О диком цинизме
Или что бывает, если вовремя не провести трибунал над кровавым режимом и конкретными преступниками
Конечно, не могу не отреагировать на гнусную сцену, которую наблюдал на одном из телеканалов: полуголая особа из движения Femen пилила крест, поставленный около бывшего Октябрьского дворца в Киеве в память о жертвах коммунистических репрессий. Нужно сказать, что эти девицы пытаются любым своим непристойным акциям придать какой-то «высокий смысл. Неподалеку от «феменки» стояла стайка журналистов, исправно фиксирующих надругательство над христианским символом. Интересно, а если бы у них на глазах убивали человека, они точно так же снимали бы и фотографировали, даже не пытаясь воспрепятствовать?
Участницы Femen уже скакали полураздетые на колокольне Святой Софии, а наша общественность снисходительно хихикала, не усматривая в этом ничего особо предосудительного. Я не знаю, кто стоит за этим движением, кто оплачивает их выходки, кто направляет их деятельность, но все тайное рано или поздно станет явным. А пока гложут сомнения... Вот если я поеду в Москву и двинусь в сторону главного офиса компании «Газпром» с маленьким плакатиком против ограбления Украины этим газовым гигантом, потомки «железного Феликса» скрутят меня еще за сто метров до цели, а «феменки» прыгали полчаса на территории этой структуры — и никто их не трогал. Случайность?
Недавно во время визита в Киев российского патриарха полуобнаженная «феменка» на удивление легко преодолела все охранные барьеры и чуть ли не упала к ногам Его Святейшества. И это при том, что ни одного представителя ВО «Свобода» и на пушечный выстрел не подпустили с протестами к московскому иерарху. Всякий, кто имеет хоть какое-то представление об охране официальных лиц, о традициях 9-го управления КГБ СССР, поймет мое изумление. Снова случайность? Или кто-то на самой вершине Партии регионов решил столь незатейливым образом продемонстрировать представителю РПЦ, что его чрезвычайно частые визиты в Украину уже несколько утомили принимающую сторону?
Разумеется, «феменки», которые не столь глупы, как кажется на первый взгляд, не стали бы «протестовать» подобным образом у Миноры в Бабьем Яру, поскольку еврейская общественность создала мощные механизмы самозащиты от таких провокаций. Не стали бы они творить такое у мусульманской мечети, поскольку правоверные разорвали бы их в клочья. А вот с украинцами, которые не могут, не умеют и не хотят защищать свои ценности, можно не церемониться. Поэтому по нам топчутся все, кому не лень...
Более всего угнетает реакция наших «грамотных». Год или чуть более назад один мужчина, раздевшись до гола, со своей подругой под стенами Верховной Рады имитировал половой акт (конечно же, в знак протеста!), и совершенно справедливо был за это арестован. Наши либералы (в том числе и некоторые журналисты) взвыли от восторга: как же, даешь свободу самовыражения. Наверное, те существа, которые гадят в подъездах и мочатся в лифтах, тоже самовыражаются? Почему же наши либеральные журналисты их до сих пор не воспели? Надо бы уже научиться отличать общественный протест от циничного попрания общественной морали, от банального паскудства.
ФОРМА ПРОТЕСТА НЕ ДОЛЖНА ВЫЗЫВАТЬ БОЛЬШЕ ОТВРАЩЕНИЯ, ЧЕМ ТО, ПРОТИВ ЧЕГО ПРОТЕСТУЮТ
Я скажу и нечто очень непопулярное для либеральной публики. Не следует делать героинь из участниц группы «Пусси Райот» в Москве (кстати, они осудили дикую акцию Femen). Можно возмущаться свирепостью российского правосудия, жестокостью приговора, но не надо забывать, что девушки совершили гадкий поступок. В определениях нужно быть точным и честным.
Нет греха в протестах против светской власти, но зачем же устраивать «бесовские игрища» и осквернять христианский храм? Кощунство есть кощунство и богохульство есть богохульство. Форма протеста не должна вызывать больше отвращения, чем то, против чего протестуют. А у нас политический и правовой контексты поглощают моральную, а точнее аморальную сущность содеянного... Хочу напомнить, как одного великого философа спросили: что делать человеку, если он голодает и единственной возможностью спастись является кража яблока? Философ ответил мудро: «Если ты страдаешь от голода, если тебе угрожает голодная смерть, возьми это яблоко. Но не говори, что ты совершил моральный поступок». Кража, даже оправданная жизненными обстоятельствами, все равно остается кражей...
На телеканале ТВi Мустафа Найем встретился с лидерами студенческого движения, с той самой молодежью, ровесниками независимости, на которых мы возлагали такие большие надежды. Мустафа задал студенческой (украиноязычной!) активистке вопрос в лоб: «Что важнее — стипендия или украинский язык?». Активистка, не раздумывая, ответила: «Конечно, стипендия». Преступление нашей системы образования в том, что она не воспитывает патриотов Украины, лишена четкого ценностного содержания.
ОТКАЗ ОТ НЕУКЛОННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ УКРАИНИЗАЦИИ ПРИВЕЛ НАС К ТОТАЛЬНОЙ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ РУСИФИКАЦИИ
И это еще очень мягкое определение. В результате имеем в ученической и студенческой среде мировоззренческий хаос, где вольготно чувствуют себя и российский шовинизм, и псевдолиберальный космополитизм. 20 лет квазинезависимости завершились естественным результатом: отказ от неуклонной последовательной украинизации (не только языковой!), от системного противостояния антиукраинским силам, от наступления Украины в Украине неизбежно привел нас к тотальной принудительной русификации.
Наша страна не развивается (в отличие от Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, которые пошли естественным и правильным путем), потому, прежде всего, что наша независимость очень условна. У нас существует множество явлений совершенно несовместимых со статусом суверенного государства. В Украине до сих пор судят и бросают в тюрьмы людей за повреждение памятников палачам и злейшим врагам украинского народа, госаппарат засорен множеством саботажников и украинофобов. А о колониальном информационном пространстве Украины уже устали писать...
И пока не видно политических партий, которые бы стремились системно и основательно все это изменить. Спекуляций и словоблудия хватает, конкретных планов не видно...
Да и наша украинская интеллигенция явно не дотягивает по уровню национальной ответственности до интеллигенции державного народа.
Уж слишком много с советских времен осталось рабского, эгоистического и мелочно-лукавого... Поэтому и власть относится к ней с привычным презрением. Неслучайно ведь подписание антиукраинского языкового закона произошло на следующий день после встречи Президента с ней, родимой. Этим людям власть показала их место. А некоторые из них до сих пор надеются, что украинский язык зарежут «не больно», с обезболивающим в виде президентских поправок. Несчастные представители «реєстрової інтелігенції» рассказывают, что закон Кивалова — Колесниченко будет «усовершенствован», то есть антиукраинский закон станет «усовершенствованно» антиукраинским... Бывший предводитель украинских писателей Владимир Яворивский определил ситуацию очень ярким образом: это то же самое, что ударить человека ножом в сердце, а потом дать ему «зеленку», чтобы смазал рану...
Я просмотрел запись дискуссии в программе «Открытая политика» на государственном региональном телеканале «Крым». Там обсуждали захватывающие перспективы внедрения на полуострове языковой «КаКи». Особенно вдохновенно озаботились проблемой насаждения русского языка везде, где в Крыму еще каким-то чудом присутствует украинский. Радениями дирижировал некий тележурналист по фамилии... Мащенко (привет всем сторонникам этнического патриотизма!). Люди, явно не испытывающие симпатий к Украине, торжествовали победу над ней. Министр образования АРК Валентина Дзодз рассказывала, как много теперь (хотя куда уже больше?) в крымских учебных заведениях будет русского языка. Из чего следует, что украинцы и крымские татары потеряют даже тот ничтожный процент преподавания на их языках, который имеют сегодня. Разумеется, и в студии звучал только язык, однозначно пролоббированный «КаКой». И только рыцарственный крымскотатарский лидер Рефат Чубаров яростно защищал государственный украинский язык, выступая по-украински, нисколько не смущаясь лингвистическим диссонансом со сплошь русскоязычной публикой в студии (чего часто очень стесняются украинцы). И делал он это настолько компетентно, убедительно и остроумно, что аудитория нередко была вынуждена признавать его правоту. Чубаров с возмущением говорил о том, как русские учителя ходят по домам крымских татар и агитируют их не отдавать своих детей в крымскотатарские школы, поскольку, мол, это «бесперспективно». Ну, такое нам в Крыму хорошо знакомо и по ситуациям с украинскими школами...
А подобный языковый закон как раз и направлен на то, чтобы сделать в Украине бесперспективными все языки, кроме русского. И национальные меньшинства уже начинают понимать, как их очередной раз обманули, используя в качестве «живого щита» для прикрытия антиукраинской политики. Румынам, венграм, болгарам, крымским татарам уже намекнули, что в языковом отношении им не светит ничего, не для них этот закон писался...
А пока продолжается вакханалия: местные советы (избранные уже при регионалах на весьма «интересных» выборах) Одессы, Донецка, Запорожья, Харькова, Днепропетровска, Николаева, Севастополя рапортуют о постановлениях об «окончательном решении украиноязычного вопроса».
Все украинское выбрасывается за борт или загоняется в подполье, в украиноязычные «схроны». Не могу отделаться от ощущения какой-то глубокой личной униженности... Хорошо, что его нет у наших самых рейтинговых писателей и писательниц, которые в 2010 году своими нелепыми призывами к неадекватному электоральному поведению способствовали триумфу нынешней власти и ее языковой политики. Видимо, рейтинговым украинского языка и в Чикаго, и в Торонто хватит. А нам в Украине?
