Неусвоенные уроки истории
На украинском ТВ покажут фильм о Западной Украине 1940—1950-х годов
Ночью с 11 на 12 октября в 01.20 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм украинского режиссера Аркадия Микульского «Вишневые ночи».
«Вишневые ночи» — картина начала украинской независимости, собственно, 1992 года производства. Она была создана на киностудии «Рось» режиссером Аркадием Микульским по сценарию Василия Портяка. Сценарий, в свою очередь, основывался на сюжете одноименной повести писателя Бориса Харчука.
Сюжет фильма «Вишневые ночи» разворачивается в конце Второй мировой войны на территории Западной Украины, в его основе — историю трагической любви двух молодых украинцев, оказавшихся по разные стороны баррикад — лейтенанта НКВД Вячеслава Денисенко и связной УПА Елены Мартынюк с позывным Калина.
Денисенко играет российский актер Владимир Шевельков, который 11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента Путина относительно аннексии Крыма. Калину же воплотила на экране актриса Киевского театра им. Ивана Франко Инна Капинос. В фильме также заняты такие выдающиеся украинские киноактеры, как Константин Степанков и Михаил Голубович.
В «Аргументе-Кино» мы уже несколько раз при случае вспоминали и размышляли и о фильме «Вишневые ночи» Аркадия Микульского. В частности, речь шла о том, что сюжет картины в целом построен, так казать, по политически корректному принципу симметрии. То есть авторы фильма никому не хотят откровенно симпатизировать и никого не хотят осуждать.
Следовательно, симметричными и будто стоящими друг друга здесь являются два лагеря — украинских националистов, собственно, уповцев, и сталинских энкаведистов, воюющих друг с другом, как Монтекки и Капулетти из трагедии Шекспира, собственно, из «Ромео и Джульетты». Особенно же этот мотив визуально, пластично показывается и подчеркивается в финальных сценах фильма.
В целом, жертвой обстоятельств и противоборствующих сторон становятся двое юных влюбленных, которые словно случайно родились в неподходящих семьях. Из фильма почти полностью выводится исторический контекст, и сам конфликт фактически преподносится как гражданская война, как определенное недоразумение, которое следует исправить ради будущего.
Насколько правомерна подобная трактовка трагических событий в Западной Украине 1940-50-х годов — кровавого усмирения борцов за национальную независимость? Какова история создания этого фильма? В студию «Аргумент-Кино» пришел режиссер «Вишневых ночей» Аркадий Микульский, который расскажет об истоках фильма и, так или иначе, предложит свое виденье проблемы.
В любом случае, в экранной версии «Вишневых ночей» бурлит классическая трагедия. Но такая, которая разрывает украинские сердца.
В итоге, кровавая украинская история сейчас пишет новые свои страницы. Значит, мы не усвоили ее прошлых уроков как следует и не распознали врага.
Выпуск газеты №:
№184, (2015)Section
Медиа