Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Наступление вместо эвакуации

Как у Зеленского готовятся к информационной войне
02 августа, 14:00
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Информационное направление «у Зеленского» позиционируют как приоритетное с точки зрения «гибридной войны» и проваленное «предшественниками». Сейчас команда нового Президента активно готовится к перезапуску коммуникационной работы с оккупированными территориями, с жителями России и в целом с русскоязычной аудиторией везде, где бы она ни была.

ШАНС ЕСТЬ

«Ключевым видом оружия в этой войне является информация. Да, пропаганда была всегда, мы наблюдали ее в течение всех войн, которые происходили, но, наверное, это первая война, в которой информация стала самым главным видом оружия и часто убивает намного сильнее и болезненнее, чем это делают пули, снаряды или мины. Мы как государство, по моему мнению, проглядели этот аспект и в информационном секторе сделали чрезвычайно мало», — цитирует главу партии «Слуга народа» Дмитрия Разумкова парламентская газета «Голос України». На эту тему он, и другие представители команды Зеленского высказались еще до парламентских выборов, в начале июля, во время круглого стола, посвященного реинтеграции Донбасса.

Советник Президента по политическим вопросам Никита Потураев в своем выступлении во время мероприятия отметил: «К сожалению, на оккупированных территориях люди слышат Путина, а не нас, потому что нас там очень плохо слышно. Но если мы хотим бороться за наших граждан, то должны организовывать наступательные информационные операции. Как говорил Черчилль: «Войны не выигрываются эвакуациями».

Уже после выборов заместитель главы Офиса президента Украины Кирилл Тимошенко в интервью агентству Интерфакс-Украина 30 июля констатировал: «Нужно признать, что Украина практически проиграла информационную войну за умы людей на оккупированных территориях Донбасса и в оккупированном Крыму. Но еще есть шанс повернуть ситуацию в другую сторону».

В сентябре ОП планирует провести форум по информационной политике, где, очевидно, будет наработано виденье процесса, а затем «в очень быстром темпе — за этот год — запустить серьезный проект по информационной политике в отношении Донбасса и Крыма».

РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОМОЩЬ

Впрочем, уже сейчас понятно — содержание и форма коммуникационной работы будут изменены. Вместо традиционного информирования «у Зеленского» хотят «достучаться до умов людей» с помощью легких, развлекательных форматов — «не новостями их «бомбить «, а «интертейментом», плюс делать новости», говорит Тимошенко.

Во время построения коммуникаций с оккупированными территориями новая власть собирается опираться, в придачу к государственным средствам, на помощь ведущих частных телеканалов (не фокусируясь на западных грантах, как было до сих пор).

С россиянами на территории Российской Федерации, а также с русскоязычными гражданами по всему миру команда Президента планирует работать с помощью государственного украинского русскоязычного канала.

Эта идея была выражена нынешним главой государства еще во время президентской гонки. 22 марта в программе «Интервью с кандидатом в президенты о главном» на ICTV Зеленский заявил: «Я думаю, что нам нужно начать информационную войну серьезную — и победить в ней. Люди, которые сегодня живут на территории оккупированных Донецка и Луганска, должны вернуться в поле понимания, что они украинцы. Что нужно сделать? Нужно сделать русскоязычный мощный канал, который был бы международным, он вел бы вещание на территорию Крыма, на территорию Донецка и Луганска, на территорию Европы, США и Израиля. Который показывал бы прагматично и правильно реальные новости, реальную жизнь в Украине, что у нас происходит. Мы бы говорили о том, что, ребята, вас обманули».

Сейчас Офис президента уже, судя по всему, начал работать в этом направлении. «У нас разработан вариант запуска украинского русскоязычного канала, которым мы сможем покрывать русскоязычное население по всему миру... Мы хотим, чтобы это все-таки был государственный канал. Но мы договариваемся с частными каналами о передаче прав на использование их самого классного контента», — сообщил, в частности, Кирилл Тимошенко Интерфаксу-Украина.

СРАВНЕНИЕ НЕ В НАШУ ПОЛЬЗУ

Инициатива команды Зеленского вызвала живую дискуссию в экспертной среде. Из всего многообразия комментариев и оценок хотелось бы отметить, в первую очередь, замечание Министерства информационной политики. Государственный секретарь ведомства Артем Биденко 30 июля напомнил, что в Украине уже существует международный канал UATV, который ведет вещание, в частности, и на русском языке.

Очень симптоматично, что представителю Мининформа пришлось информировать людей о существовании канала, на который тратятся государственные средства, но почему-то о нем немногие знают и еще меньше людей помнит. Справочно: на YouTube канал UATV Russian имеет 65 905 подписчиков. Для сравнения — в «RT (екс-Russia Today) на русском» — 1 млн 082 тыс. 921.

Впрочем, замечание министерства подходящее — теоретически речь может идти о реформировании существующего медиа, а не о создании нового.

БЕЗ ДЕНЕГ? КАПИТУЛИРУЙ!

Активные «строители» информстратегии «предшественников» увидели еще больший изъян в планах новой команды — недостаток средств. Согласно расчетам главы комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информационной политики Виктории Сюмар, на создание медиа, способных конкурировать с российской пропагандистской машиной, из бюджета Украины нужно выделить сумму в 2млрд дол., или 50 млрд грн. Это четверть всего оборонного бюджета Украины, включая полицию и пограничников. «Поэтому — ставьте реалистичные задачи. И для начала обеспечьте работу глушилок в зоне разграничения от проникновения роспропаганды», — учит новичков Сюмар.

Неизвестно, как к этим советам относятся «у Зеленского», но «со стороны» такая позиция очень удивляет. То есть, выходит, не было никакого смысла оказывать сопротивление российской агрессии, потому что у них государственный бюджет больше украинского? Странно, что Украина решила в 2014 году воевать, а не капитулировать, хотя по логике «денег» именно таким должен быть совет, основанный исключительно на сравнении военных бюджетов.

Впрочем, если мы уже оказываем сопротивление, нужно давать бой во всех сферах, и в информационной в том числе. Даже не так — в информационной — в первую очередь. «Настоящая война — за умы, за сердца. И, в отличие от войны пушек и танков, мы эту можем выиграть. А значит, обязаны», — коротко определил намерения новой власти Никита Потураев. Тут можно еще добавить, что другой путь — это капитуляция.

О ФИЛЬТРАХ ВОСПРИЯТИЯ

Еще один очень спорный момент вокруг русскоязычного канала — собственно его язык. Я сама лично до хрипоты дискутировала с ведущими экспертами и представителями государственных органов о языке общения с Донбассом и Крымом, приводя аргументы из сферы социальной психологии. Но они были непреклонны — с оккупированными территориями мы будем общаться только на украинском.

Теперь этот довод приводит глава ГО «Детектор медиа» Наталия Лигачева. В своей статье для «ДМ» она отмечает: нужно говорить о создании КАЧЕСТВЕННОГО украиноцентричного и УКРАИНОЯЗЫЧНОГО контента, которому — благодаря его качеству — и будут отдавать преимущество русскоязычные украинцы.

В действительности здесь должен был быть целый раздел книги по социальной психологии, где бы рассказывалось о т.н. фильтрах восприятия. Если коротко, то человек не воспринимает информацию, относительно которой у него существует предубежденность. Украинский язык для жителей Донбасса и Крыма станет тем фильтром, который заблокирует не только восприятие, например, месседжей украинской пропаганды, но и абсолютно объективные сообщения.

Другой вопрос, что само происхождение будущего канала — «из Украины» — тоже будет порождать недоверие ко всему, что на нем будет транслироваться на оккупированные территории или в РФ. И потому выход здесь один — транслировать только политически нейтральные, не враждебные к населению Донбасса, Крыма и России картинки мира. Да, речь идет в первую очередь о развлекательном контенте и сериалах «о жизни», «интертейменте», о котором шла речь в начале этой статьи.

МНОГО «НО»

Несмотря на достаточно обоснованные подходы новой власти к построению новой информационной политики для реинтеграции оккупированных территорий и противодействия российской гибридной агрессии, есть «но», и не одно.

Во-первых, телеразвлечения «из Украины» действительно могут стать популярными и в России, и на Донбассе, и в Крыму. Но далеко не факт, что эта популярность не конвертируется только в деньги для производителя контента (тех же частных телеканалов, на помощь которых рассчитывают в Офисе президента) благодаря увеличению аудитории. Очень большой вопрос, сможет ли деидеологизированный «несерьезный» контент обеспечить решение главной задачи информационной войны, обеспечив лояльность, симпатию или хотя бы невраждебность россиян, крымчан и жителей ОРДЛО к НЕЗАВИСИМОМУ ГОСУДАРСТВУ Украина.

Во-вторых, есть риск того, что украинский русскоязычный канал помимо воли его создателей станет пропагандистским рупором «Русского мира» благодаря языку вещания. Русский язык непременно потянет за собой российскую культуру, российские традиции, российскую картину мира в конце концов. Придется искать рецепт противодействия этому перерождению проекта еще на этапе создания.

Но главной опасностью задекларированных элементов информационной стратегии является то, что сосредоточением на направлении «Россия — Донбасс — Крым — русскоязычные» Зеленский с командой рискуют потерять доверие или же так и не завоевать доверие патриотически настроенных украиноязычных жителей Запада и Центра Украины. Впрочем, наверное, в Офисе президента и его партии «Слуга народа» для этой аудитории тоже придумают какие-то «фишечки».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать