Мы посреди Вавилона
Вечером 21 августа в 1.35 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Вавилон»
Фильм знаменитого мексиканского режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Вавилон», в котором сыграли такие популярные актеры как Брэд Питт, Кейт Бланшет и Гаэль Гарсия Берналь, был создан усилиями четырех кинематографий — мексиканской, американской, французской и японской. Что не случайно... Дело в том, что в фильме переплетаются сразу четыре сюжетных линии, в которых фигурируют семьи из Соединенных Штатов, Мексики, Марокко и Японии. Вообще же, здесь действует большое количество персонажей. И это разворачивает картину нашего мира — вслед за библейской притчей — как один большой Вавилон, где людям придется искать общий язык: добиваться своего и уметь слушать других.
Прокатный лозунг фильма буквально такой: «Если хочешь, чтобы тебя поняли — слушай». Действительно, другого выхода — как говорится, для счастливого выхода — как у отдельного человека, так и у всего человечества, которое неуклонно попадает в критические ситуации, встречая на своем пути Другого, и нет.
А сюжет картины строится на том, что американские супруги путешествуют по далекому Марокко, в то время как их дети остаются под присмотром няни-мексиканки, которая между тем отправляется на свадьбу своего сына. Параллельно разворачивается история глухонемой японской девочки, которая конфликтует с отцом. Жизни всех этих незнакомцев переплетаются, когда японец дарит марокканцу ружье, а то... случайно выстреливает.
Фильм Иньярриту, который в настоящее время живет в Лос-Анджелесе, работает в Голливуде и называет себя режиссером-глобалистом, а свои фильмы кочевниками, как и следовало ожидать, оказался в центре внимания критики и разнообразных фестивалей и кинопремий. Критика, как и положено, неоднозначная — от восторга масштабами и замыслом, до подозрений в симулятивности и спекулятивности.
Зато у «Вавилона» 27 разнообразных наград и 75 номинаций. Самые громкие — приз за режиссуру на Каннском фестивале, признание лучшей драмой года на «Золотом глобусе» и «Оскар» за лучшую музыку.
И Гонсалес Иньярриту последовательно отбрасывает все обвинения в рациональности своего творчества. Он настаивает: «Важны эмоции. Я также ненавижу, когда режиссеры хотят произвести впечатление при помощи операторских выкрутасов. Мне хотелось бы, чтобы из моих фильмов люди выносили чувство печали и надежды, меланхолии и ностальгии».
«Вавилон» является третьей частью трилогии Гонсалеса Иньярриту и его соавтора-сценариста Гильермо Арриаги, вслед за фильмами «Сука-любовь» и «21 грамм», которые имеют характерную драматургическую архитектонику.
Иньярриту, о режиссерском почерке которого в программе будет идти речь в специальном сюжете, говорит: «Я убедился, что нас объединяют несчастье и боль. В этом парадокс: я задумал «Вавилон» как фильм о том, что разъединяет людей, но когда впервые посмотрел смонтированный материал, чуть не заплакал: вышло кино о том, что нас всех объединяет — японцев, марокканцев, мексиканцев и американцев». В конечном итоге, знание и понимание, что все в жизни взаимосвязано, отнюдь не является новым. Тем более — в мире, который все больше глобализируется. Но с «Вавилоном» Алехандро Гонсалеса Иньярриту есть возможность почувствовать всю боль окружающего мира, что так или иначе — вчера, сегодня или завтра, — а отдается эхом в каждом...
Выпуск газеты №:
№174, (2014)Section
Медиа