Несоответствие роста
Святослав ЦЕГОЛКО: Украинское сообщество готово воспринимать правду о Голодоморе, другое дело, что у нас маловато институтов, которые ее доносят![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111209/4225-20-1.jpg)
На прошлой неделе «День» обратил внимание читателей на то, что, освещая мероприятия по чествованию памяти жертв Голодомора 1932—1933 гг., украинские медиа почти не вспомнили имя Джеймса Мейса (материал «Угроза упрощения» № 217 от 29.11.2011). Инициатором акции «Свеча в окне» считается экс-президент В. Ющенко, хотя на самом деле ей еще в 2003 году положил начало именно Джеймс Мейс — один из тех, кто назвал Голодомор именно геноцидом украинцев.
Одним из тех недостатков, которые достались в наследство украинскому обществу от советского, является поверхностность восприятия в действительности сложных явлений и событий. Именно поэтому к юбилею какого-то мыслителя или писателя возлагают цветы к их памятникам, но не переиздают их труды. Поэтому пока еще чествование памяти жертв Голодомора сводится к признанию факта этой трагедии (что тоже является достижением, которое стало возможным, в частности, благодаря Мейсу) и сопереживанию, но без ее глубокого анализа. Это же касается медиа, которые ежегодно формируют информационную канву вокруг темы Голодомора. Почему украинские СМИ по большей части не вспомнили в этом году о Джеймсе Мейсе, мы спросили у ведущего телемарафона к годовщине Голодомора на «5 канале» Святослава ЦЕГОЛКО.
— «5 канал» — единственный, который не ограничился программами прошлых лет, а посвятил непростой теме Голодомора несколько часов эфира в формате телемарафона. После нескольких часов общения с разными людьми об этой трагедии считаете ли вы, что общество и интеллигенция действительно готовы к качественному и глубокому разговору не только о шокирующих фактах, но и о политических предпосылках Голодомора, о том, в какой мере за эту трагедию несут ответственность украинские политики 1920-х годов, и наконец, о юридических аспектах признания Голодомора геноцидом?
— Украинское общество развивается быстрее, чем его руководство. Последняя социология свидетельствует, что 67 процентов наших соотечественников считают Голодомор геноцидом. Это больше, чем во времена президентства В. Ющенко, который положил начало в обществе традиции чествовать погибших. Следовательно, украинское сообщество все больше готово воспринимать правду о Голодоморе. Другое дело, что у нас маловато институтов, которые доносят эту правду.
— В этом году СМИ, говоря о Голодоморе, не вспомнили имени Джеймса Мейса —человека, который фактически сделал самый большой вклад в признание Голодомора преступлением против украинцев и еще задолго до 2008 года инициировал акцию «Свеча в окне». В том числе, как это ни странно, и «5 канал». Канал неоднократно заявлял, что владельцы не вмешиваются в редакционную политику, следовательно, причина не в цензуре? Тогда в чем?
— Имя Мейса звучало в нашем марафоне. Только в моих студиях несколько раз. Если вы спросите, почему мы не посвятили отдельную студию ему, скажу, что это не из-за скрытия информации. Мейс характеризовал Голодомор как геноцид. 26 ноября чаще всего используемыми титрами в эфире «5 канала» были: «ГЕНОЦИД УКРАИНЦЕВ» или «ГЕНОЦИД НАРОДА». Все сюжеты и разговорные студии строились на факте геноцида. Поэтому мы просто продолжили дело Мейса.
— Как вы думаете, почему имя Мейса замалчивают другие СМИ? Связано ли это с тем, что признать Джеймса Мейса — значит автоматически признать Голодомор именно геноцидом, на чем всегда настаивал ученый?
— Переоценить вклад этого американского ученого трудно. Я лично узнал о его работах и титаническом труде из газеты «День». Поэтому огромное вам спасибо. Относительно других СМИ, мне кажется, большинство журналистов просто не знают, кто он такой. А те, кто знают, не всегда уверены, что трактовка убийства миллионов украинцев как геноцид вызовет понимание среди их редакторов. Обратите внимание, как игнорировали День скорби некоторые неукраинские радиостанции. Я не считаю себя консерватором, но мечтаю о том времени, когда в день чествования жертв геноцида моего народа не будут проходить праздничные мероприятия, не будут работать ночные клубы, а зажженная свеча станет привычным явлением, как подарок под подушкой к празднику святого Николая. Без памяти мы никто. Перефразируя Оруэлла, стоит знать свою горькую историю, чтобы никто не украл у нас будущее.
— Как и кому следует работать с обществом, чтобы важные эпизоды прошлого оно воспринимало не на эмоциональном уровне, как это происходит с чествованием памяти жертв Голодомора, а смотрели в корень сложившейся ситуации, анализировали ее причины? Какая роль в этом процессе «взросления» именно СМИ? И выполняют ли ее сегодня украинские медиа?
— СМИ не используют весь свой потенциал для объединения страны. Мне стыдно видеть культивирование двуязычности на развлекательных ток-шоу. К сожалению, рейтинговые программы — это, в первую очередь, эмоции (люди смотрят слезы, флирт, ссоры). Поэтому самые популярные политические программы — это те, где ссорятся, кричат, забывая об анализе. Кому следует работать с обществом? Общественным организациям, движениям по чествованию, отдельным личностям, которые чувствуют, что «сдавать» историю нельзя. Правду о геноциде уже не спрячешь, главное, как сказал в эфире программы «Время» Евген Сверстюк, чтобы мы не «заговорили Голодомор». Поэтому важно, чтобы появлялись новые исследования, новые труды, тогда придет новое поколение, которое не будет манкуртами.