О мере в оптимизме
Нельзя не испытать особого удовольствия, согласитесь, когда твой телекритический «глас вопиющего в пустыне» вдруг и нежданно бывает действительно кем-то услышан. В прошлую пятницу случилось мне обратить внимание аналитиков телеканала «Интер» на односторонность их подходов к проблеме Косово в сочетании с флюгерством — в зависимости от тактических метаний политических сил, стоящих за каналом. И вот — прогресс налицо: в это воскресенье «Подробности недели» выстроили сюжет по Югославии более взвешенно. Нет, разных точек зрения на природу и способы разрешения балканского конфликта представлено не было. Тем более, что касается реакции на югославские события в Украине. Хотя на самом деле и в нашей стране именно разных точек зрения гораздо больше, нежели можно подумать, исходя из информации большинства наших СМИ, которые заключают все в полюс альтернатив левого экстремизма и официальных судорожных попыток «найти себя» в югославском миротворческом процессе (в т. ч. и ради лишнего «аргумента» в предвыборной кампании). Но рассказать про плюрализм в Украине — это выше сил любого нашего общенационального телеканала, не только «Интера». Так что будем считать победой профессионализма хотя бы то, что «Интер» просто отказался от наивной, явно неуместной публицистической риторики в подходах к освещению балканских событий.
Сейчас я в качестве телекритика с нетерпением жду, когда же наконец «Подробности недели» выйдут из «подполья» международной информации, которой вот уж пару месяцев в передаче заменяют всю внутреннюю — очевидно, чтоб, не дай Бог, не обжечься и не сказать чего-то лишнего. Уже, кажется, и временные шатания, и состояние подвешенности — в прошлом, и канал уже определился, кого он будет поддерживать в предстоящей президентской кампании. Так что, наверное, можно уже и «угол зрения» на процессы в стране окончательно определить и бить наверняка и в одну точку... Смею думать, уже в предстоящее воскресенье о том, что что-то происходит и в собственной стране, в «Подробностях недели» — вдруг! — уже вспомнят.
Ведь, собственно, любое движение — это уже плюс. Ибо в «7 днях» (УТ-1) , к примеру, слушать из передачи в передачу одни и те же пассажи ведущего Игоря Сторожука о том, что «тиждень у Президента був робочим», что конкретные дела — это вам не популизм других политиков, и т.п. — уже мочи нету. В воскресенье на УТ-1 мы активно боремся со всяческими «врагами», а по понедельникам нас с не меньшим энтузиазмом и в не менее культовой программе канала убеждают, что «Не все так погано у нашому домі» . Эту программу, по-моему, уже даже нельзя рецензировать. Ведь, по сути, в ней нет ничего от журналистики — явственно, аргументированно, а не декларативно, заявленной цели и темы; четко очерченных правил игры и рамок определенного жанра; стремления реально формировать общественное мнение вокруг конкретной проблемы. Это и не шоу — ибо нет ни зрелищности, ни, как такового, шоумена: остроумного, динамичного, не морализирующего, а провоцирующего мысли и эмоции аудитории. «Не все так погано...» в его нынешнем варианте — это как медитация. Людмила Лысенко — это новый Кашпировский на УТ-1, с неестественными интонациями и установками. У нее наверняка есть и свои поклонники — люди, не нуждающиеся в логических аргументах. В прошлой программе студия коллективно медитировала над полотнами художника из Кривого Рога Евгения Лещенко. Сам он в эфире не присутствовал — его «интересы» представлял директор «ОР-галереи» Николай Волга. В высоком, торжественном слоге, висевшем над студией густым смогом, слова «дух», «духовный», «Бог» упоминались через два на третье. Мы практически так ничего и не узнали о самом художнике. Лишь близко его знающая журналистка Людмила Корниенко пыталась что-то рассказать о его мировоззрении и атмосфере любви в его семье. Зато фраз типа «багатство наше — це дух, розум і воля», «джерело духу — це Бог», «духовність — це благословенна Богом творчість», «картини Є.Л. — це дух нового життя, дух райдужного життя» наслушались вволю. Банальности и красивости извергались участниками программы вдохновенно и экзальтированно. Происходящее все больше напоминало некую горючую смесь собрания какой-то секты с «Полем чудес» (сходство с последним усилилось, когда пошли «подарки в студию»). Ну а финальный пафос был привычным: раз есть у нас такие художники, значит, не все так плохо в нашем доме. «Коли у вас є такі діти, які здатні так по-людськи звертатися до людей», — сказала Людмила Лысенко маме Леонида Каденюка, который стал героем последней передачи 12 апреля, — то... . Ну, конечно же: «не все так погано в нашому домі». Да всегда у нас были и художники, и поэты, и ученые, и вообще достойные люди — и во времена царизма, и сталинщины, и советского застоя... Чем же нынешнее время отличается от прежних? Какие сегодня стремления у людей и как они их могут (и могут ли?) реализовать? Как сопротивляются жестким условиям выживания личности, стремящиеся проявить и заявить себя сегодня? Об этих вопросах, которые на самом деле как раз и могли бы стать темами для такого проекта, как «Не все так погано...», в программе не говорится ни слова.
Зато другой проект УТ-1 (совместно с ICTV) — «Остання адреса» — как раз и отличается точностью и конкретностью формулировки «во имя чего?». Автор и ведущий программы — доктор исторических наук Юрий Шаповал, вместе с соавтором Леонидом Аничкиным, в общем-то, не изобрели ничего нового. Они взялись за рассказ о судьбах украинской интеллигенции, попавшей в жернова сталинского режима. Уже сама трагичность тех времен как бы предполагает наличие некоего стержня, на который может быть нанизан зрительский интерес. Расстрелянный в 37-м цвет украинской интеллигенции (Курбас, Кулиш и др), Довженко, унесший с собой загадку не громкого, но стойкого сопротивления эпохе. Невестка Хрущева, прошедшая через тюрьму и ссылку за «связь с иностранцами»... Но стержень стержнем, а вот все ли наши телевизионщики способны найти столь волнующие и сущностные сопряжения прошлого с днем нынешним? Сопряжения как смысловые, так и эмоциональные, как процессов, так и человеческих реакций. В программе об уничтоженной украинской интеллигенции Юрий Шаповал беседует с заместителем председателя СБУ Владимиром Пристайко о том, что и сегодня общество не гарантировано от произвола режима, коль не выработаны механизмы защиты человека от пресса государственной машины. А сердце нынешнего зрителя не могло не защемить от рассказа Владимира Кулиша — сына писателя, которому долгие месяцы после ареста отца чудились его шаги за дверью. И от цитат из писем репрессированных украинских революционеров к своим детям, в которых сплошная нежность... В программе об Александре Довженко участвовал бывший советник СБУ Вячеслав Попик, впервые обнародовавший секретные документы спецслужб, которые вели наблюдение за великим режиссером долгие годы. Дневниковые записи и высказывания, открывают нам совсем иного, непривычного Довженко. Не советского классика, снявшего «Щорса», не царедворца, не молчаливого страдальца — а человека мужественного и не покорившегося, в меру своих сил отстаивающего перед Системой собственное достоинство и достоинство своего народа. А размышления Вячеслава Попика о том, почему для режима, который возглавляют слабые интеллектуально и нечистоплотные морально личности, крайне опасна интеллигенция — осознающая всю меру фарисейства власти и способная на вызов... Разве они не в русле проблем, которые актуальны сегодня, которые в среде интеллигенции активно сейчас обсуждаются и по-настоящему волнуют многих? Не только говорить об общественно значимом — через конкретные судьбы, но и через социальное вглядываться в индивидуальность, в ее способность самоопределяться и противостоять враждебным внешним обстоятельствам — вот чем занимаются авторы программы. И делают это очень тонко, очень выверенно, с большим вниманием к нюансам, ритму, паузам, музыке... В итоге фактаж в «Останній адресі» перерастает в интонацию — и это так необычно для нашего ТВ, уже подзабывшего школу великолепного советского документального и научно-популярного кино. Интонацию, оставляющую в душе зрителя долгое послевкусие, желание как бы чуть-чуть приподняться над извечной суетой и оценить и свой собственный жизненный опыт. Когда смотришь подобные программы, понимаешь, что люди, прежде чем снимать и монтировать, думают о том, какую реакцию они бы хотели от зрителя получить. И как его к этой реакции подвести. Понимаешь, что авторы программы не меньшее значение, чем самым парадоксальным и умным словам своих героев, придают мельчайшим деталям, что они осознают, что «сделать» эпизод в ТВ-программе могут и одни лишь старческие руки, на крупном плане нервно что-то теребящие — при, казалось бы, очень спокойном и уравновешенном рассказе Любови Седых (невестки Хрущева) о Лубянке и не подписанном ею приговоре, о мордовских лагерях и запрете видеться с дочерью даже после возвращения из ссылки... И именно такому профессионализму и ответственности за свое дело и удается в конце концов донести до зрителя то главное, ради чего и затевается, по большому счету, все в искусстве, и телевидении в том числе: убеждение в ненапрасности нравственных усилий. Собственно, «Остання адреса» как раз и говорит о том, о чем нужно было бы снимать «Не все так погано у нашому домі». Вот только случайно ли в названиях этих программ уж очень разная доля оптимизма?
Кстати, судя по всему, мы уже не увидим на УТ-1 «Ток-ринга» . Стоило только выйти в эфир двум последним программам, разительно отличающимся по качеству от того, что было ранее: режиссер Татьяна Миллер придала действу, наконец-то, стилевое единство, а проблемы для обсуждения были выбраны явно острые (например, налоги) — как проект руководство канала прикрыло. Между прочим, далеко не самый худший на УТ-1, несмотря на множество возможных к нему претензий. Что ж, как известно, «Ток-ринг» уже давно был бельмом в глазу у некоего конкурирующего с УТ-1 в борьбе за аудиторию канала, у которого одно ток-шоу на актуальные темы уже тоже есть, а еще одно — на подходе...
Выпуск газеты №:
№69, (1999)Section
Медиа