Независимая «Коза» стремится к эстетству
Украинского читателя заинтересовали бы художественные издания, если бы они были содержательно оригинальными и визуально неожиданными, утверждают издатели этого журнала о театре![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20101021/4192-19-1.jpg)
С каждым годом газет и журналов, освещающих на своих страницах театральную жизнь, в Украине становится все меньше, а те, которые продолжают выходить, в продаже найти не так легко. Но проблема театральной прессы не только в количестве, но и, прежде всего, в качестве. В Украине эта пресса издается энтузиастами-любителями театра, часто на «пресном» языке, рассчитанном скорее на узкое театральное сообщество, а не на, так сказать, простого театрала. К тому же, как правило, она не является независимой, поскольку финансируется либо государством, то есть выпускается при определенных институтах или театрах, либо издается за счет спонсора или меценатов. О театральных медиа, которые могли бы не только выходить на «нуль», но и приносить прибыль, говорить не приходится. Поэтому единственный способ быть независимым — издавать журнал за собственные средства.
Учитывая эти обстоятельства, появление нового театрального журнала для Украины — настоящее событие. Особенно такого журнала, как «Коза», который скорее напоминает арт-объект, чем средство массовой информации: в нем публикуются исключительно рукописные тексты и авторские иллюстрации. Создает и издает его небольшая группа людей на собственные средства. В основном это студенты и выпускники кафедры сценографии или книжной графики Национальной художественной академии. Газета «День» встретилась с издателями независимого театрального журнала «Коза» Богданом ПОЛИЩУКОМ и Еленой РАЧКОВСКОЙ. Именно они создали «Козу» такой, какая она есть, и продолжают издавать ее за свои деньги.
— Почему именно «Коза»?
Богдан ПОЛИЩУК: — Коза — это основной и самый яркий персонаж украинского народного театра зимнего цикла. Поскольку наш журнал — о театре и он украинский, то мы остановились именно на этом названии. Кроме того, образ козы двусмысленный: она и веселая, и рога имеются, а в нашем журнале могут быть как шутки, так и критика.
— Вы позиционируете «Козу» как «независимый журнал о театре». От кого и чего конкретно он не зависит?
Елена РАЧКОВСКАЯ: — Прежде всего, речь идет о независимости мнений наших авторов. И это важно, ведь часто в театральных журналах спектакля рассматривают и анализируют исключительно критики и искусствоведы. Они пишут рецензии в соответствии с определенными шаблонами, на «пресном» языке. А у нас зачастую бывает так, что человек пошел в театр, посмотрел спектакль, его там что-то всколыхнуло и он написал отклик в «Козу». Хотя отклики профессиональных искусствоведов мы, безусловно, печатаем.
Итак, в понятие «независимый» мы, в первую очередь, вкладываем независимость мнения. Кроме того, журнал финансово независим, у него нет ни спонсоров, ни меценатов. Мы издаем его за собственные средства.
Б.П.: — Независимость изданию обеспечивает то, что он не «прикреплен» к определенному театру. Независим он также в своем оформлении. Мы сознательно избегаем современных канонов создания журналов, которые касаются визуальной части. На наш взгляд, такой визуальной альтернативности украинской прессе не хватает.
— Финансировать журнал из собственного кармана — дело сложное. Вы принципиально отказываетесь от спонсоров?
Б.П.: — Поиск спонсоров занимает слишком много времени, и опять-таки возникает вопрос: возможно ли вообще найти в Украине спонсора для издания журнала о театре? Если такой человек и найдется, он, очевидно, захочет, чтобы его мнение также было представлено в издании. Мы согласились бы на спонсора, если бы это был просто человек, который любит театр и не стал бы вмешиваться в редакционную политику. Но, к сожалению, такого человека мы еще не встретили, а он нас еще не нашел.
— А как насчет государственной поддержки?
Е.Р.: — Тогда можно сразу вычеркивать из названия издания слово «независимый».
Б.П.: — Мы аполитичное издание. Кроме того, у нас в государстве политика культуры меняется каждые пять минут, поэтому вопрос господдержки в этом смысле довольно противоречив.
— Когда вы начинали издавать свой журнал, то, наверное, анализировали, какие театральные журналы есть в Украине. Каковы особенности украинской театральной прессы? И существует ли она вообще?
Б.П.: — Театральной прессы в Украине издается очень мало. А та, что издается, претендует на академичность, корреспонденты — театроведы старой школы. Когда мы начинали, а это было год назад, театральных журналов в Украине было больше, чем сегодня. В прошлом году по непонятным причинам — то ли это финансовый кризис, то ли опять-таки культурная политика — количество журналов уменьшилось. «Украинский театр» уже не выходит. Равно как и «Контрамарка». Есть, конечно, «Кіно-театр», который издает Киево-Могилянская академия, но кино там уделяется больше внимания, чем театру. В принципе, в Киеве сегодня нет сугубо театральных изданий, а на общеукраинском уровне их всего-навсего несколько. Во Львове есть «Просцениум», но его трудно достать. Что-то издается в Харькове. Но даже людям, связанным с театром, эти издания не всегда доступны.
— Как вы решаете вопрос с распространением?
Е.Р.: — Мы сами договариваемся, показываем журнал и говорим: «Вот есть такой замечательный журнал. Не желаете ли его продавать?» Некоторые сразу же отказываются, а кое-кто берется продавать.
Б.П.: — Ради журнала я прошел все муки ада и стал частным предпринимателем. Честно плачу налоги ежемесячно. Теперь мы стараемся сдавать его в книжные магазины или театры, некоторые кофейни. Сейчас он продается в Киеве, Львове, Николаеве, Днепропетровске и Ужгороде. Это все благодаря участникам проекта.
— Почему, по вашему мнению, в Украине сложилась такая досадная ситуация с театральной прессой?
Б.П.: — Во-первых, просто нет людей, которые в самом деле были бы заинтересованы в создании качественных, интересных изданий. Для украинского читателя представляли бы интерес художественные издания, если бы они были интересными, оригинальными, неожиданными и модными. Те художественные издания, которые выходят сегодня, например, «Украинское искусство» или «Народное искусство», сделаны довольно «сухо». Я не говорю, что они плохие или неинтересные, но в целом образ художественного журнала, который они создают, — слишком академический.
Есть и другая причина. Украинский театр — это, по сути, государственный театр. А государственный театр не заинтересован в критике. Ему выделяют деньги, а он ставит запланированные спектакли. Да, собственно, и театральных критиков в Украине почти нет.
Е.Р.: — С точки зрения критики театру не хватает провокации, рекламы, оригинального подхода. Своим журналом мы стремимся спровоцировать внимание к театру. Именно поэтому там появляются разные мнения. «Коза» ставит целью развернуть дискуссию, проникнувшись которой, читатель пойдет в театр, чтобы самому составить мнение о первопричине горячего обсуждения.
— Идея сделать журнал именно таким — рукописным и с многочисленными авторскими иллюстрациями — возникла лишь из-за того, что основателями журнала были художники? Есть ли более глубокие причины такого решения?
Б.П.: — Есть три причины, почему наш журнал мы делаем именно таким. Первая в самом деле заключается в том, что наш редакторский коллектив — это художники.
Вторая причина. Часто случается так, что театр, громко заявляющий о своей современности и актуальности, подменяет эти понятия неискусством. Таким образом, театр перестает быть искусством. Хотя можно использовать компьютер, проекцию, другие достижения прогресса, но с помощью этих сугубо технических средств создавать искусство, а можно взять в руки кисти и создавать неискусство. То есть проблема не в средствах.
Е.Р.: — Искусство можно делать с помощью новейших технологий, а можно просто подменять искусство технологиями.
Б.П.: — К сожалению, сегодня слишком часто приходится наблюдать именно подмену. Возьмем, к примеру, театральный плакат. Это уже не искусство, это чисто редакторская, техническая работа работников театра. В то время как плакат должен создавать образ спектакля, быть отдельным произведением искусства, ведь театр — это синтез искусств.
Живую музыку сегодня заменяют записями. Так же с видео, и с игрой, и с одеждой. Раньше театральные костюмы специально разрабатывались и шились для конкретного спектакля, а сегодня пошел на секонд-хенд — и спектакль готов!
Театр отходит от искусства. А своим рукотворным журналом мы хотим подчеркнуть, что все-таки это искусство. Наш журнал — это стремление вернуться к эстетству. Именно поэтому не только тексты, но и иллюстрации у нас «самодельные». Если же мы начнем использовать фотографии, то все равно не сможем достичь или превзойти уровень, на котором печатают фотоматериалы известные журналы, тратящие на это тысячи долларов. Кроме того, сегодня украинский театр не имеет достаточно ярких персоналий, на которые можно было бы делать ставку, скажем, при оформлении обложки. Не печатать же всякий раз Ступку на обложке...
— «Коза» привлекает внимание прежде всего своим видом. Издание само по себе является арт-объектом. Удается ли вам сохранять баланс между оформлением и качеством текстового наполнения?
Б.П.: — В пилотном номере оформление очевидно превосходило по качеству текстовое наполнение. Но сегодня нам пишет уже больше авторов — как профессиональных критиков, так и любителей. Мы берем интервью у более известных и интересных людей. Чем дальше, тем интереснее становится контент издания.
— Уместность рукописного текста в периодике весьма противоречива. А как считают ваши читатели?
Б.П.: — Чаще всего высказывают два противоположных мнения. Первое: «Супер! Как вы все это своими руками сделали?!» Второе: «Это невозможно читать, я не буду такое читать!»
Е.Р.: — Кое-кто советует печатать наши тексты специальными рукописными шрифтами.
Б.П.: — Но концепция журнала заключается в том, что он полностью сделан вручную. «Коза» — не для быстрого листания в транспорте, а для удовлетворения от процесса чтения.
— На что вы ориентировались при создании журнала, что вас вдохновляло — какие художественные образцы вы использовали, какие элементы заимствовали и откуда?
Е.Р.: — В оформлении мы предпочитаем обращаться к модерну начала ХХ века. Это эстетическое направление нам очень близко. Кроме того, когда возникла идея создания рукописного журнала, мы пересмотрели немало средневековых рукописных книг. Именно они повлияли на наш выбор оформительских критериев.
Б.П.: — Можно сказать, что стиль журнала еще в процессе разработки. Но эстетически его основа лежит в плоскости украинского искусства, в частности народного, европейского и украинского модерна; а также средневекового, старинного и архаического, так как в нем ощутима история, техника, образ и духовность.
Выпуск газеты №:
№192, (2010)Section
Медиа