Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Не имеем права забывать

«День» обсудил с Андреем Сенченко (главой Временной следственной комиссии парламента по вопросам расследования трагедии) фильм «Иловайск-2014»
12 сентября, 19:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Драматичные события под Иловайском стали еще одним Рубиконом в войне России против Украины. До того были Зеленополье, когда по украинским военным били «грады» с российской территории, сбитый под Луганском Ил-76 с украинскими десантниками, сбитый MH-17, который должен был стать для всего мира очевидным доказательством уже не локальных боев на востоке Украины, а международного терроризма и агрессии Кремля. Это реальные факты. Следующим фактом агрессии Москвы стал Иловайск, когда нашим военным дали «формальный» коридор для отступления, который для них стал адским путем, ведь российские (!) военные их расстреливали, как говорять, «на выбор». Газета «День» неоднократно писала об этих событиях.

Фильм «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс» стал еще одним поводом для того, чтобы вспомнить об этих событиях и о том, как мы можем противодействовать информационной агрессии Кремля, который пытается исказить правду.

Этот фильм ветераны добровольческих батальонов посвятили памяти погибших в Иловайске побратимам. Генеральным продюсером и соавтором сценария фильма выступил Тарас Костанчук. Кстати, с 4 октября картина выходит в прокат в Польше и Чехии.

В фильме основные события разворачиваются в адском для украинцев августе 2014 года. Тогда украинские военные вошли в город Иловайск. По мнению тогдашнего военного командования,  этот город был стратегическим. Однако военные столкнулись с рядом препятствий, которые оказались решающими для дальнейшего отступления. Украинские защитники в итоге оказались в окружении российских войск. Командир штурмовой группы батальона «Донбасс» с позывным «Бишут» и его товарищ «Квентин» получили ранения и не могут отступать с остальным батальоном. Перед главными героями встает много вопросов, которые нужно решать срочно.

По факту фильм режиссера Ивана Тимченко — это история о войне и мире, военных и гражданских, защитниках Украины и российской агрессии.

Сценарист фильма Михаил БРИНИХ в официальном пресс-релизе сообщил:  «Это никоим образом не пропагандистский фильм, но несомненно патриотический. Мы с Тарасом Костанчуком сразу сошлись на том, что  фильм должен быть  без чрезмерного пафоса, которым грешат все украинские фильмы, а о войне — тем более»

Газета «День» пообщалась с председателем ОО «Сила права» Андреем СЕНЧЕНКО относительно его виденья тех событий и значения кинематографа в информационной борьбе против оккупанта.

«ЕСЛИ ВЛАСТЬ БУДЕТ ИМЕТЬ ПОДДЕРЖКУ НАРОДА ЗА СПИНОЙ, ТО ОНА МОЖЕТ ДОБИТЬСЯ МНОГОГО»

— Андрей Виленович, в связи из выходим фильма «Иловайск» возникло много тем, касающихся как самих трагических событий августа 2014-го года, так и вопроса наших средств информационной войны. Но по вашим ощущениям,   есть ли определенная апатия людей к теме войны и теме Иловайска в частности?

