Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мы рядом со своим зрителем», — таков принцип конкуренции местных телеканалов с общенациональными

27 апреля, 00:00
«День» уже писал о Первом фестивале новостей и публицистических программ региональных телекомпаний Украины «Гелиос», организаторами которого выступили Независимая ассоциация телерадиовещателей и «Интерньюз-Украина». Напомним, что на прошлой неделе в Киеве состоялась торжественная церемония награждения победителей «Гелиоса». Присоединившись к поздравлениям коллегам, к некоторым из них «День» обратился с вопросами о том, как они оценивают нынешнее состояние украинской журналистики, какие тенденции наблюдают в развитии регионального ТВ?

Татьяна КРАСИКОВА, президент Черноморской ТРК (Симферополь), победитель в номинации «Лучшая региональная телевизионная станция года»:

— Я была членом жюри фестиваля для региональных ТРК «Золота хвиля», проходившего в 1998 году, и потому у меня есть возможность сравнивать. Я считаю, что за последние два с половиной года уровень региональной журналистики значительно возрос, особенно в части производства новостийных программ.

Что касается конкуренции региональных ТРК между собой, то как раз проведение различных конкурсов эту конкуренцию и стимулирует. А вот что касается возможности конкурировать с общенациональными каналами, то я думаю, что лишь очень немногие региональные ТРК могли бы быть состоятельными в этом отношении.

На мой взгляд, региональное ТВ может предложить только одно — близость к телезрителю данного региона. Та или иная местная ТРК может быть интересна только в том случае, если она отражает проблемы региона, если она не является недосягаемой, как это зачастую бывает, когда речь идет об общенациональных каналах, то есть местный канал должен быть «своим» каналом. Например, девиз «Черноморки» — «Мы рядом!». Создание краеведческих программ, знакомство с интересными людьми нашего края, анализ процессов, происходящих в регионе — для нас такой подход является просто принципиальным. Но мне кажется, что это и общая тенденция развития регионального ТВ. И даже знакомство с опытом работы зарубежных региональных телекомпаний позволяет понять, что только этим мы можем быть интересны, и только при таком подходе можно конкурировать с общенациональными каналами — для того, чтобы выжить.

Юрий ПЛОСКИЙ, исполнительный директор ТРК «Ровно-1», ставшей победителем в номинации «Лучшие новости года»:

— Конечно, в прямом смысле слова региональные ТРК не могут конкурировать с центральными. У каждого есть своя ниша. Но центральные телекомпании никогда не смогут работать для местного зрителя и они, кстати, вынуждены с большинством из региональных ТРК сотрудничать для получения информации.

Региональное ТВ сейчас двигается в сторону профессионализма. То время, когда все занимались всем, уже миновало. Наблюдается стойкая тенденция шлифования мастерства в определенном, избранном направлении. Это касается и телекомпаний, которые выбирают путь наращивания не только количественных, но и качественных характеристик. Например, сейчас (насколько я могу судить по опыту нескольких серьезных региональных компаний) начинается качественный рост за счет внедрения в практику прямого эфира, что само по себе влечет обязательное повышение профессионального уровня журналистов. Можно говорить также о создании на местном уровне достаточно большого количества детских программ, об увеличении количества публицистических программ (что как раз довольно симптоматично, потому что два-три года тому назад их было не так много), о повышении профессионального уровня журналистов, которые делают новости (а именно новости — «хлеб» телекомпаний). Вот говорят: трудные времена, экономическая ситуация в общем не такая, как хотелось бы, какие-то пертурбации в обществе происходят. Но вы знаете, журналист не может жить, как говорится, в сытом обществе, журналист, как волк, должен бегать — тогда он приобретает нормальный профессиональный опыт. Как раз нынешние трудные времена порождают предпосылки для роста настоящих журналистов, которые работают независимо, компетентно и профессионально.

Валентина БЕРЛИН, директор ТРК «Рудана» (Кривой Рог), получившей 2-е место в номинации «Лучшая региональная телевизионная станция года»:

— Если говорить о собственном опыте, то, по моему мнению, региональным ТРК по сравнению с национальными каналами работать намного тяжелее, поскольку региональные ТРК, например, не в достаточной мере укомплектованы профессиональными кадрами. Не каждый выпускник какого-нибудь престижного факультета журналистики захочет работать на периферии, ибо здесь намного сложнее: и зарплата ниже, и несколько интенсивнее нужно работать. Например, сделать программу новостей на центральном канале — это одно (рядом находятся все общенациональные ньюсмейкеры, есть доступ к ресурсам Интернета и т. п.), а другое дело — производство ежедневной программы новостей на региональном уровне (даже в городе-миллионнике), когда каждый день нужно выискивать именно эксклюзивные и в то же время интересные информационные материалы. Это очень сложный и кропотливый труд. Что касается нашей компании, поскольку ТРК «Рудана» — коммунальное предприятие, хотелось бы также, чтобы на государственном уровне был решен вопрос с заработной платой (то, что получают сегодня наши журналисты, называть заработной платой тяжело).

Но мы конкурентноспособны. Мы на сегодня имеем очень много собственных программ. У нас есть и определенный технический потенциал (спасибо «Интерньюз» и Независимой ассоциации телерадиовещателей). И мы даже готовы оказать помощь своим коллегам на региональных телестанциях, ибо производим очень много собственного продукта. Что же касается конкуренции региональных ТРК с общенациональными в сфере рекламного наполнения, то здесь она невозможна, или возможна только процентов на десять, поскольку весь рекламный бюджет распределяется в Киеве. На долю региональных ТРК не остается ничего, а если и есть что-то, то речь идет о таких низких расценках, что даже смешно иногда эту рекламу делать. А что касается местных рекламодателей, то не в каждом городе есть мощные коммерческие структуры или большие предприятия, есть имеющие возможность давать рекламу (те, которые сегодня создаются, все прибыли направляют на развитие предприятия, а некоторые предприятия — например, большое государственное предприятие комбинат «Криворожсталь» — вообще не нуждаются в рекламе на местном ТВ). Но относительно творческого потенциала, то мы, возможно, и дали бы фору каким-то центральным каналам.

На сегодня региональные ТРК нацелены на производство собственного телепродукта. Такой акцент на производстве собственных программ, конечно, связан и с тем, что этого требуют условия лицензии, действующее законодательство. Многие региональные ТРК не закупают пакеты каких-нибудь развлекательных программ или только художественные фильмы (как это можно наблюдать сегодня на некоторых центральных каналах). Мы же используем продукт только собственного производства, или продукт производства «Интерньюз», или продукцию наших коллег. У нас есть сегодня собственный зритель, которого интересуют события, происходящие в нашем регионе. Собственно, тот же рядовой телезритель и является героем наших программ.

— Кстати, а как вы относитесь к нынешней стратегии лицензирования, которую проводит Нацсовет в плане поддержки крупных телекомпаний, которым выдаются лицензии на местные частоты при условии их сотрудничества с региональными ТРК (так называемая «американская модель»)?

— Я с этой проблемой знакома только по сообщениям центральных телевизионных каналов (на наш канал еще конкурс не объявлен, и мы с этим еще не столкнулись). Но я бы, как и мои коллеги, свой канал не отдала. Бесспорно, я поддерживаю своих коллег, которые работали, выстраивали тот или иной канал, вкладывали в него какие-то средства, создали этому каналу определенный имидж, а тут появляется какой- то новый желающий на твой канал (который для тебя, как собственный ребенок)...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать