Перейти к основному содержанию

О нынешних взрослых и советском безвременье

04 апреля, 16:30
КАДР ИЗ ФИЛЬМА РЕЖИССЕРА ВЛАДИМИРА КОТТА «ГРОМОЗЕКА» / ФОТО С САЙТА KINOPOISK.RU

Ночью с 7 на 8 апреля, в 00.30, на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-Кино» и фильм режиссера Владимира Котта «Громозека».

Фильм «Громозека» русского кинорежиссера Владимира Котта принимал участие в конкурсе самого почтенного европейского арт-кинофестиваля в Роттердаме. И это кино, направленное в сторону социальной рефлексии. Это лента, которую сам режиссер и, в то же время, сценарист, не без иронии, жанрово определил как ностальгический блокбастер. Себя же самого Владимир Котт называет продолжателем традиций советского кинематографа.

Вместе с тем, ностальгической эту русскую картину назвать сложно. Ну, и ориентируется она тематически и с точки зрения проблематики на фильмы, как говрится, несколько оппозиционные к исконной «советскости» — на «Осенний марафон» Георгия Данелии и на «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна.

В центре сюжета три друга — бывшие одноклассники, которые когда-то, в 1980-х вместе играли в школьном вокально-инструментальном ансамбле под красноречивым названием «Громозека». Сейчас им за сорок. Один — врач, второй, — таксист, третий, — милиционер. И все — фактические неудачники, которые потеряли, — кто работу, кто семью, а кто уважение. Они встретились и поняли, что за внешкольные годы каждый приобрел такие проблемы, о которых даже трудно рассказать друг другу.

Напомню, а кому неизвестно, поведаю, что Громозека — это такой фантастический персонаж из серии книжек русского советского писателя Кира Булычева о приключениях девочки Алисы Селезневой. Также, в частности, он является одним из героев культового советского мультфильма «Тайна третьей планеты». И это инопланетный профессор археологии, который опаздывает в важнейшие моменты своей жизни и имеет сразу три бестолковых сердца. (Кстати, соответствующий фрагмент из «Тайны третьей планеты» можно увидеть в фильме Котта). Три сердца Громозеки — три участника одноименного школьного ансамбля, по первым слогам фамилий которых и был назван этот музыкальный коллектив: Громов — Мозеров — Каминский.

В репертуаре асамбля «Громозека» была и знаковая песня последнего десятилетия перед распадом Советского Союза — «Птица счастья завташнего дня» Александры Пахмутовой, где поется: «Завтра будет лучше, чем вчера» — «Кто-то станет первым, а не я» — «Кто-то, но не я, сложит песню завтрашнего дня»...

Собственно, кино о тех, кто не дождался этого, как говорится, минималистического коммунизма «завтрашнего дня». Кино о тех, кто не сумел стать первым, и кто потерялся в этом самом «завтрашнем дне». Это будто обломки коммунистической империи, которые ментально, мировоззренчески застряли в ней, и которым не досталось заветного «ключа счастья».

Также примечательно, что, словно привидения, в эпизодах ленты появляются, извините, с годами «выцвевшие» исполнители популярных советских телекиносказок — того же владельца «ключика счастья» Буратино, Красной Шапочки и Электроника. Посмотрите и попробуйте узнать.

И, наверное, естественно, что в то же время, когда инфантильное сорокалетнее поколение родителей в фильме «Громозека» продолжает культивировать свои жизненные иллюзии, поколение их детей абсолютно прагматично вписалось в новые координаты общественного существования: у кого-то сын — бандит, у кого-то дочь — порноактиса. Интересно, что новую жизненную парадигму этого поколения олицетворяет в роли брутально-приветственного пассажира такси Валерия Гай Германика, которая является режиссером таких для современной России вызывающих экранных произведений, как фильм «Все умрут, а я останусь» и сериала «Школа».

Собственно, «Громозека» — это кино даже не о людях, которые застряли в своем советском прошлом. Это скорее фильм о своего рода безвременье, о пустом пространстве, заполненном признаками прошлого, которое напряженно пытается симулировать это прошлое для миллионов. Это кинолента о самообмане и лжи, которые никуда не делись со времен в начале упомянутых «Осеннего марафона» и «Полетов во сне и наяву». Это кино о стране, которой больше нет, и о рожденных в ней, в ее системе координат людей, которые остались и выглядывают из-под ее обломков, — не только в России, но и в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать