Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О главных расследованиях страны: новый формат

Игорь ТУРКЕВИЧ: «Журналист либо поддерживает Украину, либо выступает против нее — какие еще могут быть позиции?»
09 сентября, 12:11
ФОТО РЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ТЕЛЕКАНАЛА ZIK

В июле прошлого года генеральным директором медиахолдинга ZIK стал  Игорь Туркевич. Возглавив ZIK, он взял курс на расширение вещания и увеличение аудитории, существенно дополнил линейку программ. А еще — пригласил к сотрудничеству известных менеджеров, ведущих и журналистов, в частности месяц назад департамент информационного вещания и информационно-аналитических программ канала возглавила Людмила Добровольская. Именно при Туркевиче ZIK начал серьезно позиционировать себя не как региональный или западноукраинский — а как полноценный национальный телеканал. С этой целью в августе канал переехал в столичный Международный центр культуры и искусств «Жовтневий палац», где появились сразу три новых студии.

Однако, возглавив канал, Игорь Туркевич остается достаточно непубличным человеком — он редко дает интервью, не принимает участия в медиадискуссиях. Не потому, что нечего сказать. «Моя позиция, как и редакционного совета канала, — в наших эфирах», — отвечает медиаменеджер.

«День» встретился с Игорем Туркевичем для интервью 1 сентября — в символический день рождения канала ZIK. Чего удалось достичь за шесть лет — с этого начинаем разговор.

Недавно киевская студия телеканала ZIK переехала в новый офис в Международном центре культуры и искусств «Жовтневий палац». Насколько мне известно, в новом офисе планируют открыть три студии канала. С чем это связано? Канал перераспределяет позиции из Львова на Киев?

— Есть большое желание доносить наши ценности до более широкой аудитории — общенациональной. Именно поэтому два года назад ZIK переехал в Киев, где и открыли столичный небольшой производственный комплекс. С увеличением проектов на телеканале          — растет аудитория. Однако важным приоритетом развития канала является его местоположение. Поскольку мы канал журналистских расследований и стремимся быть первыми в эпицентре событий, иметь доступ к первоисточникам информации и главным «героям» наших расследований — мы искали местоположение нового киевского студийного комплекса ZIK фактически возле правительственного квартала. И договорились об аренде в Октябрьском дворце. 24 августа из новой студии в тестовом режиме уже выходят в эфир новости «Первые о главном». В сентябре и октябре телеканал ZIK представит несколько новых масштабных проектов, осуществленных мощностями нового студийного комплекса в Октябрьском дворце. Сейчас производство активно совмещается с обучением персонала. Делаем ставку на создание новых телевизионных форматов с применением лучших новейших технологий и привлечением креативных квалифицированных работников.

Каково будущее львовской редакции ZIK?

— Будет оставаться корпунктом Западной Украины. После открытия новой киевской студии мы позиционируем себя как общеукраинский канал. Два года боролись за то, чтобы получить общеукраинскую цифровую лицензию. Сегодня уже есть договоренность с одним из телеканалов. И с октября мы будем вести вещание на всю страну.

В начале сентября канал отметил шестую годовщину своего существования. По вашему мнению, чего больше всего удалось достичь за это время?

— Наш вклад в развитие гражданского общества — это главное достижение. К нам обращаются тысячи людей, чтобы мы посодействовали в решении тех или иных проблем. Телеканал ZIK      — это независимый медиаинструмент давления на коррупционеров и саботирующую власть. Нас знают и нам доверяют. Народ хочет качественных перемен,  хочет меняться сам и требует соответствующих перемен от власти. Украинцы устали от «договорняков» и хотят цивилизованных правил игры. Когда они видят в наших расследованиях, как другие борются с взяточничеством, тотальной коррупцией и т.п., они сами идут этим путем. Самый большой вклад канала — помощь в развитии гражданского общества и поддержка ценностей Революции Достоинства. В известной степени мы выступаем инструментом контроля со стороны гражданского общества за действиями власти. Мы сделали более 3 тысяч информационных запросов по ключевым проблемам в нашей стране. Дела не двигаются. Но мы не остановимся. И в этом нам помогают журналисты-расследователи.

Известно, что с каналом перестал сотрудничать известный журналист-расследователь Денис Бигус. Объясните, пожалуйста, почему исчезли «Наши деньги»? И планируете ли вы запускать новые проекты с журналистскими расследованиями, ведь ZIK и в дальнейшем позиционирует себя как один из главных каналов с расследованиями?

— С Бигусом мы работали три года. С ним была предварительная договоренность, что никто не будет вмешиваться в редакционную политику его проекта и не будет менять взаимных договоренностей. Скажу откровенно, за три года сотрудничества условия менял только он. Несмотря на то, что канал никогда на него не давил, Денис все равно хотел быть максимально автономным. Мы пошли на это. Согласились сотрудничать с ним через специально зарегистрированную общественную организацию — ТОМ 14. В какой-то момент поняли, что для него общественная деятельность важнее, чем профессиональная журналистика. Мы имеем опыт с Дмитрием Добродомовым, когда в результате из топ-менеджера канала получили народного депутата, который использовал ресурс и бренд канала в своих целях. Канал фактически был превращен им в предвыборный штаб конкретной политической силы.

В целом с Денисом Бигусом разошлись цивилизовано, по-человечески. Если у нас возникнут общие идеи новых проектов-расследований, которые пойдут на пользу государству, — мы готовы вернуться к сотрудничеству.

Мы и дальше будем делать акцент на расследованиях (наш слоган — главные расследования страны). Запускаем проекты, которые специализируются на  конкретных темах: военной — «По тропам войны», строительной — «Жилстрой», финансовой — «По ту сторону», «Воры в законе». Журналисты глубже будут погружаться в тематическую специфику, будут получать больше эксклюзивной информации. Это дает возможность привлекать более широкий круг экспертов на заданную тему и усиливать журналистские расследования обсуждением проблем в информационно-аналитическом жанре.

Недавно на канале стартовал интересный спецпроект «Под грифом Матиос». Он сразу вызвал резонанс. Тема проекта — крайне важная и актуальная. Безусловно, должна быть ответственность за такие невероятные потери на войне. Но не кажется ли вам, что ответственность должен нести не один Матиос? А как же Главнокомандующий, руководство ВСУ, генеральный прокурор... Как вы можете ответить на упреки в блогосфере, что, мол, ZIK просто «мочит» военного прокурора?

— Это может показаться, что вышел отдельный фильм-расследование. Если проследить, то спецпроект — составное звено других расследований военных преступлений. Смотрите, простой человек мыслит так — состоялась революция, пришел новый прокурор — все преступники будут сидеть в тюрьмах. Один прокурор приходит — полный саботаж. Ничего серьезного не сделано. Приходит второй прокурор — то же самое. Приходит третий прокурор — Шокин — все общество на дыбах, все говорят о невероятной коррупции. Ничего сделано не было.

Взяли военную тему, потому что это сейчас беспокоит общество. Каждый день погибают люди. Это не клановые интересы, а судьбы людей. И здесь саботаж в военное время — просто недопустим. На днях была очередная годовщина трагедии под Иловайском. Кто-то понес наказание? Сколько дней российская армия тогда собирала у границы войска? Где разведка? Российские войска перешли нашу границу... Дальше где разведка? Враг затягивал кольцо. Где разведка? Разведка была. Докладывала в штаб. Кто тогда за трагедию виноват? По меньшей мере 30 человек должны сесть в тюрьму. Если этого нет — то речь идет о коррупции на наивысшем уровне. Это типичное предательство государственных интересов. И когда сегодня такой саботер, как Матиос рассказывает, что во всем виноват Путин, — это смешно. Да, он агрессор. Но люди погибают не только поэтому. Сейчас отчеты военного прокурора — это пиар-акции, а не результат реальной работы. То задержат какого-то солдата за мелкую взятку, то мародеров в погонах. Это что, уровень военного прокурора? Мы и дальше будем давить. На всех фронтах. Кстати, могу проанонсировать следующую премьеру: 14—15 сентября фильм «Непрощенные» — о наших президентах, которые предавали государственные интересы в течение 25 лет и довели страну до войны и потери территории. Как сдавали государственные предприятия в частные руки? Как создали в стране олигархат? Все это — в фильме.

