Наука и практика – необходимо больше точек соприкосновения
В Киеве представили результаты исследования качества журналистского образования
Издание «Детектор медиа» провело уже второе исследование (прошлое было в 2016 году), которое имело целью определить качество журналистского образования в Украине. Два года назад подобное исследование спровоцировало масштабную дискуссию по вечному вопросу: необходимо ли журналистское образование? Тогда тоже был предоставлен рейтинг высших учебных заведений, который был довольно неодобрительно принят в образовательной среде. В этом году такого рейтинга не будет.
Объяснение довольно простое: исследовательская группа поставила перед собой более комплексные задачи. Например, были увеличены выборка и география исследования. Однако только 13 из 46 вузов, которые имеют факультеты или кафедры журналистики, согласились предоставить подробную информацию, с помощью которой можно основательно оценить качество подготовки специалистов. По словам исследователей, в основном университеты игнорировали запросы или отвечали: «Кто вы такие, чтобы нас оценивать».
Ситуация вокруг диспута между так называемыми теоретиками и практиками повторилась. Представители медиабизнеса до сих пор уверены, что им легче и проще научить человека с нуля вместо того, чтобы работать с выпускниками журфака. Большинство преподавателей, напротив, активно выступают за необходимость журналистского образования, в том числе бакалавриата. В то же время представители университетов соглашаются с тем, что журналистское образование остро нуждается в осовременивании и адаптации к потребностям отрасли. В частности декан факультета журналистики Национального университета «Одесская юридическая академия» Татьяна Кузнецова считает, что эффективность учебного процесса главным образом зависит от двух сторон – преподавателя и студента. «Я несколько лет делаю все, чтобы мои студенты имели возможность пройти практику в различных регионах Украины. С этим предложением я всегда обращаюсь к своим коллегам из других учебных заведений и очень рада, что меня поддерживают. Мои студенты едут в другой город, там проходят практику, а я принимаю студентов из другого учебного заведения», - объяснила она.
КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ В МЕДИА
Только 64% опрошенных студентов связывают свое будущее с журналистикой. К сожалению, по результатам исследования невозможно определить, почему так происходит. Однако, по мнению исследователей, объективно существует две причины. Либо абитуриенты не достаточно понимали, что такое на самом деле журналистика. Для этого старшей школе стоит лучше знакомить выпускников с тонкостями будущих профессий. Либо существует вероятность, что университеты отбили желание заниматься журналистикой. Стоит отметить, что проблема разочарования в выбранной профессии касается не только журналистики, а в целом уровня высшего образования в Украине.
БАКАЛАВРАТ ЖУРНАЛИСТИКИ ИЛИ ДРУГОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ?
На конференции с представлением результатов исследования, состоявшейся в Киеве, выступили выпускники журналистских факультетов, большинство из которых оставалось довольно уровнем своей подготовки. Интересно, что преимущественно основными плюсами образования они называли получение навыков коммуникаций, знаний в общих дисциплинах и обработке информации. Так, одна выпускница объяснила, что шла не столько на специальность «журналистика», сколько для получения высшего образования. С этой стороны получение фундаментальных знаний, которые помогают развиваться человеку как личности, выглядит довольно привлекательно и объясняет необходимость получения именно высшего образования. Но журналистского ли? Разве нельзя овладеть подобными навыками и знаниями по базовым дисциплинам на других специальностях, наподобие социологии, филологии или политологии?
Исследовательская группа опросила 86 медиа из всех регионов Украины, которые в основном высказали мнение, что им все равно, с каким образованием брать человека на работу. Интересно, что у 23% опрошенных редакцией из всех регионов Украины почти нет работников с журналистским образованием. «Не обязательно иметь журналистское образование, чтобы работать в этой сфере. Достаточно следить за актуальностью событий, которые происходят в мире. Но главное, иметь желание развиваться», - отметил на конференции ведущий радио НВ Олег Белецкий.
По этой причине почти четверть представителей медиабизнеса, участвовавших в опросе, сейчас имеют свои школы, курсы и различные программы, где определенный срок обучают студентов, а дальше отбирают для себя лучших. Один из особых примеров – Летняя школа журналистики газеты «День», которая в этом году отметила свое шестнадцатилетие, об уникальности которой я знаю по собственному примеру. За это время через стены редакции прошло более 500 молодых людей с разным образовательным направлением, но с большим желанием быть в журналистике. Качественной и разумной журналистике. Некоторые понял, что это ремесло не для них, а есть те, кто продолжили свой путь и даже остался работать в газете, разделяя ее ценности и «систему координат». Главное, что дает работа среди профессионалов, - это желание и возможность роста. Молодые люди видят примеры журналистов, которые качественно и правдиво освещают события. «Болезнь нашей журналистики - «куриный» интеллект. Она выглядит так: вот я нашла зернышко и буду целый день возле него рыться. Но новые горизонты мыслящих людей от такой журналистики открываться не будут», - отмечает главный редактор Лариса Ившина, которая основала Летнюю школу журналистики «Дня» еще в 2002 году.
МИР ИНФОРМАЦИОННЫХ «ПУЗЫРЕЙ»
Многие из опрошенных студентов отметили, что в их университетах возросло количество мастер-классов, что позволило повысить уровень не только заинтересованности в журналистике, но и приобрести опыт проверки информации. Это актуально в мире гибридных войн. Поэтому одной из главных задач университетов или медиашкол должны быть навыки фактчекинга.
Большинство опрошенных представителей медиандустрии отмечают, что именно практических навыков крайне не хватает выпускникам. Респонденты указывают, что часто приходится учить с нуля выпускников основам журналистского мастерства.
Ведь при общении с практикующими журналистами студенты учатся лучшему пониманию не только журналистики, но и общественных и политических процессов в стране. Так, одна девушка из Харьковского национального университета им. Каразина рассказала исследователям: «Все, чему я научилась, это было благодаря летним практикам и стажировкам в СМИ».
С моей точки зрения, в рамках Летней школы журналистики «Дня» участники получают возможность открыть Украину с новой стороны. На первый взгляд все образованные люди знакомы с важными событиями, которые происходят в стране. Это курс на евроинтеграцию, языковые вопросы, автокефалия и прежде всего события на Донбассе. Но на самом деле у многих людей уровень знаний об общественно важных проблемах этажный и информация часто усваивается некритически из материалов определенных изданий, которые имеют свою политику. Вместе с тем человек должен сам анализировать события и процессы. Это позволяет быть не только профессиональным журналистом, но и гражданином, который не ведется на ложь.
АКТУАЛЬНО ЛИ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Университеты не имеют возможности успевать за изменениями, которые почти ежесекундно происходят в мире. «В целом система и программа, которые предлагаются студентам, меняются не так быстро, как медиа. Мы не успеваем за этим процессом. Хочется, чтобы мы признали, что нельзя консервировать журналистское образование в том состоянии, в котором оно есть. Ведь сейчас обучение на журналистских факультетах не является эффективным способом стать журналистом», - отмечает журналист и бывший преподаватель Школы журналистики УКУ Отар Довженко.
Ответы представителей медиаиндустрии подтверждают значительный разрыв между ЗВО и СМИ. Таким образом, заведениям высшего образования и медиаиндустрии стоит больше работать вместе для того, чтобы пытаться двигаться единым путем.
Section
Медиа