РОССИЙСКОЕ ТВ ВРЕДНО: МОЖНО СТАТЬ РУСОФОБОМ
Московский телеканал ТVСI показал телефильм «Как приручить голод?» Это они к чему, интересно, готовят российскую аудиторию? В качестве положительного примера приводилось поведение четырех солдат, которые в хрущевские времена на Дальнем Востоке штормом были унесены на потерявшей управление барже в открытый океан. Солдаты оказались молодцами: в течение долгого периода посреди океана они съели обувь, одежду, гармошку, но друг друга есть не стали. В качестве отрицательного примера были названы украинцы в 1932 — 1933 году, которые ударились в людоедство, что, вне всякого сомнения, недостойно настоящего советского человека. Московские телевизионщики даже попытались на языке оригинала процитировать записки мелкого украинского партфункционера, который описал, как лично в нескольких хатах разоблачил людоедов.
При этом, выставив украинцев самым позорным образом на обозрение публике, никто из москвичей и словом не обмолвился, кто в 1932 — 1933 годах довел миллионы людей до такого жуткого состояния, до сумасшествия и каннибализма. О Голодоморе, о его причинах, о его организаторах и виновниках не было сказано ничего. Это просто у украинцев есть такая плохая привычка — склонность к людоедству... А между тем каннибализм в истории Украины — явление чисто коммунистическое, большевистское. Поскольку ни во времена Речи Посполитой, ни во времена Австрии, ни во времена Российской империи, даже когда бывал голод, случаи людоедства не фиксировались. Это уж советская власть постаралась. Если исходить из логики московской телебригады, то и в блокадном Ленинграде настоящие советские люди не проживали, поскольку людоедство было настолько массовым явлением, что сразу после войны в музее ленинградской блокады был создан специальный отдел истории людоедства в осажденном городе. Но коммунистическая партия быстро спохватилась и отдел закрыла.
Только за несколько месяцев 1941 — 1942 гг. доблестные органы НКВД Ленинграда расстреляли более 2100 людоедов.
И это только те, кого поймали и уличили. Реально таких было намного больше... Но в Московском телефильме о «склонности ленинградцев к людоедству» не было ни звука. Такая склонность в условиях страшного голода просыпается у людей (к счастью, у меньшинства), независимо от расы и национальности, когда жесточайшие физические страдания блокируют в человеке то, что было в него привнесено цивилизацией и культурой. Правда, в Ленинграде в блокаду все были равны, но имелись и «самые равные» — партийно-государственная номенклатура, которой голод не коснулся. Коммунисты имели богатейший опыт создания оазисов продовольственного изобилия посреди смертельного голода, начиная еще с 1918 года. Этот опыт не подвел их и в Ленинграде. Например, семья председателя горисполкома Попкова (после войны его расстреляют по «ленинградскому делу») выбрасывала на мусорник зачерствевшие белые булочки, что и обеспечило ей единодушную ненависть ленинградцев. Сталинский сатрап тов. Жданов не отказывал себе в деликатесах, пирожных, икре, фруктах и соках. И даже номенклатурная райкомовская мелочь лакомилась шоколадом, зернистой икрой, рыбными консервами. А рядом с ними от голода умирали тысячи детей...
В общем, смотреть российское ТВ вредно: можно стать русофобом. Но во имя справедливости и баланса назову и показанный каналом «МЕГА» российский телефильм о событиях в Киеве в 1941 году. Есть у россиян такая неплохая познавательная программа «Искатели». В названном фильме было четко и однозначно признано, что взрывы в сентябре 1941 г. на Крещатике были организованы советскими спецслужбами, причем отмечено, что в результате взрывов оккупантов погибло в разы меньше, чем мирных киевлян. Люди, брошенные советской властью немцам, для Сталина уже никакой ценности не представляли. Но поразительно и сенсационно! В российском фильме (на моей памяти впервые) были сказаны добрые слова об украинских националистах, о том, что значительная часть руководства ОУН уже летом 1941 г. была репрессирована нацистами. Впервые сказали о том, что в оккупированном Киеве нормальную повседневную жизнь для киевлян организовывали именно члены ОУН, восстанавливая взорванные водопроводы, электростанции, транспорт, связь, здравоохранение. Сталин оставлял на территориях, захваченных вермахтом, выжженную землю, где оккупанты должны были существовать в невыносимых условиях вместе с оставшимися там советскими гражданами, которые априори считались предателями, не имеющими права на сносную жизнь. Неслучайно долгие годы после войны люди, имевшие несчастье проживать на оккупированной территории, были вторым сортом, для которого действовали многочисленные ограничения...
Выпуск газеты №:
№154, (2012)Section
Медиа