Сейчас экс-президенты миллионы тратят на свой пиар, на свое отбеливание. Рассказывают, какие они мудрые, какие правильные решения принимали. Как без них ничего не обойдется сегодня. Почему-то Кучма от имени Украины (в каком вообще статусе?) ведет переговоры в Минске... с Медведчуком. Не мы ли устраивали против Кучмы революцию в 2004 году? Не нам ли обещал Ющенко посадить преступников в тюрьмы? Обо всем этом общество не должно забывать. Каждый человек, который обогатился незаконно из государственного бюджета, должен сесть в тюрьму. Можно сказать, что мы ждем нормальную власть, которая будет выстраивать сотрудничество с людьми на языке закона и морали. А пока — максимально визуализируем правонарушения в вопиющих темах — это будут доказательства в будущих уголовных делах.

Часть журналистов в украинской медиа-сфере активно продолжают призывать коллег и общество в целом бороться с «языком вражды». Прежде всего — не называть вооруженных людей в так называемых ДНР-ЛНР террористами. Зато украинских военных, по мнению адептов борьбы с «языком ненависти» в СМИ, нельзя называть «героями», «защитниками» или «нашими воинами». По вашему мнению, должен ли журналист в своей работе проявлять гражданскую позицию?

— Безусловно. Здесь вообще нет вариантов. Ты или со своей страной, или — против нее. Меня удивляет позиция другая. Мы два года воюем, а каналы, которые принадлежат олигархам, которые имеют откровенно пророссийские взгляды и занимаются бизнесом со страной-агрессором, — свободно чувствуют себя и продолжают работать. Часто — вопреки интересам страны. Все это попахивает саботажем. Просто предательство — это факт, а саботаж у нас будто допустимая вещь. Российские спецслужбы, похоже, имеют влияние на наших чиновников и те саботируют работу.

Почему Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания не предоставить достаточно полномочий, а то он уже два года ничего не может сделать с каналами «Интер», «Украина»?

Я уже молчу о том, что у нас в медиа-сфере есть ресурсы, которые работают на врага и не скрывают этого.

Не могу не поинтересоваться вопросом, который тревожит многих медиаэкспертов. В последнее время в медиахолдинге ZIK произошел ряд изменений топ-менеджмента. За последние полгода три генеральных продюсера сменились. С чем это связано?

— Это рабочие моменты. Мы разошлись с Виталием Докаленко. Он очень упрямо хотел делать другой ZIK, не такой, как его видел в общих чертах редакционный совет канала. Мы видим канал     — каналом расследований, и большинство контента должно быть сориентировано на реализацию именно этой идеи  — и новости, и программы, и спецпроекты. Он же хотел двигаться в более развлекательном направлении. Виталий Докаленко — невероятный специалист по развлекательным форматам. Но это не наш путь. Потом к нам пришла Светлана Коляда. Она была сориентирована на новости и повела канал по пути превращения в еще один информационных бренд. Ее «внутренняя кухня» забирала больше времени, чем сугубо производство и работа на конечный результат. Поэтому со Светланой Колядой тоже разошлись. Недавно генеральным продюсером назначили Ольгу Бенеду. Она более года работала руководителем департамента журналистских расследований. Специалист, который совмещает все те качества, которые нужны именно телеканалу ZIK: мультимедийный телевизионный специалист высокого уровня, который очень хорошо ориентируется в разных составляющих производства, ориентируется в современных медийных трендах, учитывает индивидуальные особенности телеканала как уникального явления на медиа-рынке. Она разработала и предложила концепцию и маркетинговую стратегию телеканала ZIK, которая была принята редакционным советом холдинга. Несмотря на эктремальные производственные обстоятельства избранная стратегия стала приносить первые результаты. Ее называют «маленьким диктатором» и сердцем проектов одновременно. Она сама никогда не останавливается и никому не дает расслабляться на канале (нужно учиться, развиваться, расти и создавать конкурентный телевизионный продукт). Все производство контента под ее руководством сориентировано на реализацию главной идеи канала — главные  расследования страны.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать