Перейти к основному содержанию

О бойкоте российского кино

или Что делать с воспеванием «глянцевого» сталинизма на телеэкране?
03 апреля, 18:30
ФОТО EX.UA

В Интернете появился призыв Сообщества Facebook «Бойкот российских товаров» к борьбе с показом «деградирующих, низкохудожественных, аморальных и просто вредных для психики украинца российских сериалов и полнометражных фильмов» на ведущих телеканалах Украины — ICTV, «1+1», СТБ, «Новом канале», «Украине», НТН, ТЭТ. Активисты призвали всех зрителей активно игнорировать такие показы и рассказывать знакомым о бойкоте: «Телеканалам мы предлагаем вводить в эфир украинские (нормальные) и европейские (адекватные) фильмы», — сказано в призыве.

И хотя кое-кто считает этот призыв первоапрельской шуткой (а появился он именно в День Смеха), но касается он реальной проблемы. И вредны эти фильмы не только для украинцев, белорусов или грузин, но и для самих россиян (что наглядно показывают нынешние шовинистические настроения в Российской Федерации, вдохновенными не в последнюю очередь именно телефильмами определенного сорта).

Так как с помощью этих лент, одна из которых на экране сменяет другую и в то же время продолжает ее, создается параллельная действительность — «правильная», «истинная», «справедливая», проще сказать — «глянцевая». И современная действительность, и, что еще более важно, историческая (точнее, мифологически-квазиисторическая). Российское телевидение на протяжении всего периода правления Путина осуществляет, по меткому наблюдению художника Олексы Манна, «глянцевание» советского прошлого. Олекса Манн отмечает: «Ныне этот «совок» «глянцевеет» в сознании людей благодаря, конечно, подпитке масс-медиа. Снимается множество сериалов, где в «совке» все нормально и чистенькие «хрущевки», которые почему-то визуально выглядят в 50 раз больше в кадре, чем те клетки, которые были. Когда все нормально, когда есть нормальная водка, икра — какой «совок»? Глянцевый! Классная музыка играет там при этом. Вымытые улицы, трамваи ездят — рай просто. Человек, которому 20 лет, смотрит и думает: ну, ни фига себе, мы же такую «прохлопали» страну в действительности — там же жили мои родители, деды!»

СТАЛИН НА ЭКРАНЕ

Понятное дело, «глянцуется» не только время Хрущева-Брежнева, но и более ранние сталинские времена. Мол, не все там было хорошо, но в основном курс был правильный, и главное — Советский Союз был большим мировым фактором, которого все уважали и опасались. Вот в прошлом году нам показали псевдодокументальный фильм Владимира Чернышева «Сталин с нами», созданный когда-то прогрессивным каналом НТВ. Эта лента являет собой пример настолько бесцеремонной и, так сказать, хамской пропаганды величия сталинской эпохи, построенной на откровенной фальсификации фактов и их передергивании. Лейтмотив ленты — Сталин, настоящий русский патриот, хотел сделать все как можно лучше, но ему постоянно мешал проклятый партаппарат. Апофеоз этой темы — утверждение, что в 1937 году генсек хотел провести всеобщие выборы, когда бы на одно депутатское место претендовали несколько кандидатов, но номенклатура ему этого не дала сделать... Вот только автор ленты забыл почему-то рассказать о том, что в то время практически весь этот аппарат был сформирован лично Сталиным (который в 1922 году стал руководить одновременно и секретариатом, и оргбюро ЦК, и рабоче-крестьянской инспекцией, то есть монополизировал в своих руках всю кадровую политику) и его верными слугами — Кагановичем, Маленковым, Мехлисом, Молотовым. Ну, а о таких «мелочах», как фальсификация числа жертв голодомора 1932—1933 годов и отсутствие упоминания о голоде 1946—1947 годов, и говорить не приходится...

А телеканал «Интер» в прошлом году на протяжении недели в канун Дня Независимости показывал сериал «Сын отца народов», главный герой которого — Василий Сталин. Типичный «глянец»: как будто соблюдена определенная канва событий, а в действительности — туфта. Грозный, но, если присмотреться, не слишком и страшный «вождь народов» фигурирует здесь как любящий, но справедливый отец, который послал сына на фронт. Однако же достаточно сказать, что Сталин-младший стал полковником в 21 год, не имея никаких заслуг, кроме «высочайшего» происхождения; в 25 лет он стал генералом; никто, кроме императорских детей Российской империи такой стремительной карьеры не делал. Но эти дети хотя бы имели определенное воспитание и определенный уровень образования... Нам рассказывают, что Вася Сталин сбил 5 вражеских самолетов в 26 боевых вылетах, то есть в среднем — один самолет на 5 боевых вылетов. А у лучших советских ассов — Покрышкина, Кожедуба, Скоморохова, Амет-Хана Султана и других — что-то так не получалось: один сбитый в среднем на 8 боевых вылетов. Каждый человек, знакомый с советской действительностью (а не телемифом о ней), хорошо поймет, откуда у Сталина-младшего такая результативность (я уже молчу о том, что самолет его во время боевых вылетов прикрывался целым истребительным полком). Хотя два самолета он, кажется, таки действительно сбил — после того, как другие летчики их ему загнали в прицел...

Этот сериал был бы не достоин упоминания как явление художественно-биографическое, если бы не выглядел показательно в смысле подпитки просоветских настроений массовой аудитории и формирования у зрителей имперско-шовинистической ностальгии. Как и множество новейших российских биографических лент — и кинофильмов, которые, в конце концов, попадают на телевидение, и чисто телевизионных многосериек.

МИФИЧЕСКИЙ ЧАПАЕВ

Собственно, появились «глянцевые» ленты и о досталинских временах. Шел на нашем телеэкране 22-серийный художественный сериал «Страсти по Чапаеву» с претензией на «историческую правду». Но в действительности никакого Чапаева не существовало; так назывался герой одноименного романа Фурманова и соответствующего фильма братьев Васильевых. Существовал красный командир Василий Чепаев; он, кстати, именно так подписывался, что вынуждены признать даже авторы статьи о нем в Википедии. И сборник воспоминаний тех, кто воевал вместе с ним, вышел в начале 1930-х — «Чепаев и чепаевцы». Но после блестящего для  тогдашней советской кинематографии пропагандистского фильма «Чапаев» Сталин приказал забыть настоящую фамилию начдива, изъять сборник воспоминаний из библиотек и выдать детям Василия Ивановича документы на фамилию «Чапаев». Выполняя сталинские указания, российское телевидение в 2013 году снимает, а украинские телеканалы показывают многосерийный телефильм о, как сказано в аннотации, «малоизвестных деталях биографии легендарного комдива (в действительности — начдива. —С.Г.) Василия Чапаева».

Кроме того, пока что телеканалы Украины заполнены бесконечными «мыльными операми» о современной России — более или менее талантливо сделанными, но в формате того же «глянца». Здесь и «Склифосовский — 1,2,3», и «Морские дьяволы-3», и «Моя прекрасная няня», и «Татьянин день», и «Кадетство», и куча всего другого — нередко по 2-3 сериала ежедневно в прайм-тайм. Вообще, если смотреть телевизор не изредка, а более-менее регулярно (что и делает значительная часть наших сограждан), то создается впечатление, что ты живешь в России. Не реальной, понятное дело (реальная почти не фигурирует в продукции российского телевидения, а сделанные в прошлые годы фильмы, которые действительно можно смотреть, легко пересчитать по пальцам рук), а в бесстыже «глянцевой».

Иначе говоря, имеем пропагандистский продукт, который используется менеджментом большинства телеканалов Украины (временами кажется, что они получают зарплату и директивы в Москве) для размывания и без того неустойчивой в определенных регионах украинской идентичности и для реализации далекоидущих планов «кремлевских мечтателей». Действительно, пришло время положить конец хотя бы наиболее грубой телепропаганде неосталинизма и наиболее бесстыдному российскому «глянцу» на украинском телевидении. А о том, чем это все можно и нужно заменить, пока не появится качественная отечественная продукция, надо подумать всем вместе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать