Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Образец качественной журналистики с точки зрения конвергентного медиа»

Львовская журналистка и преподаватель Юлиана ЛАВРИШ — о праздновании годовщины Крещения Руси, возможности получения Украиной томоса и ЛШЖ «Дня»
27 июля, 14:55
ФОТО С ФЕЙСБУК-СТРАНИЦЫ ЮЛИАНЫ ЛАВРИШ

Юлиана Лавриш — дважды выпускница и куратор Летней школы журналистики газеты «День», религиозная журналистка, доцент кафедры новых медиа факультета журналистики Львовского национального университета имени Ивана Франко, магистр богословия.

Накануне празднования 1030 лет со дня Крещения Украины-Руси Владимиром Великим мы пообщались о важности сохранения своей истории, межрелигиозном диалоге в Украине и восприятии газеты «День».

«РОССИЯ НЕ МОЖЕТ УКРАСТЬ НАШУ ИСТОРИЮ, ПОТОМУ ЧТО МЫ ВЛАДЕЕМ ФАКТАМИ»

— Приближается годовщина Крещения Киевской Руси. Как правильно называть это событие и отмечать его, чтобы четко провести грань между историей Украины и России, чтобы последняя не воровала наших выдающихся дат?

— 1030 лет Крещения — это мощная дата. Я поддерживаю тех глав церквей, которые называют это не только годовщиной Крещения Украины, но и годовщиной крещения Украины-Руси. Из исторических источников мы понимаем, что Крещение проходило здесь, на киевских холмах, в церкви Киевской Руси.

Со стороны северо-восточного соседа есть много попыток украсть нашу историю, но здесь нечего красть, потому что есть факты. Мы имеем «Повесть временных лет» — летопись, которая описывает события и рассказывает, как киевский князь Владимир крестил Русь, как по Днепру плавали статуи божков и как наши предки-украинцы привыкали к новой вере. Для них это было болезненно, потому что аутентично большинство русинов были язычниками. Но это — первый факт, который говорит о том, что это — наша дата, украинская, не российская. Потому что, как справедливо свидетельствуют некоторые российские историки, когда крестилась Русь, на территории современной Московии медведи бегали.

Беспрекословный факт — Крещение в Киевский Руси. Ключевая дата — 988 год, но первое свидетельство крещения — это ІХ век, когда крестились киевские князья Аскольд и Дир, позже — крещение княгини Ольги и части ее свиты.

Ключевой момент — принятие крещения князем Владимиром. Это было нелегкой задачей, потому что нужно было в корне изменить вектор и внедрить христианство. Это было достаточно сложно, потому что языческий культ в Киевской Руси был мощным.

Мы помним одиозное празднование 1025-летия Крещения Руси, приезд в Киев патриарха Кирилла. Сегодня в Украине изменилась ситуация. Думаю, украинцы по-другому будут смотреть на этот день, не только с точки зрения исторической ретроспективы, но и будущего Украины, в частности перспективы объединения Украинской Церкви.

«ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ — СЛИШКОМ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ»

— С вашей точки зрения, томос Украине все-таки дадут или не дадут? Как это отразится на общественной жизни страны?

— Я не являюсь членом комиссий и делегаций, которые ездят в Константинополь, могу только ссылаться на мнения лиц, которые занимаются решением этого вопроса. В частности, где-то полмесяца назад появилось мнение главы Департамента по вопросам религии Министерства культуры Украины пана Андрея Юраша, который отметил, что томос будет предоставлен уже на протяжении месяця-двух. Процесс длится.

Есть силы, которые не хотят, чтобы томос был предоставлен Украине. Изучая историю других православных церквей, которые есть в мире, понимаешь, что единство Церкви — это слишком важный момент. Когда есть духовное единство — это очень важно для самого государства. Мне бы хотелось, чтобы в Украине была единая Церковь, это позволило бы преодолеть барьеры между нами, объединить общество. Это будет тяжелый процесс.

Три православные ветви, которые есть в Украине, являются тремя сообществами, которые живут разной жизнью, как три отдельных семьи. Если их всех соединить, это будет болезненно на первых порах. Хотя, казалось бы, литургически это одинаковые вещи. Но объединение будет касаться не только литургических особенностей, но и иерархических, администрации этой единой Церкви. И здесь начнутся разносторонние мысли, потому что администрирование — это всегда трудный вопрос. Кто будет возглавлять, какие епископы, как их избирать, как избирать главу Церкви? Это будет сложно, но нам стоит идти в этом направлении потому, что духовное единство очень важно для государства.

Относительно того, когда томос будет предоставлен — есть разные взгляды. Я склонна соглашаться с мнением тех чиновников, которые занимаются решением этого вопроса, они знают намного больше, потому что общаются с патриархом Варфоломием и посещают Константинополь в разных делегациях. Поэтому хотелось бы быть оптимистично настроенной, что это состоится скоро, где-то до конца этого календарного года, если не через месяц-два.

«ОГРОМНЫЙ МИКС РЕЛИГИОЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ»

— Каким должен быть экуменический диалог в стране, чтобы в ней было уютно жить представителям разных конфессий и религий?

— В Украине — ориентировочно сто разных религиозных направлений. Это огромный микс. Нашу страну невозможно сравнить с близкими западными соседями: Польша — это католический монолит, Германия — преимущественно протестантская страна, Нидерланды — также.

Мы — разные, и это наше большое преимущество, потому что это делает оригинальным наше общество, разнообразит его. Но с другой стороны — это и большой вызов, потому что разным религиям, разным христианским конфессиям трудно сосуществовать. Что делать, чтобы их всех объединить? Осуществлять мероприятия на уровне локальных СМИ, на уровне государства относительно общих молитв, общих вече.

Во-вторых, должна быть направленная политика государства на то, чтобы нивелировать стереотипы, связанные с определенными религиями. Здесь есть два пути: локально организовывать разные события, как, например, во Львове, где определены праздники, которые мы отмечаем, экуменические собрания, молитвы. Это богатство, что мы разные, но в то же время это вызов относительно этих стереотипов, противоречий. Иногда некоторые конфессии говорят: «А мы лучше других, наша вера более истинная». Немало должно быть осуществлено со стороны церквей. Они должны показать обществу, что они не есть что-то отсталое, средневековое. Это — самобытные сообщества. На государственном уровне Департамент по делам религии организует немало мероприятий в Киеве и в Украине, и на мировом уровне.

«ПОСТАТЕИСТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ»

— Вы исследуете религиозную тематику в СМИ. Почему ее так мало в «светских» СМИ?

— Украина — постсоветское государство. Мы помним режим Советского Союза, время тотального атеизма. В обществе утвердилась мысль, что «Бога нет», более того — «он не нужен». Ключевой является партия, есть вождь, он решает все. Такой позицией пытались заменить Бога. Им это и удалось, и не удалось. Удалось, потому что часть украинцев так воспитана. В Украине сегодня — постатеистический синдром.

Достаточно большое количество редакторов, которые сегодня возглавляют печатные медиа, — это люди, воспитанные газетой «Правда», в советском прошлом. Для них религия не является чем-то важным. Когда я начинала заниматься религиозной тематикой, то меня отправляли в отдел «Культура», говорили, что это одно и то же. Фактически, единственная Лариса Алексеевна Ившина сказала, что религия — это отдельная рубрика. Аплодисменты газете «День».

«В «ДНЕ» Я СЕБЯ РЕАЛИЗОВАЛА КАК ЖУРНАЛИСТ»

— Вы — выпускница Летней школы журналистики газеты «День». Как вас изменила эта школа? Чем помогла в профессиональной жизни?

— Я была в двух Летних школах. В 2013 году я была куратором Летней школы. Это был, прежде всего, опыт работы в мощном издании. Кто проходит Школу «Дня», тому не страшна работа в других медиа, потому что это представление качественной профессиональной информации в очень сжатые сроки. Также это — встречи, постановка вопросов. Когда я была куратором, то задумалась над тем, что мы на факультетах журналистики не учим студентов задавать профессионально вопрос. Студенты не могут высказаться, им это сложно.

В «Дне» я себя реализовала как журналист в отдельной специализированной тематике — религиозной. Это побуждало меня писать диссертацию по этой теме, позже — издать монографию, даже быть автором статьи для одной из книг «Дня». Газета заряжает идеями, и это заслуга Ларисы Алексеевны Ившиной. Она для меня — пример того, как быть редактором издания, она меня вдохновляет. Это человек, который всегда бурлит идеями.

«ДЕНЬ» — ЭТО КРУГ ВДОХНОВЕННЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»

— Вы и газета «День»: что для вас символизирует это издание?

— Это круг единомышленников. Когда я впервые шла на Школу «Дня», то для меня было важно найти газету, которая является близкой мне по духу. И «День» является таким. Во-вторых, это возможность реализовать мысли и идеи, которые я считаю правильными. Меня как автора никогда не «резали», не исправляли, не было такого, чтобы говорили «вот пиши, вот не пиши». Временами Лариса Алексеевна говорит, что «ваши материал уже не редактирую, я вам доверяю». Это очень важно, потому что в журналистике так бывает, что ты приходишь, полный идей, пишешь текст и тебе его так «кромсают», что аж больно. Это круг вдохновенных, интеллектуальных людей, которые хотят что-то изменить в нашей стране, обществе. Это образец качественной журналистики с точки зрения конвергентного медиа, которое имеет и газету, и сайт, и множество интересных проектов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать