Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О послании великого Митрополита

Участники львовского Дискуссионного клуба обсудили публицистику Андрея Шептицкого из книжной серии «Дня» «Підривна література»
10 апреля, 16:00
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Испокон веков украинский народ всеми возможными и невозможными силами старается строить собственную, независимую от других государств страну. В каждой эпохе были свои особенные государственно-созидательные процессы, которые, так или иначе, перевоплощались в жизнь разными политическими пантеонами. Каждое поколение эволюционировало по-своему в создании государства. Конечно, политическая, культурная, образовательная, общественная, религиозная цитадель якобы работала согласованно и взаимно угождала, и невзирая на то, какой системе время от времени недоставало сегмента, — национального единства и христианской поддержки. Руководители часто пользовались такими принципами как власть, порядок и законы. Конечно, все эти элементы важны для полноценного функционирования государства, однако стоит выделить роль Церкви и веры как духовных путеводителей в создании государства.

Послание митрополита Андрея Шептицкого «Как строить родной дом» наставляет на христианскую дорогу развития государства, ведь именно духовной почвы нам недоставало много лет подряд. Оно заставляет нас задуматься над альтернативной моделью государства, которая будет формироваться на христианских ценностях. Безусловно, Андрей Шептицкий был апологетом христианских ценностей, поэтому в своем публицистическом наследие он интерпретировал не только идею церкви как общественную институцию, но и предложил коммуникацию между обществом и властью. Само послание было написано в 1941 году, в период Второй мировой войны и игры больших донов за распределение власти над миром. Тогда Церковь переживала не самые лучшие времена, а особенно УГКЦ. Андрей Шептицкий использовал любой случай, чтобы разрешать проблемы, которые накапливались изо дня в день. Стоит помнить о его помощи еврейским семьям и Украинской православной церкви на Галичине, а это свидетельствует о его экуменизме. Конечно, его идеи государства, базированные на христианских ценностях, были несколько «экзотичными» и совсем новыми по сравнению с концептами функционирования государства других мыслителей. По мнению митрополита, вера должна стать основным стержнем украинской нации. Тогда она будет нас объединять и нести на своих крыльях к чему-то более высокому. Поэтому труд митрополита не теряет свою актуальность и сегодня, а современной власти следует принять во внимание советы, которые послал Блаженнейший.

СЕМЬЯ И ВЛАСТЬ — ФУНДАМЕНТЫ ОБЩЕСТВА

Митрополит Андрей Шептицкий видел в семье и власти главную доминанту в государственном организме. Семья является той первой средой, в которой происходит социализация личности. По мнению Андрея Шептицкого, семья, семейство и общество является первобытными клетками, из которых состоит человеческая общественность. Семья должна создавать ценности, которые бы передавались в наследство следующим поколениям, а именно: любовь к своему народу и своей земле, такая, как любовь ребенка к матери. Семейство и семья имеют миссию воспитать личность, христианина-патриота. Ведь эти добродетели играют важную роль в последующем выполнении общественных долгов и способности сотрудничать и входить в диалог с разными общественными структурами. А тот человек, который планирует связать себя с общественной деятельностью, должен исповедовать принципы справедливости и любви к ближнему. Важно познать эти идеи в рамках анализа власти. Так через отрицание христианских наставлений советская власть зашилась на маргинесе, ее идеологическая парадигма не смогла дать духовного насыщения и единства, потому потерпела крах.

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

Как уже упоминалось раньше, митрополит Андрей Шептицкий был сторонником духовного единства, которое бы утвердило и национальное, невзирая на вероисповедание. Будучи первооткрывателем церковной дипломатии, он акцентировал на том, что каждому дан свободный выбор. А власть должна способствовать межконфессиональному примирению, а не играть на вражде ради собственных интересов. Она должна быть толерантной и не вникать в содержание тех религий, ведь все они имеют единственный естественный моральный стержень. Поэтому именно свобода выбора и сотрудничество поможет обмениваться конструктивными советами и опытом, чтобы по-новому создавать общество и укреплять Дом. Именно это наставление осуществил Майдан 2013—2014 гг., когда главы всех украинских Церквей объединились в единственную силу для поддержки митингующих и обеспечения духовной опоры общества. «Понимание — это объединение», — отметила во время обсуждения Алена Шестопалова, студентка ІІ курса политологии ЛНУ им. И. Франко.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Константин ЯНЧЕНКО, студент I курса факультета журналистики ЛНУ им. И. Франко:

— Андрей Шептицкий для западной Украины — пастырь и ориентир. Позже его наследник Патриарх Иосиф Слипый — не менее известный, а нынче и новые духовные герои, например, отец Михаил Димид. В любом случае актуально уже то, к чему прислушиваются. А на послания этих отцов люди обращают пристальное внимание даже притом, что на Востоке, скажем, это часто персоны nongrata.

Мне лично досадно лишь то, что церковь, политика и общественная жизнь начинают иногда сливаться воедино. Это противоречит общей глобализации. Когда в решающий для Украины момент Львовский Евромайдан превращается в «молитвенный», и оттуда звучат благословения таких, как Музычко или других бандитов, поневоле задумываешься: «Хочу ли я быть частью этой стороны революции?..»

Безусловно, мы должны прислушиваться к наставлениям великого Митрополита Андрея Шептицкого и разрушать любые стереотипы вокруг религий. Ведь только единство и свободу должна предоставлять украинскую власть народу. Мы уже предпринимаем первые шаги к самой желательной цели украинского общества. Мы должны избавиться от духа раскола и ненависти, ведь только в единстве наша сила.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать