Перейти к основному содержанию

Новогоднее ТВ и «культурный» колониализм

За немногими исключениями во время праздников на телевидении господствовала иллюзия возвращения в 1970-е
10 января, 16:58
НА НОВОГОДНИЕ ПРАЗДНИКИ ПО ТРАДИЦИИ, КОТОРУЮ СЛОЖНО ИЗМЕНИТЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ МНОГИХ ЛЕТ, С РОССИЙСКИХ НА УКРАИНСКИЕ КАНАЛЫ «ПЕРЕКОЧЕВЫВАЛИ» ВСЕВОЗМОЖНЫЕ МЮЗИКЛЫ И ОГОНЬКИ. КАДР ИЗ МЮЗИКЛА РОССИЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА «КРАСНАЯ ШАПОЧКА», ПОКАЗАННЫЙ НА «ИНТЕРЕ» / ФОТО С САЙТА INTER.UA

Как обычно, в период новогодне-рождественских каникул наше ТВ напропалую развлекает и ублажает зрителей. Правда, с годами, поскольку ничего нового придумать не удается (да, видимо, и не очень стараются), развлечения становятся унылыми и тоскливыми. Сплошное дежавю. Но в этом году, кажется, сознательно пытались погрузить нас в ретро, в новогодний огонек, как будто никаких последних 20 лет и не было. На экране пели и плясали, острили без отдыха и остановки, возвращая в эпоху поглощения всесоюзного салата «оливье» и поздравлений товарища Брежнева советскому народу. Украинские «огоньки» на многих телеканалах являлись почти точной копией московских. Часто было невозможно понять, где один, а где — другой. Этому способствовало и присутствие на московском праздничном ТВ некоторых «украинских» звезд эстрады. Было забавно наблюдать, как все эти Ани Лорак и Данильцы-Моисеенки натужно демонстрировали в телекамеру полный восторг от шуток российского юмориста Петросяна, хотя в самой России, в интеллигентных кругах, «петросяновщина» воспринимается как эталон дурного вкуса, пошлости и примитивности.

А в телевизионном Киеве блистало нечто безнадежно совдеповское с донецко-вологодским акцентом. Несколько уставшие от многолетнего творческого труда российские артисты ударялись в заученное веселье. Господствовала полная иллюзия (а, может, уже и не иллюзия?) возвращения в 1970-е годы. Это общая беда нашего ТВ, которую можно назвать кризисом креативности. Зачем «мудрствовать лукаво», если неизменные по сути новогодние программы можно годами скармливать невзыскательной публике? Мол, под водочку с селедочкой все пройдет... Кстати, именно телевизионное сопровождение праздников выступает достаточно точным индикатором реального состояния общества.

Правда, чтобы украинцы окончательно не забыли, в какой стране живут, господа Бенкендорф и Арфуш на Первом расщедрились на гранд-шоу ректора Университета культуры и искусств М.Поплавского «Я люблю тебе, Україно!» Ну, хоть так, хоть шароварно-фольклорно, на уровне «вареничків», могло ведь и этого не быть в нынешние-то времена. Но, конечно, тут же «уравновесили» украинский «неформат» легендами ВИА 80-х. А как же иначе?

«Аполитичный» «1+1» снова испытывал терпение публики неизменным фильмом «Ирония судьбы, или с легким паром». Кажется, даже если наступит конец света, нам никуда не деться от обязательного просмотра этого киношедевра, выученного многими поколениями наизусть. Нескончаемый кинотеатр российского фильма устроил на Новый год канал ICTV. А кто бы сомневался? Однако на этот раз вместо бравых сотрудников ФСБ и суперменов-десантников пред нами снова предстали герои русской рыбалки и охоты. Владелец ICTV явно может претендовать на роль глубокого знатока методики национального воспитания российских граждан. И чего он мучается у нас в Украине, ведь рядом такая вдохновляющая российская мощь и ширь...

А на других наших телеканалах скакали всевозможные Басковы, Галкины, Киркоровы, и, судя по всему, они собираются это у нас делать до конца времен. Прекрасная иллюстрация к утверждениям о культурно-информационной оккупации Украины северо-восточным соседом. В современной мировой политической лексике совершенно не случайно бытует понятие «культурный неоколониализм». А в сфере культуры, информации и идеологии мы продолжаем оставаться классической колонией. И все власти в Украине за 20 лет не сделали решительных шагов к радикальному изменению ситуации. И главное: нам не оставляют выбора — или смотри, что дают, или вообще ничего не смотри...

О МАЛЕНЬКИХ АЛЬТЕРНАТИВАХ

К счастью, ТВі показал целую серию фильмов, посвященных самым драматическим страницам национальной истории. Оказалось, даже в праздники с людьми можно говорить о серьезном — и зрители, судя по многочисленным SMS, восприняли это с благодарностью. Есть общественный запрос на историческое просвещение без грязных рук политиков, делающих себе рейтинги на политизации прошлого. А о нем нужно просто рассказывать — объективно и честно. ТВі дал возможность посмотреть фильм о капеллане отряда УПА на Закерзонье, греко-католическом священнике Василии Шевчуке, известном под псевдо «отец Кадило». Интересным был предваряющий ленту деликатный и остроумный комментарий ведущего Юрия Макарова. Действительно, ознакомившись с фактологией тех бурных событий, с жизнью и польско-украинскими противоречиями 1940-х годов на этих, по выражению историка Тимоти Снайдера, «кровавых землях», начинаешь более адекватно оценивать то, что там происходило, глубже осознавать подоплеку, в том числе и Волынской трагедии 1943 года. И, конечно же, это страшно далеко от карикатурных представлений некоторых регионалов, устраивающих провокационные псевдоисторические выставки тенденциозно подобранных фотодокументов. Не менее захватывающим был и фильм «Служба безопасности ОУН. Закрытые двери». В борьбе за независимость Украины эта структура сыграла выдающуюся роль, сумев долгое время на равных противостоять таким могущественным организациям, как нацистская РСХА, большевистские НКВД и НКГБ, спецслужбам Польши, Венгрии, Чехословакии и Румынии. Руководящий советский чекист генерал-лейтенант Судоплатов признавал в мемуарах, что в 1939 — 1941 годах контрразведка ОУН сумела достаточно быстро вычислить немалое количество чекистской агентуры в Западной Украине. Авторы фильма не боятся говорить и о многих напрасных, случайных жертвах шпиономании СБ ОУН, что в условиях постоянных провокаций со стороны НКВД — МГБ было неизбежным. Но главное состоит в том, что без такой структуры УПА вряд ли смогла бы так долго сопротивляться колоссально превосходящим ее силам.

А фильм режиссера Янчука «Аттентат. Осеннее убийство в Мюнхене» вернул к временам холодной войны, когда в 1959 году по поручению Н.Хрущева было организовано политическое убийство Степана Бандеры. Между прочим, по какому-то странному недоразумению многие до сих пор считают Хрущева чуть ли не либералом. Можно согласиться, что на фоне Сталина Хрущев иногда казался и гуманистом. Но кровавый толстяк Никита сам был активным участником красного террора на всех его этапах, что, кстати, и объясняет весьма ограниченную и непоследовательную десталинизацию. Бандера и Ребет были убиты именно по его приказу, не Сталин, а Хрущев присвоил звание Героя Советского Союза террористу Рамону Меркадеру, который в 1940 году в Мексике ледорубом проломил череп Льву Троцкому. Да, убийство заказал Сталин, но наградил за убийство Хрущев. И сделал это в казалось бы уже «вегетарианские» времена — после ХХ съезда. Но убийца Бандеры, агент КГБ Богдан Сташинский, сдался западногерманским властям и рассказал, кто стоял за покушением. Скандал был очень громким. Мир еще раз убедился, что СССР — террористическое государство.

Москва продолжит политические убийства и покушения вплоть до «перестройки». А потом снова к ним вернется уже на новом историческом витке.

В фильме показано, как после 1944 года отряды УПА прорывались на запад, чтобы рассказать миру об отчаянной борьбе украинцев за свою свободу. Как вырвавшиеся из ада повстанцы в Германии, Британии, США, Канаде, Австралии продолжали чувствовать себя солдатами и офицерами УПА. До конца своих дней они не объявляли демобилизации, находясь на службе у Украинского государства. И даже став глубокими стариками, они выкраивали средства из своих скромных доходов, чтобы помочь Украине, провозгласившей независимость, той Украине, ради которой они жили, которой дышали.

Как не хватает сегодня среди нашего продажного политического террариума их неподкупности, их идейности и самоотверженности...

А в фильме «Серебряная земля. Хроника Карпатской Украины 1919 — 1939» наша публика смогла увидеть своеобразную и драматическую жизнь того кусочка страны, который был отторгнут от остального украинского этнического массива еще в XI веке. Перед нами прошли закарпатцы, которые никогда не забывали свои корни и своих соплеменников «від Сяну до Дону». И в 1939 году они заплатили за свое право быть украинцами самую большую цену — цену крови. Фильм помогает понять подлинную природу нынешних спекуляций политического русинства, которое тщится доказать, что Закарпатье не имеет отношения к Украине, а Украина — к Закарпатью. Сомнительные идеи такого рода активно поддерживают в некоторых столицах. Но в период исторических испытаний закарпатские украинцы не имели никаких сомнений относительно своей национальной идентичности. Совершенно не случайно маленькое государство назвало себя Карпатской Украиной, приняло сине-желтый флаг, объявило своим гимном «Ще не вмерла Україна», гербом (наряду с традиционными краевыми символами) — тризуб, а свою армию назвало «Карпатська Січ». И хотя на Закарпатье, как и в Галичине, своей казатчины не было, эта романтика и героика являлась общей для всех украинских этнических земель от Терека и Кубани до Тисы и Дуная. Несколько тысяч закарпатцев с оружием в руках погибли в 1939 году, защищая свою Украинскую державу от агрессии венгерских войск диктатора адмирала Хорти, который уже обо всем договорился с Гитлером и Муссолини, но позабыл поинтересоваться мнением самих закарпатцев.

Канал TBi делает большое и нужное нам всем дело. И хорошо, что консультантом Юрий Макаров приглашает журналиста и компетентного историка Александра Пагирю, который много лет исследует проблематику украинского национально-освободительного движения. Историческое просвещение способствует формированию национального самосознания, пониманию народом самого себя. Но усилий одного лишь TBi, которому иногда (реже, чем хотелось бы) помогает «5 канал», недостаточно. Жаль, что остальные телеканалы Украины открыто саботируют такую необходимую работу. Им украинская история не нужна, как, думаю, и украинская современность. А TBi — спасибо. Он изрядно скрасил очередную новогоднюю серость нашего телевидения и еще раз напомнил о том, что на историческом невежестве миллионов наших граждан политически паразитируют и в Украине, и за ее пределами.

Приятно, что праздники не повлияли на нормальную работу «Политклуба В. Портникова», который предложил собравшимся журналистам огласить прогнозы на 2013 год. Самым мрачным оказался прогноз Егора Соболева, заявившего, что в стране зреет Гайдаматчина, и до выборов 2015 года мы можем не дожить, поскольку правительство эксплуатирует нацию: людей грабят и унижают, они это чувствуют, но не видят законного выхода. Журналистка Ольга Лень сказала, что не следует особых надежд возлагать на оппозицию. Если она хотя бы научится блокировать антигосударственную деятельность парламентского большинства, начиная с попыток втянуть Украину в Таможенный союз, то это уже будет хорошо. Наталия Лигачева надеется на канал «Интер» с его вдруг ставшим оппозиционным владельцем, поскольку, как она говорит, судя по рейтингам, это главный телеканал страны с самым высоким уровнем доверия зрителей. Утверждение Лигачевой вызвало реакцию несогласия со стороны Княжицкого — по его данным, зрители более всего доверяют TBi.

Было много гаданий на кофейной гуще, много конспирологии. Осталось, однако, ощущение, что интеллектуально-аналитическая мощь нашего журналистского сообщества не очень велика. Ясно, что если в Украине что-то и произойдет, то чрезвычайно неожиданно, врасплох. Как конец света. И, конечно же, автор абсолютно согласен с итоговым призывом Виталия Портникова: необходимо добиться, чтобы Украина наконец-то стала украинским государством, а не оставалась какой-то абстрактной территорией.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать