Перейти к основному содержанию

«Общество должно поставить новую планку для политикума»

Эксперты «Дня» — о том, кто, как и о чем обязаны говорить сегодня в медиа
10 апреля, 16:51
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Украинское медиа-пространство «штормит». В Харькове неизвестные пытались захватить телевышку и телеканал. Требовали включения в прямой эфир. Часть медиа юга и востока продолжают пропагандировать сепаратистские месседжи, прикрываясь стандартом баланса мыслей. Кое-кто — неприкрыто агитирует и призывает прийти на пророссийские митинги. Жители Крыма и в дальнейшем находятся в информационном вакууме — без украинских телеканалов. В таких условиях исключительная ответственность ложится на плечи принципиальных и профессиональных СМИ. Готовы ли они создавать действительно национальное информационное пространство? Собственно, на какие вызовы прежде всего должна реагировать украинская журналистика, когда предвыборная гонка кандидатов в Президенты начинается фактически в условиях войны?

«В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ СУЩЕСТВУЕТ ОГРОМНЫЙ ЗАПРОС НА ОТКРЫТЫЙ, СПОКОЙНЫЙ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ»

Сергей КОШМАН, блоггер, координатор ГО «Ми — європейці»:

— Большинство из основных украинских СМИ дает слово не «всем», кто был бы актуален и интересен, а «всем» тем, кто поддерживает неактуальный искусственно нагнетаемый дискурс, выгодный «дореволюционным» устаревшим элитам. Зачастую сознательно. Между тем, очевидно, что происходят постепенные позитивные изменения. Появляются новые лица, новые идеи. Медленно, но появляются.

Кто-то выбрал путь прямого физического воздействия на информационное поле, но это сомнительная тактика, неэффективная в долгосрочной перспективе. Сейчас запрос на масштабное, стратегическое мышление, подкрепленное конкретными шагами и действиями. Общество готово поддерживать активных людей и выносить их в эфиры и на передовые полосы новостей.

Заигрывания с сепаратистскими силами в информационном поле не имеют никакой пользы для общества. Есть довольно большая группа активных сограждан, искренне запутавшаяся в происходящем, не чувствующая себя безопасно в постреволюционное время. Они чувствуют себя поигравшими, но это совершенно ложное чувство. С такими группами украинцев нужно вести диалог, давать возможность нормально высказаться. Но отделить митингующих от профессиональных сепаратистов — это непростая задача. Как правило, микрофоны занимают «профессиональные сепаратисты». Давать эфиры таким людям точно не стоит. В наше сложное время такие действия близки к предательству. Но чаще это элементарный непрофессионализм. Настоящих радикалов и агентов влияния вражеской страны не так много. Здесь вопрос профессионализма спецслужб. Очевидно, что очень массовой поддержки действия сепаратистов на востоке Украины иметь не будут.

В нашем обществе существует огромный запрос на открытый, спокойный, профессиональный диалог. Очень сложно быстро выйти из привычного режима популистских лозунгов и пропаганды, в котором мы находились много лет. Но другого пути нет. Все занимает время. Да, есть риски, связанные с этим периодом. Но общество должно постоянно задавать новую планку для политикума. На гражданское общество сейчас большая нагрузка, большая ответственность. Мы не можем быстро поменять элиты прошлых эпох. Этот процесс займет годы.

«РАЗГОВОРЫ С ПРОКРЕМЛЕВСКИМИ КАНДИДАТАМИ — ИГРА В ПОДДАВКИ С СЕПАРАТИСТАМИ»

Татьяна ВЕРГЕЛЕС, заместитель главного редактора IA ZIK:

— В условиях беспрецедентной информационной войны России против Украины, стратеги которой являются ловкими учениками Геббельса, исповедование «нейтральности», ссылки на «журналистские стандарты» можно расценивать или как интеллектуальную, политическую недоразвитость, непонимание ситуации, или как сознательную скрытую подрывную деятельность, игру на стороне врага. Потому что на войне как на войне, и патриотизм в журналистской профессии никто не отменял. И такая беспечность или игры — это путь к уничтожению государства. Настолько все остро и серьезно, что речь идет о том: быть или не быть Украине. Поэтому об украинской мягкотелости, желании всем угодить — надо забыть. Метко сказала как-то Лариса Ившина: «Прежде чем строить а-ля Би-Би-Си, нужно построить Британию». Когда сегодня медиа-эксперты, которые в предыдущие мирные 20 лет проходили выучку по европейским стандартам, категорически выступают против контр-пропаганды в СМИ, то должны дать себе отчет: в военные времена не действовать на опережение, не давать сдачи, «не показывать зубы», а только отступать и оправдываться, — значит, сдавать все! Воевать на информационном фронте нужно. И нужно его защищать. Власть должна была бы проводить «замеры» медиа-климата вообще по Украине, и на востоке, юге Украины в частности. Я могу делать субъективные выводы: у меня в друзьях на «Фейсбук» есть глубоко патриотические журналисты из Донецка, Луганска, Харькова, люди европейских ценностей, их волнует, какой будет Украина. К сожалению, у них нет надлежащей поддержки местной власти. Должна быть государственная политика, которая будет работать на единение страны, — и медиа подтянутся. Я не верю в детскую случайность анонсов пророссийских митингов, которые появляются в некоторых СМИ на востоке Украины (да и не только на востоке). Все продумано, спланировано. И реакции власти и общества должны быть адекватными: незнание законов не освобождает от ответственности. 8 апреля Верховная Рада поддержала усиление ответственности за совершение преступлений против национальной безопасности. Национальная безопасность зависит в том числе и от деятельности СМИ. Попытки захватить телевышку в Харькове — признак того, что информационная война — это не бред, не фантазия наших переутомленных голов. Телевышки — стратегические объекты, и даже на легкий намек за попытку захвата должно быть жесткое реагирование правоохранителей. Общество должно знать результаты такого реагирования. Пока же — тишина.

Зато сегодня начинается предвыборная кампания... Любое «мочилово» друг друга кандидатов в Президенты («наших», проукраинских кандидатов) может привести к тому, что они намертво «замочат» Украину. Майдан, российская военная агрессия сформулировали требование к лидерам Украины: к власти должен прийти тот, кто ставит интересы государства, интересы своего народа выше, чем собственные «красивости», собственные выгоды. Больше нет времени на игры — Украина в опасности

Все игры в свободу слова с прокремлевскими кандидатами (Добкин, Царев и т. п.), когда им дается безразмерный эфир в ток-шоу, — это недопустимая безответственность, игра в поддавки с сепаратистами, марионетками Путина. От кандидатов в Президенты хотелось бы слышать четкие ответы на вопрос: с кем они — с путинской, украинофобной Россией или демократической Европой?

«САМЫЕ ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ — В ГОЛОВАХ»

Зоя КАЗАНЖИ, блогер, медиа-эксперт, Одесса:

— Конечно, я за сбалансированность в освещении любых событий. И, определено, еще до недавнего времени никогда бы не согласилась с точкой зрения, что мы должны уступать журналистские стандарты в угоду чему-нибудь. Но, к величайшему сожалению, сегодня у нас особые условия в нашей стране. И речь идет о работе СМИ в жестком состоянии внутренних и внешних противостояний. Медиа-пространство Украины вообще и юго-восточное в частности, годами обрабатывалось пророссийски ориентированными СМИ.

Вопросы информационной безопасности никогда особенно не интересовали глав государства. Я допускаю, что аналитики и специалисты по информационной безопасности занимались такими темами и проблемами и, скорее всего, информировали соответствующие структуры. Но о результате говорить не можем. Линия разлома уже даже не идеологическая, а мировоззренческая. Я не соглашалась, например, с удалением российских каналов из эфира, потому что достаточно долго считала, что мы должны создавать качественный информационный продукт в противовес. Но понятно, что это работа на годы. Нет ни времени, ни ресурсов, чтобы этим заниматься именно сейчас. Отключение — слабая позиция, но именно сейчас у нас нет другого выхода. Теперь нужно заниматься созданием альтернативы, учиться работать и в условиях информационных войн, учиться делать качественные отечественные продукты, в том числе и на русском языке. Иначе мы просто так и будем продолжать «митинговать среди своих», как я это называю, убеждая друг друга, что мы классные и намерения у нас светлые.

А что касается медиа-климата на юге и востоке Украины, то здесь ничего нового не происходит. Владельцы медиа-ресурсов, а это, как правило, люди, связанные и с политикой, и с большим бизнесом, и с Партией регионов, — продолжают делать то же черное дело, которое делали и раньше. Они ориентируют своих топ-менеджеров и редакторов на создание того же продукта, но в другой обертке, пусть даже под экранным лого «Единая Украина».

Система безопасности в стране годами деградировала. Поэтому говорить об адекватности реакций тех, кто должен по закону и назначению гарантировать безопасность, мы сейчас не можем. Правоохранители деморализованы и плохо управляемы. Эти люди всегда были «солдатами партии», а не народа. Они все время обслуживали и защищали интересы власть имущих. Они прошли испытание Майданом. Вернее, не прошли. Тогда они были убеждены в собственной безнаказанности. А теперь эта «когорта» не хочет никаких рисков. Кроме того, если существует ситуация такая, как в Харькове, когда милицией фактически руководит городской голова Кернес, то как можно быть уверенным, что кто-то защищает закон?

К сожалению, сегодня журналистика в Украине девальвирована и обесценена. Не вся, конечно. Есть яркие примеры служения именно интересам аудитории и работы по высоким стандартам. Но вместе с тем у нас сомнительное состояние и низкое качество работы региональных журналистов. И это происходит не потому, что там плохие журналисты, а потому, что профессиональная, ответственная и сбалансированная работа по информированию (!) населения не нужна владельцам медиа-активов. Региональные журналисты очень часто, практически постоянно, работают в условиях высоких и часто бесполезных нагрузок, они не востребованы как профессионалы с высокой и безукоризненной репутацией. Редакционная политика ориентируется на обслуживание интересов владельцев.

Если говорить о начавшейся предвыборной кампании, то Украина опять наступает на те же грабли. Опять выбираем персоны, а не пути развития. Опять исходим из персональных вкусов, интересов и убеждений. Выборы — это единственная возможность граждан влиять на власть. Поэтому граждане должны знать о кандидатах все — от личной жизни и доходов до комплекса действий на должности. Миссия журналистики здесь как раз в том и состоит, чтобы сообщать в публичной плоскости все факты, которые становятся известными; заставлять кандидатов отвечать на все вопросы, на неудобные — в первую очередь. У нас пока еще два варианта журналистики в предвыборный период — поливание грязью и комплиментарная патока.

Я не устаю повторять: самые важные изменения — в головах. Но они самые трудные и часто самые долгие. Мы просыпаемся. Создаем новые форматы и новое качество и жизни, и профессии. Все уже началось. Не надо отчаиваться и останавливаться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать