Олег НАЛИВАЙКО: «Позитивные тенденции — растет запрос на качественные медиа»
...Этика и неэтичность журналистики
В прошлом году председателем Национального союза журналистов Украины стал Олег Наливайко. Медийное сообщество сразу заметило его попытку модернизировать организацию, если хотите, «перезагрузить» ее, привлекая представителей новых медия, иностранных партнеров, а также в целом создать из союза действенный инструмент для защиты профессиональных интересов коллег. «Главный журналист», как его называют коллеги, за год объездил практически всю Украину и имел многочисленные командировки за границу. «День» поговорил с Олегом НАЛИВАЙКО о том, каким он видит будущее украинской журналистики, успевает ли она реагировать на современные вызовы, а также об этике, солидарности и самоцензуре в профессии.
— Недавно вы вернулись с XI Мирового ежегодного форума «Диалог цивилизаций», который проходил на греческом острове Родос. По результатам встречи вы заявили, что «Время «шопоголиков», которым нужна только газета объявлений или рекламное дополнение, проходит». Оптимистично. А какие основания?
— Действительно, это одна из моих основных мыслей на Форуме, и не только моих. На этом мероприятии выступали политики, философы, ученые... из более чем 60 стран. Общая концепция обсуждения — кризис неолиберальной формы экономики, и одним из ключевых ее принципов был акцент на доминировании потребительских интересов человечества. В мире сформировалось потребительское общество.
И медиа на это реагируют, и в первую очередь ТВ выстроили свои коммерческие схемы под эти потребности. Но теперь все постепенно будет меняться. Год назад мы с тревогой говорили, что пошла таблоизация новостийного контента. Когда медиа — чистый бизнес — они так и работают, чтобы больше продавать рекламу. В итоге произошло «пожелтение» СМИ.
Впрочем, на Форуме я почувствовал, что в мире, в первую очередь, в странах старой Европы, идет психологическое изменение, развиваются общественные движения, человечество выходит из определенной спячки. И европейские медиа на это адекватно реагируют. На сегодняшний день есть потребность в медиа, в материалах, которые несут элементы аналитики, — в политике, культуре, экономике. Людям надоедает просто просматривать издание и сразу забывать, о чем читали. Запрос на качественную журналистику растет. И чтобы СМИ нашей страны не проспали эти тенденции, редакторам и владельцам нужно уже сегодня думать о том, что мы можем предложить требовательному читателю.
— И какие именно «домашние задания» пора выполнить?
— Понимать общественную функцию, положенную на медиа. В нашей профессиональной среде и до сих пор длится дискуссия относительно роли медиа. СМИ должны просто информировать людей и этим зарабатывать деньги, или все-таки выполнять просветительскую роль?.. Как только бизнес почувствует, что аудитория нуждается не только в шоу, в котором кто-то кого-то меняет, произойдут изменения. В действительности, на серьезных материалах тоже можно зарабатывать деньги. В Украине была хорошая журналистика, но фактически исчезла. Как быстро это перешло во время одних испытаний в «попсовый» формат, так сможет и вернуться назад. Важно, чтобы редакторы почувствовали определенный импульс европейской журналистики. В Украине общество тоже меняется. Начинают расти общественные движения. Как только они наберут масштабных оборотов, нужна будет новая журналистика — вырастут тиражи качественной прессы и рейтинги интеллектуальных и аналитических передач на ТВ.
— Часть коллег, в частности из новых медиа, считают, что на современные вызовы как раз не успевает реагировать НСЖУ.
— В следующем году будет 55 лет организации. Есть у нас ветераны журналистики, которые вступали в союз в те времена. Мы всячески поддерживаем их, но радуемся, что активно идет теперь прием новых членов. Только Львовская организация приняла в этом году 75 журналистов, большинство из которых — молодежь. Мы чувствуем, что к нам идут не только представители традиционных, но и новых медиа. Если в прошлом году у нас был 20-тысячный член союза принят, то в настоящий момент прогнозирую рост до 10%. Конечно, мы не гонимся за цифрами. Но журналисты чувствуют потребность в самозащите, быть в едином корпоративном цеху. Здесь нет никаких других привилегий. В Советском Союзе какие-то метры квадратные давали, в настоящий момент этого нет... люди идут, потому что это вызов времени — объединяться и защищать себя. Знаю, что пополняются ряды наших коллег — Независимых медиа-профсоюзов. Кроме этого, активно прошел съезд новой Комиссии по журналистской этике, которая приняла за основу объединенный Этический кодекс украинского журналиста.
