Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Неснотворный» эффект детского ТВ

08 декабря, 18:34
АЛЛА МИГАЙ СО СВОИМИ «КОЛЛЕГАМИ» ПО РАБОТЕ / ФОТО ЕВГЕНИЯ КУРИПКО

На этой неделе в эфир Первого национального вернулась «Вечерняя сказка». Сняли программу с эфира еще в июне (когда в Национальной телекомпании работала команда Тараса Стецькива. — Ред. ). По словам ведущей Аллы Мигай, аргументировали это решение низким рейтингом передачи, хотя, утверждает ведущая, рейтинг «Вечерней сказки» был не ниже рейтинга всех остальных передач УТ-1 и выше рейтинга новостей. Еще один аргумент — неофициальный — в прайм-тайме детской передачи быть не может, это время хотели освободить для рекламы. Конечно, коллективом программы это решение было воспринято очень болезненно. «Во-первых, — говорит Алла Мигай, — мы любим свою работу, любим детей и работаем для них с радостью. А во-вторых, дети нам писали: они ждали сказки, ждали песенки». Полгода коллектив программы был без работы, Алла Мигай занималась другими проектами. И вдруг (уже при новом президенте НТКУ Виталие Докаленко. — Ред. ) ей предложили снова делать «Вечернюю сказку» — в традиционное для этой программы время. Ведущая считает, что сработало все-таки общественное мнение: о том, что в эфире нет «Вечерней сказки», писали многие издания.

Если раньше авторская музыкальная сказка Аллы Мигай выходила в эфир два раза в неделю (а в другие дни работал другой ведущий, в более традиционном формате), то теперь пять раз в неделю выходит именно музыкальная сказка. Алла Мигай, кстати, по специальности — не журналист и не актриса, а профессиональный композитор, и музыку к сказкам, как и стихи, пишет сама.

На сайте Первого национального обещали, что в эфир выйдет обновленная версия программы. Но для этого, говорит ведущая, нужно время. Сейчас активно идет работа по созданию новой «одежки» для сказки: «будет новая песенка, новая декорация, новые куклы, новые идеи, но сказка останется музыкальной и авторской». С Нового года ожидаются и закупки новых мультфильмов, а в перспективе — и создание своих, на базе Первого национального (по словам Аллы Мигай, уже ведутся переговоры с художниками и режиссерами-мультипликаторами). Еще одно направление работы — телевизионный кукольный театр в рамках программы.

Конечно, возникает вопрос: сможет ли пусть даже обновленная, пусть даже «неформатная», но все же несколько консервативная (по меркам современного ТВ) «Вечерняя сказка» составить хоть какую- то конкуренцию мультипликационному ширпотребу?

Впрочем, как говорит Алла Мигай, цель программы — подарить детям общение со взрослыми и со сверстниками, то, чего им не хватает в других передачах. «Дети хотят поговорить, попеть и поиграть. Родителям часто некогда этим заниматься, а я каждый день прихожу в гости и общаюсь с ними. А Слоника, Енота, Ворону и других кукольных персонажей программы дети считают своими друзьями. Они им пишут письма, присылают какие-то смешные истории. Причем пишут дети не только маленькие, но и школьники — до пятого и даже до седьмого класса, не говоря уже о том, что и родители пишут.

Я не могу составить конкуренцию зарубежным мультфильмам, потому от «Диснея» мы отстали навсегда. Но что-то такое доброе, интересное, какая-то инсценированная сказка, песенка — это детям тоже нужно. Кроме того, еще одна из задач программы — побудить детей к творчеству. У детей есть желание выиграть приз, а для этого нужно сочинить песенку или написать стишок, или придумать загадку, или интересную историю, или принять участие в конкурсе рисунков и т.д. Технические средства Первого канала, конечно, оставляют желать лучшего, да и творческие возможности тоже. Хотелось бы, например, привлечь в программу молодежь. Если будут спонсоры, я думаю, молодежь к нам потянется. А идей хватает. На Первом канале тоже можно работать, нужны только условия».

Впрочем, соответствующие условия для детского вещания нужны не только на Первом канале. Как напоминает исследователь истории украинского ТВ Иван Мащенко, во времена Советского Союза на успех детской вечерней программы работали многие мультипликационные студии. Среди других факторов популярности «той» «Вечерней сказки» («На добраніч, діти!») — очень серьезный подход к подбору образа сказочника. Незабываемый дед Панас (Петр Ефимович Вескляров), по мнению Ивана Мащенко, действительно олицетворял образ украинского «дідуся», это было, как сейчас говорят, стопроцентное попадание. Еще одна изюминка старой программы — налаженная обратная связь: письма и рисунки в программу «На добраніч, діти!» приходили мешками.

Впрочем, отмечает Иван Мащенко, пытаться механически перенести тот формат на современное ТВ нельзя — не может быть ни второго деда Панаса, ни нового «Катрусиного кінозалу». Время изменилось, дети стали другими, в чем-то более прагматичными, в чем-то более информированными, нужно уметь подобрать соответствующие интонации. Форму «мюзикла для детей», каким фактически является программа Аллы Мигай, возможно, готовы воспринимать не все дети. Возможно, стоило бы поискать и другие формы. Но сам факт возвращения на экран «Вечерней сказки» эксперт по вопросам ТВ и РВ оценивает позитивно и воспринимает как один из элементов будущего общественного телевидения, которое как раз и призвано удовлетворять информационные потребности тех категорий зрителей, которые коммерческие каналы по тем или иным причинам игнорируют.

А ведущий научный сотрудник Института психологии АПН Украины Леся Вовчик-Блакытна отмечает, что для ребенка «Вечерняя сказка» — это своего рода ритуал, связанный с отходом ко сну. И вечером ребенок должен услышать что-то приятное, ласковое, нежное, что не напрягало бы, а наоборот успокаивало. «Если родители очень заняты, перегружены работой и не могут уделить ребенку 15 минут перед сном для спокойного общения, то пускай это будет телевизор и ведущая — тетя Алла, или кто-нибудь другой, но это должен быть разговор, обращенный непосредственно к ребенку». (В этом смысле тот факт, что вернувшаяся на ТВ «Вечерняя сказка» все еще «плавает» по эфиру и не имеет стабильного времени выхода, конечно, несколько снижает полезный «снотворный» эффект программы. — М.М. ).

По мнению Леси Вовчик-Блакытной, программы, подобные «Вечерной сказке», — хорошая традиция. Должны быть вещи, которые связывают разные поколения. Другое дело, что традиционные форматы необходимо наполнять новым содержанием. «Желательно искать те формы, те слова, те сказки, при помощи которых можно достучаться до детских душ. Потому что, к сожалению, очень многие детские души уже закрылись. У многих детей уже стоят какие-то барьеры, вызванные различными негативными влияниями, в том числе мультфильмами со всевозможными ужасами, монстрами и т.п.» По мнению Леси Вовчик-Блакытной, программы, подобные «Вечерней сказке», могут немного компенсировать эти негативные влияния. Но не стоит забывать, что это лишь — капля в море. Одна из главных проблем в том, что в Украине все еще не разработано концепции ТВ для детей, чтобы они вырастали здоровыми психологически и психически. Сейчас дети фактически воспитываются на рекламе и на анонсах фильмов, для которых, как правило, выбираются самые негуманные фрагменты...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать