Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О больших амбициях малой прессы

Валерий ГОРОБЕЦ: «Если бы коммунальные газеты были «отделены» от власти еще лет 15 назад, мы сегодня жили бы в совсем другой стране»
28 сентября, 11:53
ВАЛЕРИЙ ГОРОБЕЦ

В соответствии с обязательствами, которые Украина взяла на себя перед Парламентской ассамблеей Совета Европы, наша страна должна ускорить процесс разгосударствления печатных СМИ. Собственно, о необратимости этого в очередной раз заявил Президент Украины Виктор Янукович, выступая на открытии 64-го Всемирного газетного конгресса и 19-го Всемирного форума редакторов. Глава государства заявил: «Предусматриваем поэтапное реформирование государственной и коммунальной прессы на принципах добровольности, участия трудовых коллективов в определении судьбы изданий, безоплатной передачи имущества таким коллективам и сохранение социальных гарантий для журналистов реформированных изданий». Впрочем, высказывания Виктора Януковича эксперты воспринимают как нереалистичные. А сами районные газеты, существуя, по большей части, на дотациях от местной власти, сегодня вынуждены согласовывать с новейшими цензорами не только отдельные материалы, но и целые полосы.

О проблемах и вызовах малой прессы в Украине, в частности в канун выборов, когда журналисты районных газет практически не позволяют себе объективно писать о провластной партии и местных чиновниках, «День» беседовал с секретарем Национального союза журналистов Украины, редактором новотроицкой райгазеты «Трудова слава» (Херсонской области) Валерием ГОРОБЦОМ. Кстати, «Трудова слава» дважды (в 2005 и 2011 годах) по результатам конкурсов НСЖУ признавалась лучшей районной газетой Украины и шесть раз (сколько проводился конкурс) — Херсонской области.

— О разгосударствлении и реформировании коммунальных СМИ говорится уже свыше десяти лет. Впрочем, этот вопрос до сих пор остается «гордеевым узлом», который, похоже, не хотят решать ни редакторы коммунальных и государственных СМИ, ни власть, для которой такие медиа традиционно являются пропагандистской силой. Каким вы видите решение этой проблемы?

— Сегодня только в нескольких странах мира, в том числе в Украине, остались эти рудименты старой системы — контролируемые властью СМИ. Даже в странах Прибалтики, Грузии, Польше, Болгарии, Румынии, Чехии и других странах бывшего «социалистического лагеря» пресса является свободной.

Решение проблемы реформирования коммунальных и государственных СМИ почти полностью зависит от политической воли власти. А ее, этой политической воли, как не было 10, 20 лет назад, так нет и сегодня. Никто не хочет терять послушный медиаресурс. В Украине издается более трех тысяч газет, около 30% из них — государственные или коммунальные, то есть такие, основателями (соучредителями) которых являются центральные, областные, городские, районные органы исполнительной и представительской власти. И все они — в той или иной мере — зависимы от власти.

Национальный союз журналистов Украины поднимает вопрос реформирования, разгосударствления СМИ уже на протяжении 15 лет! За это время было подготовлено не менее десятка законопроектов, мы всеми возможными способами добивались поддержки и понимания — президентов, премьеров, министров, народных депутатов, однако дело с места так и не сдвинулось. Будем говорить откровенно: власть дважды — при Ющенко и при Януковиче — в президентских указах брала обязательство реформировать СМИ. Впрочем, как по мне, это делалось исключительно для успокаивания европейских институций (Евросоюза, Совета Европы, НАТО), которые давно требуют от Украины «расставания» прессы и власти. Впрочем, это лишь ритуальные движения, потому что настоящего желания у власти реформировать медиа, как мне кажется, нет.

Действительно, часть коммунальных СМИ, а также подавляющее большинство государственных («Голос України», «Урядовий кур’єр» и т.п.) не хотят реформирования. Им удобно и привычно сидеть на дотационной «игле», не думать, как делать качественный информационный продукт, как побеждать в условиях конкуренции. Откровенно говоря, это приводит к стагнации многих изданий, особенно районных. Властный контроль за содержанием изданий, тотальная самоцензура, а иногда — и позорная практика согласования даже не материалов, а сверстанных полос во властных кабинетах, сводит на нет все попытки «оживить» газеты, сделать их действенным инструментом контроля общества.

Позиция НСЖУ остается неизменной: «расставание» с властью должно произойти цивилизованным путем, который гарантировал бы возможность последующего функционирования этого сегмента медиа. Однозначно: помещение и имущество должно перейти в собственность реформированных СМИ. Запускать процедуру приватизации в ее классическом варианте здесь невозможно — у журналистских коллективов просто нет средств, чтобы их выкупить. В силу объективных обстоятельств критически необходим переходный период (2—3 года) государственной поддержки реформированных изданий, причем отдельной строкой в государственном бюджете (не из местных бюджетов, потому что это приведет к той же зависимости). Переходный период нужен, чтобы творческие коллективы «перезагрузили» свои издания на служение людям, а не власти, научились работать по-новому, избавились от самоцензуры, элементарно выжили в первые, самые тяжелые годы, понимая, что в будущем поддержки уже не будет. У нас в стране подавляющее большинство районов, особенно сельских, имеют небольшое количество населения, иногда по 15 — 20 тысяч человек. В таких условиях делать самоокупающееся издание невозможно по экономическим подсчетам, ведь рекламное предложение в сельских районах ограничено. Финансовое состояние местной прессы — это, несомненно, главный риск реформирования. Газетный бизнес в сельском районе убыточен — это аксиома. О самоокупаемости можно говорить при тираже 7—8 тысяч экземпляров при годовой подписной цене 85—95 гривен у газеты объемом 12—16 страниц в неделю. Лучшие показатели насыщенности (на сколько жителей приходится один экземпляр газеты), которые я знаю — один экземпляр на 6—7 жителей. Простой подсчет показывает, что при предельной насыщенности, чтобы иметь такой тираж нужно около 50 тысяч населения. Весьма незначительное количество районов имеет такой уровень. Получается, что экономика районной газеты является заложницей существующего административно-территориального деления.

Если бы коммунальная пресса была реформирована, «отделена» от власти еще лет 15 назад, мы сегодня жилы бы в совсем другой стране. Потому что каждый чиновник районного уровня хорошо помнил бы, что когда он скажет неправду — это станет известно.

Думаю, что Украине нужно перенимать международный опыт обращения с прессой. Например, в Австрии правительство субсидирует все ежедневные газеты. Цель — содействие выживанию как можно большего количества газет для поддержания широкого спектра мнений. Существует в стране и специальная программа поддержки небольших газет, установлены социальные расценки на почтовые услуги. В Нидерландах государство предоставляет прессе льготы относительно оплаты почтовых услуг и освобождает от налога по продаже. В Германии правительство снижает тарифы на доставку газет, дотирует цену бумаги. В Норвегии пресса освобождена от НДС, занижены почтовые тарифы, есть прямые дотации для «малой» прессы. Примеров — хватает. Было бы желание украинской власти иметь реально свободную прессу.

— В журнале «Журналіст України» (№7, 2012) ваша коллега из Херсонской области, бывший редактор горрайонной газеты «Чорноморець» Виктория Сенько написала интересную статью с красноречивым заголовком «Кому служит районная пресса?». «Что сделать с малой прессой, если в ней, как шутят ее работники, только «танцюєм, співаєм, власть прославляєм», — пишет пани Сенько. — На первой странице — глава РГА, на второй — тоже он. Реклама. Программа. Все. На материалы о простых людях не хватает места». Впрочем, сама же пани Сенько признается, что посвятила газете 15 лет жизни. Чувствуют ли журналисты и редакторы газет свою ответственность за то, что «в малой прессе нечего почитать»?

— Рецепт один: нужно иметь крепкий хребет. Не прогибаться. Не прислуживаться. Это невероятно трудно. Но на нашей стороне — закон и интересы читателей. Знаю редакторов, которые выигрывали десятки судов у власти! Их единицы, но такие несгибаемые люди есть. Случаи, когда власть организует травлю и запугивание редакторов, журналистов — неодиночные. Здесь на помощь должна приходить наша солидарность, дружественная поддержка, юридическая помощь. К сожалению, большинство редакторов никогда не озвучивают свои проблемы в отношениях с властью — боятся. А местные «князьки», бывает, просто звереют. У меня лично большой опыт отношений с властью. За 25 лет на должности редактора газеты пришлось пройти через многое. Однажды редакция даже объявила бойкот главе райгосадминистрации, какой-то период ни слова не писали о нем, просто не вспоминали его фамилию. В конце концов тогдашний президент уволил упомянутого чиновника. Редакторы должны жестко отбивать любые попытки контроля за содержанием своих изданий.

Держишь в руках некоторые районки и действительно удивляешься — ни одной новости, проблемы, интересной темы! К сожалению, таких — большинство! И в разговоре с некоторыми редакторами приходится слышать: «Этот номер «забили», теперь «забиваем» следующий»... Чем «забили» — не так важно... Конечно, ответственность за то, что в районках очень часто нечего читать — полностью на творческих коллективах редакций. Как-то внимательно просмотрел годовой комплект газеты одного из соседних районов. Понял, что если бы эту стопу газет прочитал человек, который совсем ничего не знает о жизни и реалиях этого района, то у него создалось бы впечатление, что регион — благополучный, что здесь нет никаких проблем.

Нечего читать в малой прессе и из-за нехватки интересных, креативных авторов. Но это не значит, что в газетах должны быть почти все время одни и те же чиновнические фамилии. У нас, кроме редактора, четыре журналиста, которые только пишут материалы. Знаю, в большинстве районок — меньше — по 2, а то и по одному. Но на этом мы не экономим. В каждом номере — две страницы новостей, причем настоящих новостей. Мы выходим на 16 страницах, а вскоре планируем перейти на 20. Получается, можно делать приличную районную газету.

Три года назад группа районных коммунальных газет благодаря грантам Института развития региональной прессы имела возможность пройти стажировку в двенадцати самых успешных региональных газетах Украины. Ездили больше года. Никто от нас ничего не скрывал, все показывали, рассказывали, делились всеми секретами, иногда даже очень эксклюзивными. Результат? В трех газетах, которые проходили стажировку, что-то изменилось, причем радикально. Все остальные — остались на том же уровне.

Нашей газете эта стажировка дала чрезвычайно мощный толчок! Мы изменили все — и внешний вид газеты, и верстку, и логотип, и содержательное наполнение, и структуру, и объем издания, планирование, финансовую «политику». Мы стали совсем другими, и читатели заметили это! Сегодня, при самой высокой в области подписной цене — 108 гривен в год (а объем газеты — 16 страниц в неделю), мы имеем тираж 5400—5500 экземпляров на 37 тысяч населения степного района в одной из самых бедных областей страны — Херсонской. За последние три года подписка выросла на 16%, продажа в розницу — в 4,6 раза, сумма реализации тиража — с 230 тысяч в 2008 году до 457 тысяч в 2011 году, прогноз на этот год — 550 тысяч. Ответственно заявляю: этот «рывок» достигнут благодаря тем знаниям, которые мы получили во время стажировки.

К лучшим районкам страны, на которые можно равняться, отношу «Сарненські новини» (Ровенщина), «Наше слово» из г. Мены (Черниговщина), «Решетилівський вісник» (Полтавщина), «Обрії Ізюмщини» (Харьковщина).

Я всегда говорю журналистам и редакторам районных газет: «А вы сами бы хотели подписаться на газету, в которой работаете?».

— Как-то в комментарии «Дню» вы сказали, что сегодня прослеживается неутешительная тенденция русификации районных газет Украины. Мол, во времена Советского Союза все районки издавались исключительно на украинском языке, а теперь в отдельных регионах их не встретишь вообще. Как это можно остановить?

— Думаю, эта тенденция остановится только тогда, когда к власти в стране придут по-настоящему патриотические силы. Ведь чего можно ждать сегодня, когда за несколько недель целый ряд областных советов в срочном порядке проводит внеочередные сессии с одним-единственным вопросом — внедрение русского языка как регионального. Других проблем нет — так «припекло», что немедленно нужно сзывать внеочередные сессии.

Ныне в стране отсутствует какая-либо государственная политика защиты украиноязычной прессы, книгоиздания. Такими темпами мы скоро даже в регионах, где традиционно преобладала украиноязычная пресса, будем иметь полную русификацию. Для большинства наших сограждан украинский — родной язык. Центр, Запад — никогда не воспримут русификации. Проблема существует на Юге, Востоке. Считаю, что в этих регионах нужно на государственном уровне поддерживать украиноязычную прессу. И не призывами, а экономическими рычагами (льготное налогообложение, государственные гранты и т.п.). На Херсонщине местные газеты или русскоязычные, или двуязычные, а, например, в соседней Запорожской области в городе Никополе среди почти 20 газет выходит только одна украиноязычная!

Больно на эти процессы смотреть. В Херсонской области есть районы, где на 60 — 70 тысяч жителей тираж районной газеты едва достигает тысячи экземпляров. Когда в мире говорят о независимых СМИ, то имеют в виду медиа, независимые именно от власти. СМИ, которые являются определяющим элементом гражданского общества, гарантом всех других свобод. Надеюсь, украинские районки после реформирования станут именно такими.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать