Одних — на допрос, других — в лес
Роман ДОБРОХОТОВ: Бывшая стратегия Путина — заливание нефтедолларами всех проблем — уже явно не работает![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120615/4102-17-1_0.jpg)
В последнюю неделю признаки системного кризиса в Российской Федерации становятся очевидными. Напомним, 11 июня представители Следственного комитета РФ провели обыски в квартирах оппозиционеров, которые были участниками или организаторами митинга на Болотной площади 6 мая, в частности Алексея Навального, Сергея и Анастасии Удальцовых, Ильи Яшина, Ксении Собчак. А вскоре после этого получила скандальную огласку ситуация вокруг «Новой газеты». Как сообщал вчера «День», заместитель главного редактора «Новой» Сергей Соколов покинул страну после инцидента с председателем Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александром Бастрыкиным.
«В понедельник, 4 июня, утром, Вы пригласили с собой на борт самолета, вылетающего в Нальчик, моего заместителя, шеф-редактора «Новой газеты», руководителя отдела расследований Сергея Соколова, — описывает ситуацию в открытом письме к Бастрыкину на «Эхо Москвы» главный редактор «Новой газеты» Дмитрий МУРАТОВ. — Цель поездки была сформулирована Вами так: редакция в статье Соколова «10 тысяч с небольшим рублей за одну жизнь — это прейскурант государства» оскорбительно для Вас отреагировала на приговор в отношении одного из фигурантов дела по массовому убийству в станице Кущевской. (Депутат Кущевского муниципального совета от «Единой России», один из осужденных по делу Кущевки Сергей Цеповяз, который обвинялся в укрывательстве убийства 12 человек в доме фермера Аметова в 2010 году, был приговорен лишь к выплате штрафа в размере 150 тысяч рублей. — Ред.). В своем комментарии Соколов оценил действия силовых структур крайне негативно. Вы потребовали извинения. На совещании в Нальчике приглашенный Вами в президиум Соколов принес извинения лично перед Вами за эмоциональный перехлест, однако задал ряд вопросов по сути расследования. Его извинения Вы в результате не приняли, грубо потребовав покинуть зал (эпитеты опускаю)... Увы, на этом история не закончилась. Была вторая, вызывающая оторопь, часть, о которой не сообщили приглашенные в Нальчик СМИ. Но о ней знаете Вы, Александр Иванович. После приземления Вашего борта поздним вечером Соколов был усажен в машину Вашей охраной и отвезен без объяснения причин в подмосковный лесок. Там Вы попросили охрану удалиться и остались с Соколовым наедине».
Как рассказывает Муратов, в лесу Бастрыкин в крайне экспрессивном состоянии высказал Соколову свое «мнение» о газете, редакционной политике и погибшем обозревателе Анне Политковской, дело которой, кстати, до сих пор ведется тем же Следственным комитетом. Фактически, по словам главного редактора «Новой», сказанное Бастрыкиным является серьезной угрозой Сергею Соколову и не только.
«Теперь и я от Вас, господин генерал, имею право требовать гарантий безопасности для Сергея Соколова и сотрудников редакции. Также прошу Вас довести до Ваших подчиненных, ставших свидетелями конфликта на совещании в Нальчике, не воспринимать сотрудников «Новой газеты», работающих на Кавказе, как людей, на которых открыт долгожданный сезон охоты», — пишет Дмитрий Муратов в своем письме.
Вчера перед зданием Следственного комитета состоялась серия одиночных пикетов российских журналистов в поддержку коллег из «Новой газеты». Они выходили с плакатами «Бастрыкин, руки прочь от «Новой газеты»!» или «Вывозить в лес — ваш метод!». Но их тут же задерживали сотрудники милиции. По информации российской службы Би-Би-Си, на сегодня все задержанные выпущены на свободу.
Для нас важен не столько частный случай разбирательства между Соколовым и Бастрыкиным (хотя, учитывая методы, и он заслуживает внимания), как само поведение российских журналистов, которое ясно показывает, насколько в период политического кризиса в стране важны профессионализм, солидарность и следование элементарным принципам и стандартам.
«День» позвонил лидеру демократического движения «Мы» Роману ДОБРОХОТОВУ с просьбой прокомментировать произошедшее.
Виктория СКУБА, «День»
«Новая газета» давно уже отличалась довольно острыми репортажами. И здесь она застала Бастрыкина в довольно трудный для него период, когда происходит смена правительства, ведь ему довольно сложно удержать кресло, как и остальным силовикам. С одной стороны, он находится в состоянии перманентной борьбы с прокуратурой, с другой — его ведомство оказывается в центре скандалов в связи с разными расследованиями, в том числе по делу Кущевки, о котором как раз писал Сергей Соколов. Очевидно, что в некоторый момент Бастрыкин сорвался с резьбы и проявил себя с самой неприглядной стороны: начал напрямую угрожать журналисту. В общем, он сделал более чем достаточно для своего увольнения, даже если не брать все предыдущие дела. История при этом продолжает стремительно развиваться. Были задержаны пять журналистов, в том числе из радиостанции «Эхо Москвы» за одиночные пикеты, которые проходили в поддержку Соколова. Муратов пытается погасить конфликт, он ждет какого-то положительного ответа от Бастрыкина, но в эту паузу, когда все ждут извинений, Бастрыкин сам себя раскручивает. На мой взгляд, большая вероятность, что ему придется уйти.
— Возможно, он выполняет волю властей с эмоциями. И разве за это его уволят?
— На самом деле связь Бастрыкина и Путина очень прочная. Потому что Бастрыкин — не просто однокурсник Путина. Он был еще и старостой курса. В общем, он долгое время был связан с Путиным какими-то дружескими связями, был для Путина определенным авторитетом в своей области. Путин долгое время за него держался. Даже в тот момент, когда в ведомстве возник крупный скандал. Но всему есть предел. Мы видели за последний год множество отставок людей очень близких Путину. Кто-то из них потом возвращался, кто-то нет. Так что каких-то неприкасаемых фигур сейчас нет. И тем более в такой период, когда ситуация очень нестабильная, и здесь все будет зависеть от решения Владимира Путина, предугадать которое невозможно. Потому что если бы он всегда действовал рационально, то в России давно не было бы такой политической системы, как сейчас. В значительной степени такая кризисная политическая ситуация вызвана именно тем, что Путин ведет себя нерационально, а эмоционально. Поэтому предсказать никто не берется: будет ли Путин увольнять Бастрыкина или нет. Но, по крайней мере, сам Бастрыкин сделал все для того, чтобы его уволили. И я не вижу никаких других способов разрешить эту тупиковую ситуацию. Потому что здесь никакие извинения уже не помогут. Человек грубо нарушил все возможные уголовные нормы, напрямую показал, что он не является беспристрастным и по делу Кущевки, и по делу Анны Политковской. Он несет политическую ответственность за обыски оппозиционеров.
— Вы думаете, что на последние обыски указания Путина не было, а это инициатива Бастрыкина?
— Здесь есть два варианта. Первый — Бастрыкин действительно исполнял путинскую волю, и тогда, конечно, Путин не будет иметь к нему никаких претензий. Но в любом случае скандал был громкий, и если даже Путин не имеет по этому поводу к Бастрыкину претензий — это не значит, что никаких репутационных издержек для Бастрыкина здесь не было. Есть все-таки общественность, которая об этом хорошо помнит, которая эту историю раскручивает. И Путин все равно может это иметь в виду, ведь на репутации самого Путина это тоже сказывается. Но есть такая вероятность, что Путин на самом деле таких указаний не давал, а Бастрыкин просто проявил инициативу. Из желания выслужиться многие чиновники, силовики усердствуют в давлении на оппозиционеров, и если каждую акцию насилия в отношении оппозиционеров списывать на личную волю Путина, то выходит, что он каждую секунду только об оппозиционерах и думает. Мне кажется, это маловероятно. Так что здесь вполне могло обойтись и без указания Владимира Владимировича.
— Не является ли это сигналом наступления на оппозиционную прессу?
— Мы видели за последние месяцы много сигналов, что давление на прессу увеличивается. Было давление и на «Эхо Москвы», когда сменяли совет директоров. Было давление на «Коммерсантъ», когда убрали сначала главного редактора журнала «Власть», а затем генерального директора Демьяна Кудрявцева. Было давления на телеканал НТВ, когда ушла относительно свободомыслящая команда в шесть-семь человек. То есть по всем фронтам, на самом деле, идет закручивание гаек, и «Новая газета», конечно, здесь не исключение. Я думаю, что тут нет какого-то заранее продуманного плана, написанного где-то на листочке Администрацией президента. Просто накал атмосферы приводит к тому, что власть начинает все более нервно реагировать.
— Ну и чего же приходится ожидать в ближайшее время?
— Думаю, что дальше надо ожидать усугубления ситуации, хотя летом обычно наступает некоторый перерыв и затишье. Но в этом году может быть исключение, поскольку, судя по недавнему митингу, число оппозиционеров или оппозиционно мыслящих людей не уменьшается, а количество медиаскандалов в последнее время увеличивается все более. И в связи с цензурой, и не только. То есть в целом обстановка постепенно накаляется. Поэтому мне кажется, что и давление на прессу будет усиливаться. И наоборот, давление со стороны общества тоже будет усиливаться. Будут создаваться новые партии, будут проводиться новые митинги. Я не думаю, что каким-то образом ситуацию можно спустить на тормозах, даже если опять завтра начнет расти цена на нефть. Этот фактор уже себя исчерпал, люди ждут каких-то других перемен. Бывшая стратегия Путина — заливание нефтедолларами всех проблем уже явно не работает.
Мыкола СИРУК, «День»
Выпуск газеты №:
№102, (2012)Section
Медиа