Наталка СЕДЛЕЦКАЯ: «Евромайдан как система ценностей изменит ход украинской истории»

Это было месяц назад. Я сидела в штаб-квартире Радио Свобода в Праге, на своем новом рабочем месте. Заканчивалась третья неделя моего пребывания в Чехии в рамках журналистской стипендии имени Вацлава Гавела. Я уже освоилась, и работала над расследованием одной масштабной коррупционной схемы. Впереди — еще 5 месяцев стажировки и работы в главной редакции Радио Свобода в Чехии. На носу был Вильнюсский саммит, и я, честно говоря, верила в то, что Ассоциация с ЕС будет подписана. Думала, для меня как для журналиста будет логично именно в этот период — после подписания — определенное время пожить в старой Европе и набраться опыта в Радио Свобода / Радио Свободная Европа — СМИ, которое за 60 лет существования получило безукоризненную репутацию. Работать в штаб-квартире в Праге, где расположились редакции 25 стран — очень захватывающе. Летом после развала телеканала ТВі я начала активно искать программы для журналистов заграницей. Я не собиралась эмигрировать, но мне интересна жизнь вне Украины, хотелось еще где-то поучиться... Время, казалось бы, выбрала правильное — до выборов 2015 еще было полтора года, и я должна была вернуться к началу горячих политических событий.
Это был четверг. Черный, как его потом назвали. Я читала ленту новостей — и не верила своим глазам — «Азаров остановил подготовку к подписанию соглашения с ЕС». Первым взорвался «Фейсбук». Возмущенные люди начали выходить в оффлайн и собираться на Майдане в Киеве. На следующий день я уже купила билет на Киев. Вылететь удалось в воскресенье, я спешила на первое Вече, которое обещало быть очень многолюдным. На пересадке в Вене рейс задержали на 3 часа. Думала, что опоздаю. Но все только начиналось.
Проведя несколько ночей на Майдане, я полетела на саммит в Вильнюс, у меня заранее была аккредитация. Ночь перед тем же днем, когда Янукович не подписал соглашение, мы с несколькими коллегами провели в холле гостиницы «Кемпински» — там остановился и Виктор Янукович, и Ангела Меркель, и остальные ключевые фигуры саммита. В лобби почти до глубокой ночи находились все — от Сергея Арбузова до Штефана Фюле. Еще даже шли какие-то переговоры. И даже тогда еще оставалась крошечная надежда, что соглашение будет подписано. К утру пятницы чары надежды развеялись.
Весть о кровавом разгоне Майдана я прочитала минут через 30, как это произошло, стоя в очереди на посадку на рейс в Прагу. В Праге, не выходя из аэропорта, взяла первый билет до Киева. В один конец. Я понимала, что это надолго.
К счастью, руководство стипендиальной программы и редакторы в Чехии отнеслись с пониманием к моему желанию быть на месте событий в это время. Да и для редакции от меня больше пользы, когда я здесь — работаю для Радио Свобода «в поле». Я просто знаю себя — если бы я не провела на Евромайдане достаточно много времени, если бы не видела все собственными глазами — я бы не имела морального права высказываться относительно всех событий. Это нужно было пережить и понять изнутри.
За это время столько всего изменилось, события месячной давности вспоминаются, как во сне. Сложно предвидеть, когда будут выполнены требования Евромайдана. Я не знаю, что будет с ним дальше физически — когда исчезнут палатки или возобновится движение по Крещатику. Но Евромайдан как система ценностей останется в сознании людей и изменит ход украинской истории. Украинцы как нация за этот месяц очень повзрослела. Есть чем гордиться. Если сотни тысяч самых сознательных граждан сами объединяются вокруг одной цели — они ее рано или поздно достигнут.
У меня до сих пор нет билета назад в Прагу. Но уже собираюсь возвращаться. Меня ожидает стипендиальная программа — кроме самой журналистской работы — это и много тренингов: от уроков фотографии до курсов английского языка. Ежегодно на эту стипендию много желающих, я очень ценю возможность пожить в Европе и поработать в таком уважаемом международном издании. Посмотрим, правда, насколько хватит моей усидчивости на этот раз.
Выпуск газеты №:
№234, (2013)Section
Медиа