Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«На украинское ТВ должны прийти новые люди»

Ведущий «Еспресо ТБ» Василий Зима — о перспективах информационных вещателей и борьбе с псевдоэкспертами
02 октября, 12:32
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО «ЕСПРЕСО ТБ»

Вскоре исполнится годовщина выхода на телеканале «Еспресо ТБ» информационно-развлекательного шоу «Вечерний телеэкспресс». Как определить приоритетную тему дня, когда во время войны на востоке Украины и политические игрища парламентариев — поводов более чем достаточно, кого приглашать в студии, как правильно вести диалог и почему ведущий должен быть другом и советчиком своему зрителю — об этом и не только «День» беседовал с ведущим «Вечернего телеэкспресса», известным писателем Василием ЗИМОЙ.

Когда начинался Майдан у нас в «Дне» вышла статья под названием «Рожденные революцией». В ней вместе с экспертами говорили о перспективах информационных каналов, которые на этой волне выросли, — «112 Україна», «Еспресо ТБ», «Громадське ТБ» и другое. Можно ли сказать, что в настоящий момент эти каналы остаются «революционными»? Какие у них перспективы?

— Перспективы у информационных каналов есть. Люди вкладывают в них деньги. Это делают те, кому важно существование на ТВ независимой мысли. Относительно «Еспресо ТБ», то это канал, который можно включить и на равных пообщаться с телеведущим, с гостем в студии. Услышать вещи, которые не услышите на больших каналах, — и по содержанию, и по стилю разговора. Чтобы в стране ни происходило, зритель знает, что сейчас включит наш канал и из первых уст обо всем узнает. Мы не ждем, пока выйдет официальный пресс-релиз по поводу того, что произошло... У нас многие эксперты выражают свободно собственную точку зрения. Именно у таких гибких каналов и есть перспективы. Честно скажу, я в профессиональной карьере сотрудничал с большими каналами и сейчас переживаю часы счастья, работая на «Еспресо ТБ», потому что здесь — полная сводоба. Хотя возможностей огромных для журналистики нет, но есть самое главное — право выдать первым отличную от всех точку зрения. Наш канал — иной. Относительно информационного вещания, то, я убежден, оно будет только развиваться. Те события, которые происходят в Украине, — не очень скоро закончатся. Люди и в дальнейшем будут искать важную информацию, которую стремятся иметь, — здесь и сейчас. Кто ее первым профессионально выдаст — тот будет иметь преимущество. Наш канал — друг и собеседник. На нем — немного развлечений, может даже сплетен, но главное — оперативно подана важная информация. Зритель знает, что он всегда будет в курсе всех событий.

Во время Майдана украинцы ложились спать и просыпались с новостями. Сегодня продолжается война... Чувствуете ли вы, что люди от непрерывного потока новостей устают?

— Психологическая усталость от гиперинформационности, безусловно, у людей есть. Мы пытаемся «перемешивать» контент. Наряду с серьезными сообщениями, развлекать людей проектами типа «Хунта News». Как ведущий, я минимум даю так называемого в медиасреде «супового набора» — президент-премьер-парламент — что-то заявили-сообщили-анонсировали. Мы пытаемся приглашать экспертов, которые скажут больше и глубже. Потому что самое важное для меня — качественно другой взгляд на события. Однако нужно признать, что сегодня большинство каналов заангажировано. При всем позитивном или негативном отношении к Шустеру, люди ждали его на «Плюсах», включают... нет. Менеджмент или владелец передумали. У нас есть возможность в определенных рамках быть независимыми, и к тому же — по-другому смотреть на мир. Если проанализировать контент центральных каналов, то выходит, что есть информационная линия по АТО, по Сирии, по парламенту... И все в этом стриме идут. И бывает так, что вчера на гугл-карте люди смотрели, где находится Сирия, а сегодня — уже комментируют тамошнюю ситуацию на каналах. Ощутимой является проблема профессиональных экспертов. Нужно находить качественных людей. Много лиц «затерты»... Люди не хотят их слушать. Недостает свежих мыслей, серьезной аналитики. И конечно нужно давать людям перспективу. Не просто говорить, что в Украине все плохо и будет еще хуже. Нужно искать и показывать оптимизм. А он есть.

Собственно информационные каналы раскрыли один из «гнойников» нашего ТВ — вездесущие псевдоэксперты. Когда готовишься полдня к эфиру, то гостевые редакторы больших каналов приглашают одного-двух экспертов. В то же время информационные каналы со своим непрерывным форматом вещания часто приглашают десятки людей в студию, часть из которых — случайные. Согласитесь?

— Мы стараемся не приглашать «затертых» и неинтересных экспертов. В моей программе есть рубрика «Взгляд блогера», в которую мы приглашаем Андрея Кокотюху, Григория Руденко... Людей, которые понимают в политике, и никто не назовет их заангажированными. Но проблема существует. Признаюсь, что у нас на канале есть круг экспертов, которых мы принципиально не приглашаем, потому что знаем, что они себя дискредитировали. По АТО — ищем людей, непосредственно воевавших на передовой. Мы никогда не приглашаем в эфиры людей, которые выясняют между собой отношения, или работают на какие-то партии. Поэтому, повторюсь, качество экспертов действительно иногда низкое, но нужно откровенно говорить, что и качество журналистов часто оставляет желать лучшего. И ведущих. Если человек не понимает, что вообще происходит в стране, то такие у него будут и эфиры. Если бы ведущие лучше готовились аналитически к проблемам, которые планируют поднять, то им бы и не приходилось так часто приглашать непонятных экспертов. Людям самое главное иметь качественную информацию, толкование о событии. А на наших каналах понимают ситуацию так: проще пригласить какого-то эксперта, чем попробовать расширить горизонты своего виденья. Как вариант, можно прочитать, что о важном событии в Украине пишут на западе. Когда Путин поехал в Австралию, я открыл тамошние медиа и прочитал немало важной информации, которую украинское информационное пространство и близко не продуцирует. Экспертов больше не появится. Они и не нужны. Тех, кто открыто работает на  партии — мы всех знаем. Самая большая проблема в том, что у нас сами журналисты, ведущие, редакторы должны качественно готовиться. Нужно показывать максимум информации, видео... и немножко эксперта. Украинские информационные каналы часто приглашают эксперта, который непрерывно говорит... и совсем мало дают самого материала. Если говорить образно, то любому каналу нужно уметь приготовить людям торт. Хороший эксперт — это вишня на торте. А у нас — эксперт — это сам торт. Такого быть не может.

Знаю, что вы не читаете текст из суфлера, а всегда говорите от себя со зрителем...

— Суфлера не воспринимаю, потому что убежден, что в такой программе как у меня человек хочет видеть твои глаза и твои эмоции. Когда ты просто читаешь подготовленный заранее текст, глаза бегают по суфлеру... В целом, информационное ТВ должно первым информировать людей о событиях, которые во время эфира часто только начинают происходить. К ним не всегда есть возможность подготовиться. Когда упал «Боинг», мы из своих источников первыми сказали об этом. Потом перепечатало Би-Би-Си, за ними — «Украинская правда» (почему-то без ссылки на нас). Мы сразу переформатировали эфир. Также недавно на моей смене задержали Мусийчука. Я сел за 5 минут до эфира, и начал сообщать все, что было известно об этой ситуации... Наша работа требует постоянно быть в информационном потоке. Меня удивляют ведущие, которые на несколько недель едут в отпуск, возвращаются, и ничего вообще не понимая, что за это время произошло в стране, выходят в эфир. То есть, эти люди — ремесленники. Пришли, как-то отработали, ушли. Я рассказываю новости, потому что мне самому это интересно. Я этим живу. Мне хочется поделится с людьми тем, что я знаю, что наш канал первым стремится донести.

А после Революции Достоинства, с вашей точки зрения, произошла революция достоинства украинского ТВ?

— Нет. Анализируя наши каналы, скажу откровенно, качественного прыжка я не увидел. У нас революции, пока что, и не предполагается. Потому что каналы — это СМИ, в которые вкладывают средства вовсе не с целью развития успешного медиабизнеса... Конечно, есть несколько каналов самоокупающихся, но на них все равно давят. Все как было, так и осталось. Те же «правила игры»... Там, где обсуждали проблемы похудания, так их и обсуждают. Вероятно, люди этого хотят. Мне легче говорить об информационных каналах. На них революция произойдет тогда, когда будет больше умных, свежих, новых интересных лиц. Кто бы, что ни рассказывал о деньгах, карьерных возможностях на ТВ... Самое интересное на каналах — шанс для талантливых украинских журналистов проявить себя. На одном из каналов телеведущий работает в кадре... восьми проектов! Представляете? Что не включи — его лицо. На «Интере», «1+1» также часто одни и те же узнаваемые лица ведут по несколько программ. Зрителям начинает надоедать. Ведущего не должно быть слишком много на одном канале, и даже — слишком много в одной программе. Мы можем сколько угодно вкладывать денег в ТВ, но без поиска и выращивания новых талантов тектонического  сдвига не будет. В Украину на телевидение должны прийти новые люди. У вас в «Дне», знаю, есть Летняя школа журналистики. Прекрасный проект. Нужно на каналах также учить людей. Когда я пришел на ТРК «Киев», там искали ведущих, поэтому была возможность сразу сесть в кадр. Но решил пойти корреспондентом. Нужно было пройти всю «шкалу» роста. Потом — все же стал ведущим на «Киеве», впоследствии были НТН, «5-й канал», ICTV «Интер»... Если люди хотят карьеру на ТВ — нужно начинать с меньших каналов. И главное — работать, работать и еще раз работать. А у нас молодежь хочет иметь все и сразу. Пришла  молодая журналистка-студентка  на канал и говорит: «Хочу зарплату в тысячу долларов». Спрашиваешь — а что ты умеешь? Языка не знает, опыта нет, в кадре не держится, даже не ориентируется в актуальных общественно-политических вопросах... Нужно пройти всю «кухню». Все это будет лишь тогда, когда медиа-владельцы изменят свою концепцию работы. Потому что у нас просто привыкли — или принимать на работу раскрученное лицо, или покупать русских «звезд». Нужно рисковать и вкладывать средства в таланты.

Кто является зрителем «Верхнего Телеэспреса»?

— Нас смотрят люди за 30—40 лет, с активной общественной позицией. Они хотят сесть у телевизора и услышать интересного собеседника. Я всегда выдаю эмоцию, рассказываю интересные вещи. Пытаюсь позиционировать себя так, будто я пришел в гости к зрителю и хочу откровенно с ним поговорить о наболевшем. Наша аудитория — это люди, которым хочется сопереживать. Поэтому часто, разговаривая с уважаемыми гостями в студии, я ставлю себя на место зрителя и спрашиваю простым языком, что ему было бы интересно — и по содержанию, и по форме. Не нужно показывать, что ведущий — суперумный. Немало зрителей у нас преклонного возраста... Конечно, хотелось бы больше молодежи... Но попробуй посади ее у телевизора. В целом аудитория у нас стабильная. Мы выходим в прайме... и имеем неплохие рейтинги.

Кроме того, что работаете ведущим, вы еще и известный писатель. Над чем в настоящий момент работаете?

— Я член Национального союза писателей Украины, напечатал три романа и сборник стихотворений, посвященный Майдану и войне под названием «Кров жовто-синього кольору». Последний роман с рабочим названием «Операція «Майдан» должны вскоре издать. Там не совсем традиционный взгляд на Майдан. Это не хроника событий, чего уже достаточно, а жизни двух семей, которые переплетены и со многими выводами, которые станут неутешительными для наших «ура-патриотов». Также сейчас дописываю еще один из своих романов... Я к тем людям отношусь, которые не могут не писать. Один коллега сказал, что не пишет, потому что литература у нас -не бизнес. Я отвечаю — не хочешь писать, ну и хорошо. Если ты можешь не писать — лучше не пиши. Люди в Украине читают, как бы там ни было, литература продается... Нужно работать.

Многие думали, что Майдан — это был конец процесса формирования нации. В действительности — это лишь кнопка старта. Мы запустили необратимый механизм. Я убежден, что все в Украине будет хорошо. Просто каждый в сфере своей ответственности должен максимально профессионально работать. Очень много работать. И журналисты в этом ключе — не исключение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать