Ностальгия по империи
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090730/4132-17-1.jpg)
Соседские телеканалы тряхнули стариной и вспомнили былое по случаю дня Военно-морского флота России. И РТР, и «Вести», и НТВ наперебой вели репортажи из Североморска, Балтийска, Владивостока и Севастополя, взахлеб рассказывая о мощи и величии флота России сегодня и о грядущем его могуществе. Надо сказать, что эти телеканалы мало внимания обращают на реальные обстоятельства, живя в своем параллельном мире.
Впрочем, что уж говорить о ТВ, если главнокомандующий ВМФ России адмирал Высоцкий пообещал к 2050 г. создание великой армады на море, со множеством авианосных соединений, атомных подводных ракетоносцев и т.д. И это при том, что российское судостроение деградирует, теряя способность к строительству даже военных кораблей класса фрегат, вследствие чего впервые за много десятилетий руководство ВМФ РФ допускает приобретение кораблей за границей.
Ну, а иметь авианосные соединения может себе позволить только одно государство — США, другим это не по карману. Канал «Вести» устами диктора скорбно поведал о многострадальном Черноморском флоте и о городе Севастополе, который «и сегодня вынужден держать оборону». От кого ныне «держит оборону» украинский город Севастополь, российское телевидение не уточнило! Некоторые украинские телеканалы тоже рассказывали о веселом милитарном празднике россиян на украинской территории, демонстрируя полное отсутствие собственной позиции по этому поводу, без анализа и без понимания сути происходящего. Ну не случайно ведь, имея четыре флота, главком ВМФ России Высоцкий посетил только один из них — тот, который квартирует в Украине. С чего бы это вдруг?
Но особенно потряс явно программный фильм на канале «Россия» с эпическим названием «Гибель империи. Византийский урок». Тут уж ностальгические чувства соседнего телевидения, словно на машине времени, перенеслись в эпоху «царя Гороха». На экране появился рыжебородый человек в одеянии священника и принялся рассказывать о величии и гибели Византии. Но рассказывал как-то очень нестандартно, в стиле современных московских политтехнологов. Временами эта телевизионная повесть приобретала шутливо-карикатурный характер, хотя рассказчик был предельно серьезен. Сначала прозвучал вдохновенно-восторженный гимн о самой идеальной из всех империй. Судя по тону ведущего, империя воспринимается им как лучшее государственное устройство из всех возможных.
Долго и со вкусом перечислялись огромные территории, захваченные Константинополем. Византию сравнивали с Британской империей, Испанской, Османской — и сравнения были исключительно в ее пользу.
Ведущий восхищался тем, что Византия — это якобы первое правовое государство в истории человечества. Восторги становятся понятны, если учесть, что в телефильме Восточная Римская империя рассматривается как непосредственный предшественник Российской империи.
Чувствовалась обычная ныне в России произвольность в оценках: неважно, каким явление было в действительности, важно, каким его хочется видеть. А очень хочется воспринимать византийское духовное и геополитическое наследство как наследство российское. Правда, реальная Византия гораздо ближе к нынешней «суверенной демократии», чем вымышленная каналом «Россия». Да, юристов и кодексов в Византии хватало, однако в действительности все определялось личностью императора, первой особой. Это ведь было государство чиновников во главе с василевсом, царем, императором. В определенном смысле там господствовало равенство, но равенство перед государственной машиной, перед бюрократическим чудовищем. Чиновничью мощь воплощал императорский престол, державшийся на пьедестале из 60-ти министерств.
Каждый чиновник мечтал о карьере, стремясь во имя успеха понравиться начальству. «Филия» (теперь это называют коррупцией) пронизывала всю империю. Делопроизводство было страшно неповоротливым: некоторые документы надлежало заверять в четырех инстанциях тридцатью и больше подписями. И это уже после того, как грамоту подписало высшее лицо пурпурными чернилами.
Решения, как правило, застревали в нескончаемых бюрократических коридорах власти.
Монархи регулярно разворачивали кампании по борьбе с бюрократизмом, создавая во имя этой благородной цели новые бюрократические учреждения. Что-то решить и чего-то добиться можно было только через личные связи. Взятка была нормальной формой деловых отношений. Чиновники панически боялись доносов.
Византийский чиновник Кекавмен наставлял своих коллег: «Если ты служишь василевсу, берегись, разговаривая со своими товарищами. А если речь зайдет о василевсе, то вообще ничего не отвечай, а лучше исчезни... Всеми силами сдерживай свой язык и покоряйся тем, кто стоит выше. Тайну свою не открывай никому. Не ручайся никогда и ни за кого, даже если это твой близкий друг».
Никакой легальной оппозиции в Византии не было и не могло быть, а крамольные мысли можно было высказывать только намеками.
Но и за намек можно было попасть за решетку или на виселицу.
Безопаснее всего было ругать власть в одиночестве. Сохранился рукописный конспект трудов Аристотеля с пометками византийского читателя: там, где философ пишет, что тирания — враг добра, византиец замечает: «Ах, дорогой Аристотель! Это особенно правильно сегодня!»
Византия была суперидеологизированным и суперхристианизированным обществом: подданные империи представляли конец света как мирную трансформацию их страны непосредственно в царство Божье.
Государство было сакрализовано, церковь признавала приоритет госструктур: императоры председательствовали на вселенских соборах, назначали и устраняли патриархов, разрешали теологические споры, писали богословские трактаты, объявляли ересью то или иное духовное течение. А византийские идеологи должны были оправдывать и обосновывать последние идеологические установки руководителя церкви и государства, доказывать их глубину, мудрость и огромное значение.
Частной собственности на землю в Византии не существовало (кстати, К. Маркс считал это одним из главных признаков азиатского общества). Любую усадьбу или грядку можно было в любой момент отобрать. Жаловаться на начальство было делом безнадежным.
Какие из многочисленных законов действуют — никто не знал.
Судьи и чиновники были связаны «филиею».
В стране господствовала атмосфера ксенофобии. Католики вызывали подозрение и ненависть даже больше, чем мусульмане, которые реально угрожали Византии и в конце концов уничтожили ее.
Идеологические догмы тяготели над истинными нуждами государства и общества. В конечном итоге страна была принесена в жертву идеологии. Несмотря на то, что, начиная с XII—XIII столетий, Византия медленно, но неуклонно отставала от Западной Европы, византийские «работники идеологического фронта» пытались доказать, что якобы империя ромеев имеет прекрасные перспективы и цветет, а «растленный» Запад — гниет. Один из таких идеологов, Феодор Метохит, писал: «Может показаться, что люди при демократии свободны и равны перед законом. Но Генуя из-за своей чрезмерной демократии, беспредельного эгоизма и культа свободы находится в плохом положении.
Господствует дух корыстолюбия, и люди не заботятся об общественном благе».
Эта пламенная борьба с «гнилой буржуазной демократией» еще много раз повторится в истории политических, идеологических и культурных «правопреемников» Византийской империи, которая предпочла погибнуть под копытами исламской конницы, но не поступиться антизападными, антикатолическими и антибуржуазными принципами.
И вот такое государство вызвало безудержную эйфорию московского телеведущего, скорбно повествовавшего о том, как Византию мечтали уничтожить «глупые и невежественные люди Запада». Обычный средневековый рыцарский разбой в Константинополе был подан как война цивилизаций, где «проклятый Запад» уничтожил православный Восток.
Ведущий сообщил, что, оказывается, Европа поднялась благодаря ограблению Византии, а музеи Европы и теперь «ломятся от византийских сокровищ». Он долго живописал монструозность Запада, назвав Венецию «Нью-Йорком Средневековья». И капитализм, если ему верить, возник вследствие ограбления Византии. Странно, как К. Маркс в «Капитале» этого совсем не заметил? Как всегда, досталось евреям, поскольку их капиталы тоже якобы имеют византийское происхождение... Дикий, варварский Запад, как сообщил московский «просветитель», стал цивилизованным только после ограбления Византии.
Ну, а урок, как кажется, ведущий преподал нынешним российским лидерам, просвещая их на предмет, почему погибла такая прекрасная империя и как не погибнуть не менее прекрасной нынешней российской... Византия, мол, утратила государственный контроль над экономикой, и ресурсы потекли на Запад. Византийцы пустили к себе западных дельцов и купцов, ну а те, ясное дело, давай грабить... Специалисты всякие понаехали оттуда же. Запад стал коварно вовлекать Византию в тогдашнюю всеевропейскую торговлю, в ВТО тогдашнее. Результаты не заставили себя ждать, за считанные десятилетия византийская экономика деградировала. Такая вот наивная псевдоисторическая проповедь экономической автаркии.
А сверхподлые венецианцы начали борьбу не на жизнь, а на смерть с Византией, «режимом, отрицающим общеевропейские ценности» (слова ведущего!). Причем «общеевропейские ценности» ведущий выговаривал с явным омерзением. «Нью-Йорк Средневековья», Венеция очевидно пыталась организовать в Константинополе «оранжевую революцию и Майдан». Но московский телепастырь их нечестивые замыслы (700-летней давности!) видит насквозь! В общем, феодальная Европа — это большой антивизантийский «шайтан», а по наследству и антироссийский. Особое место в фильме заняла борьба императоров с олигархами, этими «дьяволами во плоти». Оказывается, погибла идеальная империя потому, что мало давила олигархов (намек Кремлю — зачем только Ходорковским ограничились?). С особым чувством торжествующей добродетели было рассказано о том, как бежавшие на Запад византийские олигархи были обобраны до нитки своими буржуазными дружками и закончили дни в нищете (держитесь, Березовский и Гусинский!). А далее пошло сокровенное: императоры в Византии часто менялись, какие же при том могли быть стратегические проекты? А где стабильность? Кажется, на этот клич ведущего кремлевский тандем уже откликнулся продлением президентских полномочий до шести лет. Тут же ведущий принялся хвалить императора Василия ІІ, но хвалил так, что живо напомнил другого властителя, эпохи телевидения. Василий ІІ был молодец, поскольку выстроил «вертикаль власти» (это не моя ирония, а доподлинные слова московского «византолога»!), разбил сепаратистов (ну, нынешнему «Василию ІІ» до такого результата еще далеко!), поприжал окраины, взял за горло олигархов, ослабил региональную оппозицию. Кроме того, названный Василий изнурял олигархов налогами (эта идея многим московским чиновникам понравится!), чтобы у них не было возможности и времени слишком обогащаться и усиливаться. Василий ІІ «оставил огромный стабилизационный фонд» (это опять не мои слова, а ведущего!). Но ему не повезло с преемником (а это на кого намек?). «Брат Василия Константин VIII растратил «стабилизационный фонд» и допустил «передел собственности» (кажется, временами ведущий не усматривает уже никакой разницы между Византией и Российской Федерацией).
Кроме того, вместо традиционной формы наказания коррупционеров — выкалывания глаз Константин кастрировал половину высших руководящих работников империи (это вызвало некоторое неодобрение ведущего). Да уж, разве это было у них орудием преступления — вот руки бы и рубил... И снова олигархи бегут из Византии на Запад и оттуда пакостят, оппозицию поддерживают, «гранты», понимаешь, присылают. Из-за них, проклятых, в империи появляется национальный вопрос. А ведь императорами были люди разных национальностей (опять намек на советских генсеков?). За всеми этими безобразиями стояли грубые, невежественные, неистово алчные люди Запада, жившие в небольших государствах, построенных по этническому принципу.
А вот империя (и в этом якобы ее преимущество) — наднациональна.
Не прав тут московский просветитель, наднациональность сия — мнимая, от нее всегда выигрывает основной, господствующий этнос. В Византии им были греки. Они в VI ст. более чем символично отказались от наследия Рима — латинского языка, подчеркнув тем самым, кто действительно главенствует в империи «ромеев» (тоже, между прочим, греческое слово, означающее «римлянин»). А москвич вещает далее: интеллигенция в Византии поддалась западному влиянию, византийцы почувствовали себя греками, впали в национализм и погибли... Более того, греки принялись дискриминировать славян, началась вражда (это какая-то карикатура на реальную историю Балкан и Византии!). Запад отделил от Византии Сербию и Болгарию, которые прельстились «европейскими ценностями» и «полезли» на Запад, заявляя, что «мы, мол, тоже европейцы». Но Запад, конечно, их обманул и продал туркам. Такие вот намеки. И все «самостийные» (слова москвича) территории, отколовшиеся от империи, попали в руки турок и персов.
Византию захлестывали незаконные мигранты, а проклятый европейский Ренессанс отравлял души византийцев. А ведь какие прекрасные были у империи способы решения проблем, например, сепаратизма: депортации мятежных этносов в отдаленные земли. Ведущий искренне сожалел, что ныне эта передовая методология подзабыта. Запад погубил Византию, ибо не выносил ее демонстративного консерватизма. Бессовестный Запад требовал, чтобы она модернизировалась. Если церковную лексику ведущего заменить светской, то весь его монолог станет поразительно похож на инструктивный документ ЦК КПСС о борьбе против буржуазной идеологии.
Кто же этот ведущий фильма «Гибель империи. Византийский урок»?
Как следовало из титров — это архимандрит Тихон (Шевкунов), которого называют личным церковным наставником В.В. Путина.
Такое вот мировоззрение и мироощущение...
Выпуск газеты №:
№132, (2009)Section
Медиа