Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Одесская Кармен

В ночь с 4 на 5 октября в 00.50 на телеканале «1+1» смотрите программу «Аргумент-кино» и фильм Игоря Минаева «Первый этаж»
01 октября, 16:41
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

«Первый этаж» был снят на Одесской киностудии в 1990 году выпускником кинофакультета Киевского театрального института им. Ивана Карпенко-Карого Игорем Минаевым.

Конец Советского Союза. История трагической любви парикмахерши, стремящейся вырваться из тесного коммунального мира в мир неизвестной, но желанной свободы. Еще один вариант, еще одна свободная интерпретация сюжета бессмертного рассказа Проспера Мериме «Кармен».

Режиссер «Первого этажа» Игорь Минаев родился в 1954 году в Харькове. В 1985-ом он снял короткометражную ленту «Телефон» по стихотворению российского писателя украинского происхождения Корнея Чуковского, которая получила приз на Московском международном кинофестивале.

Затем на Одесской киностудии создал два полнометражных фильма — «Холодный март» и собственно «Первый этаж», где так или иначе отразились социальные изменения, охватившие тогдашний СССР в результате горбачевской так называемой «перестройки», взлелеянной в мечтах руководителем компартии и страны перестройки социалистического общества.

Приметными здесь являются свидетельства самого Игоря Минаева, сделанные в 2012 году во время Одесского международного кинофестиваля, когда «Первый этаж» демонстрировался в программе «Затерянный мир. Украинское кино начала 90-х».

Мне представился случай вести пресс-конференцию, где режиссер, специально прилетевший из Франции, сказал: «Это было время абсолютной свободы. Тогда можно было делать все, что захочешь — денег требовалось немного. Но и о кинопрокате речь не шла. Но можно было снять что-то такое, о чем раньше не удавалось даже помечтать. То был глоток свободы».

Да, в конечном итоге достаточно много тогдашних талантливых фильмов, созданных на советских киностудиях, в частности и украинских, скорее имели успешную фестивальную судьбу, чем зрительскую перспективу. Между тем открывались прокатные шлюзы для ранее запрещенного западного жанрового кино.

Оба упомянутых фильма Игоря Минаева тоже имели соответствующую судьбу. Они были отобраны для показов в программах Каннского фестиваля. В итоге уже в 1988 году после французской презентации «Холодного марта» Минаев фактически перебрался жить в Париж — преподавал по приглашению в киношколе.

И «Первый этаж» замечательно приняли во Франции — и зрители, и критика. После чего Минаеву сразу же предложили снимать дальше. И это была лента «Наводнение» по прозе российского писателя Андрея Платонова. Главную роль здесь исполнила абсолютная французская кинозвезда Изабель Юппер.

Впоследствии Минаев ставил пьесы во французских театрах и снял несколько полнометражных игровых и документальных фильмов. Один из них, самый последний — «Далеко от Сансет-бульвара», рассказывающий историю так называемого запрещенного, приголубленного властью режиссера-гомосексуалиста эпохи Сталина, — Минаев снимал полностью в декорациях Киевской киностудии им. Довженко.

Вообще же, у Минаева есть проект игрового фильма, о чем он рассказал во время уже упомянутых посещений Одессы, в центре которого фигура украинского киногения Александра Довженко. Но это, вероятно, в будущем.

А пока «Первый этаж», лента, созданная 25 лет тому назад. И прописанная критикой по своеобразному адресу, название которому «магический натурализм».

Имеется в виду особенный способ киновлияния на зрителя. Тот оказывается настолько завороженным достоверностью психологических движений и состояния героев, что склонен видеть судьбоносность и фатальность в их самых мизерных физических проявлениях, пытается рассмотреть первопричину фатальных развязок в самых простых ощущениях и реакциях персонажей.

Перед нами разворачивается стихия жизни социальных низов, против которой бунтует Кармен того времени. Реалии этой жизни в фильме воспроизведены с фантастической скрупулезностью. Правдивость фактур, что чрезвычайно важно для зрительского доверия к кино, абсолютная.

В программе будет демонстрироваться специально созданный сюжет, рассказывающий о невротичной героине как одном из символов «перестроечного» кино.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать