О «кривом зеркале» ценностей
Могли ли бы российские масс-медиа форсировать сепаратистские настроения без «работы» наших вещателей
Сегодня центральные украинские телеканалы «1+1», «Интер», ICTV, ТРК «Украина» и «5 канал» объединяет один символ. Трансляции проходят под плашкой в виде сине-желтого флага и с подписью «Єдина Країна/Единая Страна». Реальная возможность войны России с Украиной солидаризировала отечественные медиа. Все крупные вещатели заимствуют привычный раньше только «5 каналу» формат, выпуская в эфир новостийные телемарафоны. Даже больше, руководители украинских медиа-холдингов обращаются к своим российским коллегам с просьбой «объективно освещать события в Украине». Но где были все эти инициативы до того, когда государство оказалось в состоянии реальных угроз для его суверенитета? Не украинские ли СМИ подготовили нынешний кризис? Двадцать два года независимости прежде всего ТВ разрешало себе играться мифами о таких разных «западенцах» и «схидняках», которые ну никак не смогут ужиться в одной стране. За 22 года Крыму так и не уделили надлежащего внимания, не убедили, что он является частью Украины. Только раздувались конфликты, какие области кого кормят. Могли ли бы российские масс-медиа форсировать сепаратистские настроения в юго-восточных областях Украины, если бы им для этого не создали плацдарм наши отечественные СМИ?..
ВОСТОК И ЗАПАД — ВМЕСТЕ
В прошлое воскресенье «ТСН Неделя» выпустила в эфир свой экспериментальный сюжет — «1+1» привез в Киев украинцев из Харькова, Донецка и Крыма, не поддерживающих Майдан. В ходе экскурсии по Межигорью и Майдану и после разговоров с протестующими эти люди поняли, что бороться за свободу надо, волеизъявление народа — это нормально, а разница между людьми с Востока и Запада — скорее стереотип, чем реальность. По крайней мере на этих четырех сепаратистско-пропагандистские призывы из разных СМИ уже не будут иметь такого влияния. Но то, что люди до сих пор жили в плену мифов, только подтверждает тезис о бездеятельности украинского телевидения в процессе «внутренней интеграции».
«Надо помнить, что разделение на Восток и Запад — это политическая провокация, — комментирует «Дню» украинская тележурналистка Илона ДОВГАНЬ. — В 2004-м политтехнологи разрабатывали на этом кампанию кандидату Януковичу, пропагандируя эти призывы, разделяя страну. А затем, когда надо было, доставали эти козыри из рукава — «язык», «Восток — Запад», «Россия — Америка», такие не такие, второго-третьего сорта и т. д. Поэтому надо понимать, что это — политические провокации и не вестись на них. Важно объективно освещать события. Видим, что до последнего момента некоторые каналы копировали российскую информационную политику, чем способствовали тому, что сегодня происходит в стране. Поэтому, когда говорят о расколе страны, есть в этом вина и части коллег».
ТЕЛЕВИЗОР — ЭТО ПРОСТО ЯЩИК
Почему же так произошло? Если в России телеэфир используют, в том числе, как средство влияния на зрителей, то в Украине ТВ по большей части выполняет... развлекательную функцию. Стоит только сравнить программное наполнение центральных вещателей. Сегодня соотношение информационно-аналитических проектов к развлекательным — поражающе несоизмеримо.
«1+1» — информационно-аналитических проектов — семь: сюда входят новости и экономические и социально-политические расследования («Деньги», «Территория обмана»). Познавательных проектов — всего два: легендарные «Что? Где? Когда?» и «Мир наизнанку» — путешествия по нетуристическим маршрутам мира. А вот развлекательных проектов — аж 14. По большей части это — разнообразные реалити- и талант-шоу. Всего у «1+1» 33 (!) развлекательных проекта — 19 недавно закончились, возможно, некоторые продолжат свою историю в следующих сезонах.
«Интер» — информационно-аналитических проектов — четыре: это новости разного формата. Постоянных сугубо развлекательных — всего три — собственные реалити-шоу «Интер» уже свернул. Больше программ так называемой социальной направленности, наподобие «Жди меня» и постановочных судебных заседаний (кстати, этой теме на канале посвящены аж две программы — «Судебные дела» и «Семейный суд»). Таких проектов на канале — шесть. «Интер» выбрал формат так называемого storytelling (рассказывание историй), который, фактически, никакой информационной или познавательной нагрузки не несет.
ICTV — информационно-аналитических проектов — четыре: это тоже новости. Проектов социального характера нет вообще, кроме разве что детской программы «Світанок», которая начинается в шесть утра (кстати, детская и молодежная аудитория современного телевидения как раз больше всего страдает — ее интересы не представлены вообще). Развлекательных проектов — семь, которые представлены развлекательными видео из интернета и шоу-бизнесовыми темами. ICTV позиционирует себя как «мужской» канал, поэтому все его сериалы и большинство транслируемых фильмов — это криминал и чернуха. Иными словами, канал постоянно лелеет у своей аудитории культ ФСБ-шника, криминального авторитета и пропагандирует насилие как лучший (единственно возможный?) способ решения конфликтов.
«У телевидения есть несколько функций — информативная, просветительская, развлекательна, — говорит Илона ДОВГАНЬ. — В последнее время у нас больше всего используют развлекательную. И получается как в фильме Good Night, and Good Luck («Доброй ночи и удачи»), где главный герой говорит: «Если телевидение только развлекает, то телевизор — это просто ящик с лампочками». Для ТВ сегодня важно заигрывание со зрителем, рейтинги. Мы совсем не думаем, что мы несем, поэтому показываются все эти «Кривые зеркала» и т. д., которые работают на отупение людей. Сюда же можно добавить и все программы по темам «таблоид», «кровь» — что угодно, только бы не думать. Телевидение и раньше и сегодня не должно было копировать российское. Мы копируем их подходы, форматы, ценности, программы, сериалы, иногда они у нас вообще идут напрямую. Если и развлекать, то тоже на достойном уровне. Развивать свое, а если и транслировать российские концерты, то выводить в эфир и концерты из Лондона и Парижа. Думаю, зрители с удовлетворением это посмотрели бы».
И это каналы, которые считаются информационными. В целом же в украинских медиа-холдингах таких вещателей — один-два, все остальные — развлекательные, музыкальные, киношные, «женские», спортивные и т. п. Но даже эти каналы, которые можно было бы сформировать как культурную медиаплощадку, скорее выступают в роли придатка к шоу-бизнесу. Спутниковое телевидение предлагает своим зрителям отдельный телеканал «Русское кино», который транслирует по большей части советские и немного российские фильмы. У нас же даже на существующие каналы украинское кино ни современное, ни классическое не может пробиться. Когда мы последний раз видели по телевидению фильмы Довженко? А вот «Иронию судьбы», «Москва слезам не верит» и т. п. — пожалуйста.
БОЛЬШОЕ СЛАВЯНСКОЕ ТВ
На постсоветском пространстве телевидение сознательно отделяют от образовательной или просветительской миссии, направляя в русло коммерции. ТВ выполняет функцию наркотика, который усыпляет сознание и позволяет не думать, — об этом писали еще Оруэлл и Бредбери. Потому что, если начнется процесс мышления, будет реально проанализировано состояние дел в стране — люди захотят изменений. А реформы тоталитарным режимам не нужны. Как и знание истории.
К примеру, в 2007 году «Интер» выпустил в эфир программу «Великие украинцы». Проект позиционировали как ток-шоу с интерактивным опросом телезрителей, а в межпрограммный период — всех граждан Украины относительно места и роли выдающихся государственных и политических деятелей, военных, художников, ученых, спортсменов, религиозных деятелей и т. п. в национальной и мировой истории. «Великие украинцы» удержались в эфире меньше года — в сезоне с 2007-го по 2008-ой. Один год за 22 года независимости. Зато у России есть свой круглосуточный исторический телеканал «365 дней ТВ», где, среди прочего, есть рубрики «Герои Победы» и «От Советского Информбюро». И выходит в эфир он уже восемь лет подряд. Со своими имперскими формулировками, с мессианством «славянской идентичности». Поэтому и появляются такие формулировки: «мы с вами — единое и неделимое большое славянское телевизионное пространство, которое стало неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов граждан России и Украины. В кругу друзей, а мы с вами друзья, не принято говорить о паритетах». Это — ответ российских телеменеджеров, руководителей НТВ, ВГТРК и «Первого канала» на призыв к объективному освещению событий в Украине от руководителей украинских медиахолдингов («День» писал об этом 4 марта в статье «Война в... непрямом эфире». — Авт.). И дальше: «В Киеве и других регионах, которые контролирует новая власть, нашим (российским. — Авт.) журналистам в последнее время стали постоянно угрожать... хотим подчеркнуть: все те вынужденные мероприятия, на которые пошла Российская Федерация, как раз направлены на то, чтобы избежать подобного сценария в большом и малом». Такие идеологемы — уже привычные для соседских медийщиков. И если 22 года вливать это в мозг человека и лишать его альтернативных источников информации, то чего мы ждали?
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Тот же «ТСН», который возил людей на Майдан, в 2008 году распространил среди своих журналистов и редакторов рекомендации относительно производства сюжетов: «90 процентов новостей, которые входят в выпуск, формируются по признакам шести — «С» и одного — «Г». Речь идет речь о Скандалах, Сенсациях, Страхе, Сексе, Смерти, Смехе и Деньгах». Вот такие «ценности». Поэтому кивать только на российских коллег — лицемерно. Возможно, хоть в этот раз наша «новая страна», как нас окрестил Владимир Путин, сможет вычистить свои Авгиевы конюшни, в том числе и медийные. А для этого прежде всего надо провести «люстрацию» в своих головах.
«Телевидение должно отвечать запросам общества и духу времени, — считает Илона ДОВГАНЬ. — «Кривое зеркало» сегодня никому не надо. Поэтому говорят, что много каналов, а смотреть нечего. ТВ должно поднимать современные проблемы, быть креативным, но главное — честным. Для многих до сих пор телевизор остается источником информации. Люди часто равняются на тех, кто на экране — копируют политиков из ток-шоу, «светских львиц». Но это искривленные образцы. Должны быть настоящие человеческие ценности, ценности достоинства, на которых надо воспитывать достойного гражданина. Я за то, чтобы благодаря телевидению люди поднимали свой уровень — были образованными, культурными, равнялись на достойные примеры, знали свою историю, своих героев. Больше просветительских программ разного уровня — сегодня есть на это запрос общества. Делать исторические фильмы, документалки, воспитывать патриотизм. Но это должно быть не насильственно, а так, чтобы хотелось на языке говорить, чтобы хотелось своим государством гордиться. Например, когда было Евро-2012 и когда наша сборная иногда выигрывала, помним, как мы все были горды, вывешивали флажки на машины. Или когда Кличко выигрывает, то сразу становится модно быть украинцем и на Донбассе, и во Львове, и в Москве. Поэтому такими вещами надо заниматься, и не только в сфере медиа. Сегодня нам всем необходимо почувствовать меру ответственности».
Выпуск газеты №:
№42, (2014)Section
Медиа