— Вы вспомнили о Комиссии по журналистской этике... У нас уже приняли не один этический кодекс, но от этого журналистика более этичной не стала... Кто составляет эти кодексы? С кем их обсуждают? Не занимаемся ли мы формотворчеством?
— Вы правильно сказали, что можно сколько угодно принимать кодексов, деклараций, постановлений... но в них часто нет реального механизма влияния. Согласен, что нет комиссии, которую бы признавал весь наш медийный цех. На сегодня два действующих этических кодекса — медиа-профсоюзы и НСЖУ. Мы обсудили их положения и решили объединить два проекта в один. Думаю, что до конца года будет один-единственный кодекс. Его будем рекомендовать как универсальный. Не так давно переизбрали Комиссию по журналистской этике, создали ей условия для работы. Раньше в них даже офиса не было. А теперь комиссия будет базироваться в наших стенах (в помещении НСЖУ, Киев, ул. Крещатик, 27-а. — Авт.). Но действенным результат работы станет только тогда, когда эта комиссия будет легитимизовать всеми медийными общественными организациями и непосредственно журналистами. Это должен быть «верховный суд», мнение которого будет окончательным. Одним из элементов работы комиссии станет внедрение пресс-карт. Сегодня много говорят о самой форме пресс-карты, но не исключают, что она нужна. Например, в Ивано-Франковске одна из редакций дала объявление на сайте, что за 200 гривен кому-либо сделают журналистское удостоверение. Это же мы часто замечаем на выборах, когда журналистские удостоверения выдают посторонним людям. Идет дискредитация профессии. Если бы эта пресс-карта была внедрена, и ее признавали все, комиссия по этике, как будто суд, имела бы право прекращать действие карт. Это был бы инструмент морального влияния.
— Учитывая состав этой комиссии, вы оптимистично оцениваете ее перспективу стать действительно авторитетным инструментом в глазах журналистов?
— Очень этого хочу...
— Относительно этики и солидарности журналистов. Не кажется ли вам, что часть медийщиков сейчас борются с невыгодной информацией путем ее умалчивания? Свежие примеры. Не так давно Алексей Подольский — общественный деятель, журналист, который проходит как пострадавший по делу Гонгадзе», — обратился к «Украинской правде» с просьбой открыть ему блог. Этого не случилось и потому, что его не поддержали журналисты. В прошлую пятницу в «Дне» вышло эксклюзивное интервью с Александром Ельяшкевичем — еще одним пострадавшим в «деле Гонгадзе». Его практически не приглашают в эфиры и не предоставляют слово в других медиа. Но хотя бы это последнее интервью можно разбирать по фразам и использовать в профессии как главные постулаты.
— Я думаю, что такие интервью и заявления, о которых вы говорите, коллеги действительно должны распространять. Относительно сайта союза, то думаю, что у нас они не появились чисто технически. Мы это проворонили. Почему «Украинская правда» не открывает блог Подольскому — мне трудно комментировать. Возможно, там есть какие-то внутренние моменты. Но я понимаю его желание иметь блог именно на «УП». Действительно, иногда журналисты отмалчиваются. Также есть элемент самоцензуры и об этом нужно прямо говорить. Откуда эти корни идут, нужно разбираться в стенах каждой редакции. 20-23 ноября в НСЖУ пройдет европейская конференция, посвященная вопросу безопасности в профессии. И на нее приедут руководители европейских общественных организаций, журналисты из многих страны. Будем говорить в том числе о скрытой цензуре и самоцензуре в журналистике. О солидарности как способе самозащиты. Попробуем еще раз откровенно поговорить с коллегами на непростые темы.
Выпуск газеты №:
№184, (2013)Section
Медиа