«Нужно все, на что есть деньги»
Об украинских энергоперспективахОб атомной энергетике в связи с годовщиной чернобыльской трагедии в последнее время говорили немало. Гости одного из последних выпусков программы «Толока» (Первый Национальный) пытались выяснить перспективы развития как ядерной, так и альтернативной энергетики на территории Украины. Сторонники развития ядерной и возобновляемой энергетики, оперируя фактами и апеллируя к опыту (как украинскому, так и зарубежному), так и не смогли достичь консенсуса. Вся дискуссия строилась на антитезе — гости программы в основном отрицали мнение оппонентов, пытаясь доказать не правильность своей теории в плане энергетического развития, а ошибочность мнений противоположного сектора.
Так есть ли будущее у ядерной энергетики? Согласно интернет- опросу, которое провела программа, 91% респондентов одобряет развитие атомной энергетики в Украине. Но один из гостей «Толоки», глава ПЗУ Виталий Кононов уверен, что 80% украинцев не поддержат развитие в этом направлении. «У ядерной энергетики нет будущего. И более того, можно говорить, что люди, имеющие отношение к ядерной энергетике, в целом отвечают за случившееся в Украине. Мы, украинцы, как никто, знаем, что такое мирный атом. И мы несем ответственность перед всем миром, что не умеем этим пользоваться. Ядерная энергетика — это, в первую очередь, проблема политическая», — добавил он. По его словам, о развитии ядерной энергетики можно говорить только после перехода политической ответственности за чернобыльскую катастрофу в экономическую, то есть после выплаты денег пострадавшим. У народного депутата Украины, президента «Украинского ядерного общества» Владимира Бронникова свой взгляд — он уверен, что у ядерной энергетики есть будущее, но прежде чем объявлять о широком развитии атомной энергетики и реально это делать, мы должны показать обществу, своему и международному, что мы можем развивать атомную энергетику, что наука, промышленность, интеллект Украины готовы к этой работе, и что мы можем безопасно управлять самой тяжелой аварией и не создавать проблем с радиоактивными отходами для своих потомков. «В первой стадии это в нас еще не доработано, как и в конечной — пример этому Чернобыль. Но если у Украины есть амбиции быть передовой, обеспеченной, интеллектуально развитой страной, то атомная энергетика для Украины — как автомобиль, сделавший Америку Америкой», — подытожил он. И постепенно эти действия реализуются, ведь, как заявила Марина Бондаренко, одна из зрителей в студии программы, сегодня государству предлагается программа строительства 22 х новых АЭС, новых хранилищ отработанного ядерного топлива, правительство приняло решение, фактически дало разрешение на транзит через Украину из Болгарии в Россию ядерных отходов. Но имеем ли мы моральное право на такие действия после постигшей нас трагедии? Разве это не элементарный государственный цинизм? «Никакого цинизма нет, — считает Людвиг Литвинский, директор ИНИ центра систем контроля и аварийного реагирования. — Речь идет об использовании высоких технологий. Страна может отказаться, но тогда мы присоединимся к странам третьего мира. Если у нас есть энергетическая независимость страны — мы независимы». А как относительно таких (далеко не «третьесортных») стран, как Швеция, Германия, Австрия, Италия, отказавшихся и продолжающих отказываться от атомных электростанций? Этот аргумент опровергался и доказывался несколько раз в течение программы...
Конечно, в выборе пути развития энергетики в первую очередь необходимо решить вопрос безопасности. «Вообще не существует безопасных технологий, — уверен Людвиг Литвинский. — Ни одна из технологий, используемая человечеством, начиная с пара, не является безопасной, всегда есть угроза аварии, масштабы которой зависят от использования мощностей. Есть потребность общества в энергии, и эту потребность мы должны или удовлетворить, или повернуть назад в истории. На ближайшее десятилетие у нас просто нет альтернативы, имеющимся у нас энергетическим источникам...» Кстати, по статистике, Украина на 14-м месте в Европе по использованию ветряной энергии. В 1950-х годах у нас было более 1000 малых гидроэлектростанций, сейчас — менее 30-ти... (В Китае, например, их 80 тысяч).
В конечном счете, гости программы согласились, что выбор сделают сами украинцы (тем не менее, один из гостей отметил, что цены за киловатт потребляемой электроэнергии, произведенной на АЭС, вдвое меньшие — 12 и 24 копейки за киловатт электроэнергии, произведенной на АЭС и альтернативным способом соответственно). В конечном счете, «нужно все, на что есть деньги», – подытожил Владимир Бронников. А строительство новых АЭС в Украине будет проходить только после согласия украинцев, путем референдума.
Выпуск газеты №:
№72, (2006)Section
Медиа