— В обществе действительно существует определенная усталость от войны. И то, что власть за всех эти шесть лет так и не сформулировала понимания стратегии совместных действий, создает чувство безысходности. Именно поэтому люди часто пытаются отойти к определенным легким форматам восприятия действительности. Это все равно, что открыть одну половину мозга. На самом деле это сделать невозможно. Поэтому вопрос войны и мира нужно все равно решать. Очень хорошо, что существуют предохранители в виде общественного мнения, которые периодически оказывают сопротивление определенным неадекватным заявлениям представителей власти. Тогда срабатывают защитные механизмы, которые не позволяют, чтобы мы пошли по пути капитуляции. Но это уже речь об общественном иммунитете. Но это, к сожалению, не является поводом для того, чтобы власть пришла к системной работе по поводу подготовки стратегии действий. Очень важно, чтобы эта стратегия имела поддержку в обществе. То есть эта стратегия не должна быть кулуарной. Например, Германия против того, чтобы Россия вернулась к формату G8. Это хорошо и это верно. Но при этом некоторые политические руководители этой страны выступают за Северный поток-2. С другой стороны, есть те, кто против Северного потока-2, но при этом они выступают за то, чтобы Россия вернулась за стол переговоров в G8. То есть у каждой страны есть свои интересы. До тех пор, пока не будет звучать наша четкая позиция, которая основана на украинском национальном интересе, до тех пор за нас будут решать другие страны и силы. А мы будем собирать точки зрения. Нам крайне необходима эта стратегия и чтобы она была обнародована на международном уровне. Если при этом власть будет иметь поддержку народа за спиной, то она может добиться многого.

«ПОРОШЕНКО, КОГДА ПРИШЕЛ К ВЛАСТИ, НАХОДИЛСЯ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ ИЛЛЮЗИЯХ»

— Есть ли ощущение того, что наша новая власть не особо желает выделять средства на патриотическое кино? Ведь патриотическое кино — это не просто «ура-патриотизм», а в нашем случае — это донесение правдивой информации о реальном положении дел, потому что не мы напали на Россию, а она на нас.

— Откровенно говоря, я пока не могу знать, чего хочет и чего не хочет новая власть. Нет пока еще фактажа для того, чтобы можно было сделать выводы. Но я сделал для себя вывод, что слабее всего проработанная тема — это тема войны и мира. Когда новые люди приходят к власти, то создается впечатление, что предшественники были дураками и не смогли договориться. На самом деле это не так. Мое личное мнение заключается в том, что прошлая власть была в своей основе циничными подонками. Но это не значит, что можно легко пойти и как-то договориться с Россией. Порошенко, когда пришел к власти, находился в определенных иллюзиях о том, что до него просто не хотели договариваться с РФ. А он якобы сможет. Эти идеи о возможности договориться с агрессором очень быстро разбились о четкое желание Кремля уничтожить нашу государственность. Это желание до сих пор никуда не исчезло. Поэтому новой власти просто не стоит повторять ошибки старой власти относительно этой темы. Договориться с Кремлем не получится. Нужно оказывать давление, нужно использовать весь арсенал украинского государства, нужно требовать максимального давления на Россию со стороны наших западных партнеров. Но это не могут быть простые просьбы. Повторяю, нужна четкая аргументированная стратегия. К тому же альтернативы укреплению украинской армии не будет. Без нашей армии украинская дипломатия никогда не будет эффективна.

«ЛЮДИ НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ ЖИВУТ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОСУДАРСТВА-АГРЕССОРА»

— Иногда кадр в кино делает больше, чем слово. И это тоже должно быть стратегией уже информационного сопротивления.

— Я с вами абсолютно согласен по этому поводу. Было, кстати, много дебатов по поводу объединения тех или иных комитетов, в том числе гуманитарной направленности. Я прохладно отношусь к этим объединениям, ведь они явно не просчитаны, но у нас есть задачи государства в информационной сфере. Я бы их охарактеризовал следующим образом. Это функция СБУ. И на это государство отдельно должно выделять средства. И здесь множество задач — от мониторинга наполнения нашего информационного поля государством-агрессором. Технические средства сейчас позволяют это делать. Следует осознавать, что в недоразвитой информационной инфраструктуре люди на востоке Украины живут в информационном пространстве именно государства-агрессора. И все это должна мониторить СБУ. Более того, она должно давать мотивированную информации СНБО, который, в свою очередь, должен принимать соответствующие решения. Никакой Нацсовет по телевидению и радиовещанию не должен этим заниматься. Ведь последний — это инструмент мирного времени. Полномочия соответствующих органов должны доходить до того, чтобы при необходимости даже лишать лицензии те или иные телеканалы. С другой стороны, есть функционал Министерства обороны. Уважение к армии, поддержка духа патриотизма — это в определенной степени задача Минобороны. Очень важный аспект — это информационное влияние на оккупированные территории. И кино, и телевидение здесь имеет огромное влияние.

«ГОСУДАРСТВО ДОЛЖНО ТРАТИТЬ БОЛЬШИЕ СРЕДСТВА НА КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЕ»

— По вашему мнению, украинское телевидение и наш вообще телеэфир в каком состоянии находятся? Ведь иногда определенные месседжи, доносящиеся с телевизора, похожи на определенную информационную диверсию.

— Следует понимать, что мы находимся под мощной информационной агрессией. В том числе через юридически украинские каналы. Подчеркиваю — юридически украинские. Кроме того, у нас качество журналистики очень сильно подупало. И здесь есть много взаимосвязанных вещей. При нашей экономике рекламный рынок не в состоянии обеспечить независимые  СМИ. А если СМИ от кого-то зависимо, то идет коррекция позиции. Особенно это проявляется в предвыборный период. Беда в том, что все это происходит в период войны. Именно поэтому государство в этом направлении должно тратить большие средства. Это стратегический интерес и необходимость.

ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»

«ОДНАЖДЫ В ИЛОВАЙСКЕ»...

Мария и Анастасия СТАРОЖИЦКИЕ:

— Именно таким, созвучным  тарантиновскому замыслу, изменить, по крайней мере, в кино ход болезненной для себя истории, показался нам с Анастасией Старожицкой замысел главного вдохновителя ленты «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс» Бишута — Тарас Костанчук. Хотя, конечно, если продолжать дальше это сравнение с «Однажды в Голливуде» (а его необходимость обусловлена даже тем, что у побратима Бишута в фильме позывной Квентин в честь Тарантино), колонна добровольцев «Донбасса», выходя из котла, должна была бы пройти через «зеленый коридор» без потерь, а еще лучше — напрочь истребив коварных российских захожих. Воссоздание расстрела колонны — документальное и точное от многочисленных свидетелей-бойцов, которые также снимались в ленте, — это очень сильно и очень важно, это то, что must see. Стоит смотреть этот фильм, потому что его «подлинность» является, как по мне, достаточно высокой.

Да, мне и многим друзьям, кто лично знал Шульца, Самолета и Франко, хотелось кричать «зачем, они же были вовсе не такие, не так выглядели, не так высказывались, для чего было брать настоящие позывные?!», но первые мысли и чувства изменяются, превращаются в те, что как бы то ни было, художественный фильм даже не байопик, и хорошо, что он останется и поедет по миру, напоминая, что были такие люди и вели себя они достойно.

В ленте лучший актер — сам Бишут, он очень мало говорит и лицо его непроницаемо. Это его кино, его история и его должным образом отданный долг всем погибшим побратимам, чьи фото появятся на экране в финале. И будут там не только те, кто погиб или пропал без вести во время боев, но и те, кто умер на протяжении этих болезненных пяти лет общей борьбы за память об Иловайске и наказании виновных.

«Улыбайтесь, снимается кино!.. Мы едем хрен знает куда и хер знает зачем» — эту фразу в автобусе, который вез  его роту в Иловайск, Бишут, держа в руках камеру и снимая всех бойцов по очереди, говорит в нашей ленте Война химер The War of Chimeras. В прокатной версии «Иловайск 2014» режиссер, совмещая в финале воспроизведенный эпизод с реальным, сократил этот уникальный фрагмент именно на кусочек с Тарасом Костанчуком, тем самым лишив рядовых зрителей понимания, что главный герой, в действительности, не актер. А боец, который снимал видео и думал о кино даже на войне. Хотя, кстати, мог стать актером намного раньше — в свое время Мартин Скорцезе приглашал Тараса Костанчука на съемки в своей ленте...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать