Не-спортивное ТВ
Почему сразу четыре центральных канала отказались от спортивных новостей?![](/sites/default/files/main/articles/28022013/17sport.jpg)
Телеканал «Интер» на прошлой неделе закрыл информационную программу «Спорт в подробностях». Также с января этого года перестали выходить в эфир спортивные новости еще на трех центральных каналах — «Факти-Спорт» (ICTV), «Вікна-Спорт» (СТБ) и «Про-спорт» («2+2»). Как сообщает «Взгляд», спортивные новости исчезли прежде всего потому, что их отказался спонсировать известный алкогольный бренд, руководство которого изменило рекламные приоритеты. Причина — малые рейтинги.
Информация о том, что спортивные новости смотрит узкий круг людей, для медиа-экспертов не нова. Но, в погоне за коммерческой выгодой, телеканалы в очередной раз забыли не только о своем имидже (по словам известного спортивного обозревателя Артема Франкова, отказываясь от таких новостей, каналы несут репутационные потери), но и о своей общественной функции. Ведь, информируя о спорте, каналы, по сути, на примере конкретных историй успеха призывают зрителей по крайней мере к здоровому образу жизни. Невзирая на это, центральные украинские вещатели продемонстрировали неспортивное поведение по отношению к... спорту.
— Для меня никогда не было секретом то, что спортивные программы на украинском ТВ — малорейтинговые. Это — объективная реальность, ведь у нас не то общество, которое отдает предпочтение интеллектуальному или спортивному контенту. Как только канал начинает ставить на первый план коммерческие интересы, он традиционно отказывается от спортивных программ. К сожалению, это не первый случай в новейшей истории украинского ТВ. Более того, убежден, что эта тенденция будет наблюдаться и в дальнейшем, — заметил в комментарии «Дню» известный спортивный обозреватель, главный редактор журнала «Футбол» Артем ФРАНКОВ. — Но вопрос в другом — присутствие спортивных новостей на канале — важный элемент престижа. Объяснять это менеджерам вещателей, у которых перед глазами лишь коммерческая выгода, конечно, бесполезно. В нормальной цивилизованной стране канал, сообщающий новости, должен иметь и рубрику спорта.
По словам эксперта, вакантную — спортивную — нишу попытаются занять узкопрофильные каналы и интернет. Но и здесь не все так просто.
— Конечно, те, кто всерьез интересуется спортом, будет смотреть специализированные каналы и читать новости в интернете или профессиональных печатных изданиях. А рядовой в этой теме зритель вынужден «эмигрировать» в интернет. Это был бы оптимальный выход из ситуации, если бы в Украине качественно работали интернет-вещатели, — продолжает Артем ФРАНКОВ. Мы же наблюдаем неутешительную тенденцию: контент в интернете часто наполняют за счет блоггеров, пишущих не профессионально, а для собственного удовольствия.
Исчезновение спортивных новостей с четырех каналов привело к еще одной проблеме — массовому сокращению сотрудников, которым в этом медиа-сегменте трудно будет найти рабочее место. Следовательно, как предполагают медиа-эксперты, они вынуждены переквалифицироваться под производство более рейтингового контента, в частности, социальных, политических или развлекательных передач. По информации «Телекритики», лишь с программы «Спорт в Подробностях» на «Интере» уволили около 20 сотрудников.
— В спортивной журналистике теперь парадоксальная ситуация. С одной стороны, немало коллег пытаются писать о спорте (это довольно узкий рынок, куда «лезут» молодые и амбициозные журналисты), а с другой — ощущается серьезный дефицит высококвалифицированных кадров, — говорит А. ФРАНКОВ. — Найти работу в спортивных редакциях этим людям будет чрезвычайно сложно.
Не драматизировать ситуацию призывает известный спортивный обозреватель, редактор управления спортивных проектов группы компаний «1+1» Евгений ЗИНЧЕНКО. По его словам, отказавшись от спортивных новостей, центральные каналы, по сути, сыграли на руку нишевым вещателям. Последние, с помощью спортивной печатной прессы и интернета, минимизируют нанесенный украинскому зрителю ущерб.
— Как вам известно, «1+1» отказался от новостей спорта еще в 2010 году. Потом они были на «2+2» и тоже завершили свое существование как раз в конце прошлого года. Это, конечно, негативная тенденция, но я не вижу в этом, в принципе, ничего трагического. Телевидение у нас коммерческое, а спортивные новости не дают тех показателей, которых от них ожидают. В прайм-тайм, когда выходят новости, даже на 5—10 минут (средняя продолжительность новостей спорта. — В.Л.) менеджерам выгоднее поставить что-то более рейтинговое. А, собственно, о главных спортивных новостях вещатели будут сообщать в основных выпусках новостей, — рассказал «Дню» Евгений ЗИНЧЕНКО. — Собственно, на «1+1» так и происходят: наше управление спортивных проектов, которое работает на всю группу каналов «1+1», всегда дает информацию на «ТСН» или служба новостей сама обращает внимание на определенные спортивные события. То есть, вещатели не будут забывать о чем-то действительно важном в мире спорта. А вот расширенную информацию зритель будет искать в других СМИ, в том числе на нишевых каналах.
Евгений Зинченко не исключает, что на некоторые каналы спортивные новости могут вернуться. Главное — желание и умение менеджеров найти информационного партнера. И здесь не нужно быть очень переборчивыми и гнушаться поддержкой водочных или табачных брендов.
— Поддержку спортивных передач алкоголем я как опытный телевизионщик воспринимаю как компромиссные реалии нашего времени, — продолжает Евгений ЗИНЧЕНКО. — Возможно, меня поэтому назовут циничным человеком. Вообще-то, это общемировая тенденция. За рубежом спортивные события тоже поддерживают алкогольные бренды. Главное, чтобы нашлись торговые марки, готовые финансировать освещение спорта.
Выявит ли серьезный бизнес желание поддерживать малорейтинговые спортивные программы, покажет время. А пока, кажется, украинские каналы взяли затяжной тайм-аут, находясь в состоянии не абсолютной определенности относительно будущего не только новостей, но и остальных спортивных передач.
Выпуск газеты №:
№38, (2013)Section
Медиа