Перейти к основному содержанию

Не-детский Майдан

Пилар БОНЕТ: «Сегодня вышел народ и... ищет своего лидера»
12 декабря, 17:00
ВСЕГДА В КУРСЕ СОБЫТИЙ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПИЛАР БОНЕТ

Известная испанская журналистка, московский собкор крупнейшей по тиражу ежедневной газеты в Испании EL PAIS Пилар БОНЕТ вот уже вторую неделю живет в Киеве. В Украине она освещает события на Евромайдане. Госпожа Пилар не впервые в нашей стране. Она была в Киеве, Крыму, Луганске, Львове, Харькове и других городах. «Я всегда занималась темой Украины, — говорит журналистка. — Меня интересует ваша страна. В свое время брала интервью у Кравчука, Кучмы, Ющенко, Тимошенко, Марчука и других политиков. Ряд материалов написала непосредственно с оранжевой революции 2004 года. И теперь снова здесь».

 На днях госпожа Пилар пришла в редакцию «Дня», чтобы вместе с нами откровенно обсудить то, что происходит сейчас в Украине. Пользуясь случаем, мы записали с ней интервью. Этот разговор — своего рода взгляд на нашу ситуацию со стороны, глазами «чужого» журналиста. Что показал Евромайдан, как его освещают иностранные СМИ и куда уйдет энергия миллионов людей, — в эксклюзивном интервью с Пилар БОНЕТ.

— Вы были в Украине в 2004 году на Майдане. Сегодня у нас опять Майдан — Европейский. Есть ли у вас ощущение, что украинское общество уже совсем не то, что было девять лет тому назад?

— Если смотреть на происходящие сейчас процессы, то видим разных актеров. Например, если ваше общество — это, образно говоря, огород, то его нужно поливать. В огороде могут расти петрушка, укроп, даже розы. В 2004 году эти все растения были свежими. Теперь кто-то вырос, а кто-то нет. Вообще произошла некоторая деградация  элиты. Народ  2004 года жил надеждой. Сейчас в обществе разочарование. Важно и то, что лидеры Ющенко и Тимошенко в определенной степени тоже были посвежей. Как по мне, то лидеры революции 2004-го намного ярче, чем лидеры 2013-го. Словом, тогда были лидеры, которое вывели народ. Сегодня вышел народ и... ищет своего лидера.

Есть несколько факторов. Фактор Кучмы. Он как президент 2004 года — это типаж советского директора большого предприятия. Несмотря на все его недостатки, у него тогда было чувство ответственности. Он не хотел попасть в историю как человек, который пролил кровь Майдана. Фактор международных актеров, которые тогда сыграли важную роль. Россия 2004 года так же не была направлена на такую жесткую политику возрождения СССР, как сейчас. Да и в самой Европе не было такого кризиса, как сейчас.

Конечно, за это время украинское общество подняло планку. Просто разные регионы по-разному выражают свои требования. Думаю, главная ошибка вашей власти была в том, что вовремя не объяснили людям сути «европейского вопроса». Собственному народу не рассказали, какие уступки нужно делать, какая экономическая цена вопроса. Смешное оправдание Президента, которое он высказал за несколько дней до подписания договора об Ассоциации с ЕС. Ваша власть прекрасно понимала, куда он ведет страну. Нужно научиться говорить честно со своими людьми. Сейчас, в отличие от 2004 года, я увидела большую игру, в которой все — власть, оппозиция, ЕС, Россия — играют, как минимум, сразу двумя колодами карт. Со стороны это выглядит так, будто с людьми ведут нечестную игру.

«СЕГОДНЯ НУЖНО БЫТЬ МУЖЕСТВЕННЫМ В ПРОФЕССИИ, ЧТОБЫ СКАЗАТЬ ПРАВДУ»

В освещении событий Евромайдана мировыми СМИ чувствуете ли вы объективность и понимание глубины проблемы?

— Сегодня в Киеве целая команда журналистов. Если честно, то я не слежу за мировыми СМИ. Просто нет времени. Могу сказать только то, что иногда слышу от коллег, на мой взгляд, наивные вопросы на пресс-конференциях. Много вопросов направлены не на понимание сути проблемы, путей их решения, а для вызывающего заголовка или цитаты. Таких вопросов сейчас больше, чем было. Думаю, что это влияние Интернета. Жажда повышения рейтинга для материала. Это укореняет стереотипы и отводит журналистов от главной задачи — связи с реальностью. Сегодня нужно быть мужественным в профессии, чтобы сказать правду. Сказать — я это видела. Знаете, когда был захват вашей мэрии, я лично видела, как группа людей-националистов это сделали. Я видела колонну в три ряда по 20 человек. В масках и с касками на головах. Да, это лишь часть картины из мозаики, и журналист может интерпретировать ее как захочет. Я знаю, что сегодня молчать о том, кто и как захватил мэрию, нечестно. А об этом сегодня не пишут. Как будто это само собою произошло.

Все говорят — это мирный протест. И тут же не видят, в том числе журналисты, сложности проблемы...

«ВАША СТРАНА ТРЕБУЕТ ОТ ЖУРНАЛИСТОВ ЗНАНИЯ ИСТОРИИ»

К вопросу о понимании мировыми журналистами настроений в украинском обществе. Почему ключевые СМИ мира не имеют в Киеве собкоров, а вещают об Украине из Варшавы или Москвы?

— Это сложный вопрос. Я не могу говорить обо всех. Ваша страна действительно требует от журналистов знания истории. Думаю, европейские СМИ недооценивают роли страны для стабильности в мире. И просто из-за недостаточности ресурсов не создают корпунктов. Приведу пример войны в Грузии в 2008 году. После войны читала статью одного из лидеров службы пиара Саакашвили. Он сказала, что освещать войну приехали тысячи журналистов. Из них только сотни знали, где вообще находится Осетия. И только десятки — знали проблему из середины. Думаю, тут похожая ситуация.

Как реагирует читатель вашей газеты на события в Украине?

— Это топовая тема. Смерть Манделы и ситуация в Украине — бесспорно были главными темами прошлой недели. У меня лично была вторая и третья страницы в газете. Это для одной страны много. Люди между собой на сайте газеты дискутируют. Очень сильно. Одни говорят, что бедных украинцев нужно поддержать. Многие наоборот не понимают, почему вы так стремитесь в ЕС? Люди пишут: они что, не видят наших личных проблем? Думают, что здесь рай?

В одном из своих материалов вы написали, что в мире идет «новая постсоветская холодная война, которая содержит в себе определенный парадокс, потому что Украина может оказаться не призом, а наказанием для победителя». Почему?

— Да, действительно, я это писала и так думаю. Вы будете отрицать, что у вас — очень много своих проблем? Украина пока что не кристаллизировалась как субъект с демократическими институтами, который способен защищать гражданское общество. Я видела просвет в тучах во время оранжевой революции. После тех событий я была в Крыму и почувствовала, что даже украинцы, которым дороги ценности России, были готовы к признанию оранжевой власти. Ваша страна проспала такую возможность. Ваше руководство, и будем откровенно говорить, часть населения, привыкли, чтобы их проблемы, вызовы, которые стоять перед страной, решали другие. И в этом отношении они, по сути, дети. Скажу так. На Евромайдане я много раз со сцены слышала слово «дети» — «наши дети», «кровь наших детей», «будущее наших детей». Стою я и думаю, что сегодняшняя Украина, в некоторой степени, «мир детей». Ваши политики — лидеры власти и оппозиции — не несут ответственности за свои решения. Ведь это так. Они не хотят брать ответственность за страну. У них мышление на уровне кланов. Ударить булавой — захватить власть. А если дети в своей комнате играются гранатой — это очень опасно. Это опасней, чем взял бы в руки гранату взрослый человек.

«Я НЕ ВИЖУ СЕЙЧАС НИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ, НИ У ОППОЗИЦИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ»

«Граната» — это сила улицы, наш мирный митинг?

— В какой-то степени, да. Я ходила улицами Киева, думала об этом и поминала, что мне страшно. Никто не знает, куда денется эта огромная энергия! Важно, чтобы Украина, как государство, укрепило себя. Когда я видела, как молодежь захватила мэрию, событие возле Администрации Президента — мне было действительно страшно. Для вас сейчас ключевое слово — ответственность. Ответственность за свою судьбу. Если хотите — за Европу, за мир в конце концов. Украинские политики должны повзрослеть.

Так же вы написали: «Со временем Украина, которая развила демократические институты и обеспечила независимость судей, могла бы влиять на Россию и способствовать модернизации этой страны». Вы действительно так думаете — Украина как шанс для России?

— Я в этом абсолютно уверена. Когда вы станете устойчивой демократической страной, вы модернизируете и Россию. Своим примером. Демократические силы России смотрели на вас в 2004 году и говорили, вот у них получилось... Сейчас, официальная Россия говорит, смотрите, у них бардак. Это не революция. Вы этого хотите? Ваше право сотрудничать с кем угодно. Это выбор независимой страны. Просто нельзя делать это за спиной собственного народа. Ведь ваш Президент много говорил об интеграции в ЕС. А потом обманул своих людей. Клановое мышление у руководителей страны некуда вас не приведет. Я не вижу сейчас ни у представителей власти, ни у оппозиции действительно государственного мышления.

Я плохо ощущаю взаимодействие оппозиции, лидеров Майдана и всех остальных участников. Может, Майдан требует большего, чем лидеры готовы дать? Насколько реалистичны требования оппозиции?

Вы много общались с участниками митинга. Туда вышли люди, у которых есть вопросы не только к власти, но и к оппозиции. На ваш взгляд, возможно ли появления какой-то новой платформы?

— Я мало уделяла внимания этой теме. Насколько могу судить — что-то тут «бурлит». Но что? Знаю одно — такая сила энергии никуда бесследно не девается. Это законы физики. Ваш вопрос — очень правильный. Это должно быть главной темой на Майдане. Формируется ли третья сила? На что она способна? Насколько она структурирована? Отмечу, лидеры оппозиции, могут потерять над ними контроль. Чувствуется тупик самой ситуации. Лидеры крутят одни и те же темы. Нужно показать другие перспективы. По законам драматургии — должно быть действие. Президент самоустранился, он уехал из страны в самый важный момент. Сколько может длиться второй акт этой пьесы? Знаю, что мы уже в конце. Небольшой антракт, и третий — решающий — акт.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать