы занимаемся построением телеканала. 40% работы уже проделано: за первые полтора года нам удалось сконструировать новую сетку вещания, поменять структуру некоторых программ и оформление эфира. Остальные 60% касаются технологий: мы строим новое здание, покупаем новое оборудование...
Наш сегодняшний приоритет, который сохранится на протяжении следующих двух лет, — это производство. Согласно нашим планам, телепродукты собственного производства должны составлять 50—60% вещания ТРК «Украина». Это будут развлекательные программы, разного рода сериалы. Но! Здесь возникает проблема нехватки на рынке молодых профессиональных сценаристов, режиссеров, актеров. Поэтому формирование необходимой базы профессионалов тоже входит в перечень наших задач: в течение двух лет мы будем строить собственную производственную структуру.
Мы планируем политическое шоу, которое выйдет в эфир ближе к выборам. Совместно с нашими коллегами из CNN и BBC был выбран формат, призванный обеспечить прямой контакт между народом и политиками.
Съемочная группа будет разъезжать по крупным городам Украины. Избиратели смогут задавать свои вопросы кандидатам. Мы готовимся выпустить в эфир 10—12 программ.
— Высокие рейтинговые показатели — это, очевидно, повод не только для радости, но и для того, чтобы задуматься: а что видит на экране ваш зритель? Чувствуете ли вы социальную ответственность перед украинской аудиторией? И как это проявляется на экране?
— Ответственность канала перед аудиторией я, прежде всего, связываю с собственным производством. Мы должны реагировать на требования украинского зрителя. А если продукт покупной, то он обязательно должен отвечать внутренним запросам общества.
На нашем канале уже есть ряд документальных проектов, которые освещают разные стороны жизни украинцев. Это программы «Критическая точка», «Жизненные сенсации», «Рикошет». Много людей обращается в редакцию с вопросом: «А можете ли вы реально помочь?». Конечно же, ТВ не может выполнять задачи государственных органов. Но то, что пытаются делать редакторы «Критической точки», — это освещать актуальные проблемы. Бывает так, что власти после нашей передачи обращают внимание на определенные ситуации. Параллельно мы продолжаем строить информационную службу, в частности, привлекая новых молодых журналистов.
Сейчас создается сценарий нашего первого собственного сериала для женской аудитории. Процесс построения собственного продукта — длительный и непростой. Ведь действует такой механизм: когда в сериале зритель видит лица московских или американских актеров, которые ему хорошо знакомы, на такой продукт он сразу обращает внимание. Причем продукт этот может быть не наилучшего качества, но тем не менее механизм срабатывает. Запуск нашего женского сериала состоится через год. Посмотрим, как он пойдет, как отреагирует аудитория. По ходу будем вносить в него коррективы. В дальнейшем планируем создать еще, как минимум, два-три сериала.
Также этой осенью мы запускаем производство крупного развлекательного шоу с участием «звезд» и их семей и небольшой программы формата dating (свиданий).
— Но все равно получается формула из сериалов и шоу... А что-нибудь посерьезней? Документальные фильмы, познавательные передачи, программы для детей...
— «Украина» как общенациональный семейный канал должен отвечать требованиям разных групп зрителей. Сетка не должна быть основана только на одном жанре. Поэтому у нас есть политические программы, а есть — футбол, есть женские сериалы и есть программа для детей. Мы будем придерживаться разных направлений, потому что мы — не тематический канал.
Сам я с удовольствием смотрю каналы с документальным историческим кино. Но количество таких зрителей — минимально. А свою сетку мы строим по принципу того, что нужно большинству зрителей. Да, дискурс на тему вкуса существует: почему вместо серьезных, хороших программ, которые ставят ряд актуальных вопросов, люди смотрят развлекательные или «желтые» программы? Я бы сказал так: сейчас достаточно тяжелое для всех время. После работы людям нужен отдых, они просто хотят отвлечься от своих проблем. Пусть это будет история большой любви, викторина или развлекательная программа. Потому что завтра в семь часов утра опять начнется реальная жизнь.
— Но развлекательные программы тоже бывают разные...
— Самый мудрый выбор — это выбор моего зрителя. В то же время есть вопрос качества. Развлекательная программа может быть сделана плохо, а может быть — хорошо. Что касается выбора жанров, то они будут отвечать предпочтениям наших зрителей. В следующем году на входящем в наш медиа-холдинг канале «Новини» мы будем запускать ряд серьезных передач: документалистику, расследования, репортажи. Мы предоставим выбор, а зритель пусть решает, что он хочет смотреть.
— У вас есть возможность наблюдать одновременно за развитием польского и украинского ТВ. В одном из интервью вы говорили о том, что здесь, в Украине, у зрителей совершенно другие вкусы и ожидания. Что вы имели в виду?
— Так сложилось, что многие телепродукты приходят в Украину из России. Если посмотреть статистику, то общенациональные каналы показывают 60—70% покупного российского продукта. Это первое отличие, поскольку в Польше — много американского продукта. Только несколько лет назад Польша начала динамично развивать собственное производство, которое сейчас наводнило ТВ-рынок. В этом — второе отличие.
В Украине мы тоже должны делать сериалы об украинцах и для украинцев, рассказывать истории, которые будут интересны именно украинскому зрителю. Сейчас ТРК «Украина» как раз работает над этим. Думаю, через три-четыре года на украинском телевидении будет уже значительно больше украинского продукта. Это — вопрос времени. Ведь потенциал здесь — большой. Я всегда говорил, что Украина — это страна с множеством талантливых людей. Только у них, к сожалению, пока что немного шансов для развития. Молодой человек, которому 22—23 года, говорит то же, что в Польше говорили десять лет назад: «Что мне здесь делать? Если у меня будет возможность — уеду». Как я уже отметил, мы создаем команду из молодых людей. Молодежь должна почувствовать, что у них есть хорошая работа, что им есть к чему стремиться, что здесь, в Украине, можно создавать телевидение мирового уровня. Часто украинцы считают, что они в какой-то мере хуже, чем остальной мир. Есть люди, которые просто не верят, что здесь можно что-то создавать. Часто возникающие сложности они объясняют фразой: «Вальдемар, чего ты хочешь? Это же Украина...». Украина? Вот и прекрасно! Вперед! Давайте создавать качественное телевидение!
Выпуск газеты №:
№147, (1996)Section
Медиа