Олесь СОЛОВЕЙ: Мы воспринимаем искусство как средство поиска идентичности
В Киеве начинает работу V Биеннале исторической живописи![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120119/48-17-1.jpg)
Когда «День» объявил 2012 год Годом «Списка Сандармоха» и призвал украинских историков вместе работать над созданием антитоталитарной программы для общества, мы не ожидали, что на этом пути встретим немало параллельных инициатив.
В предыдущих выпусках газеты мы уже рассказывали о премьере в киевском «Молодом театре» спектакля «Любовные письма к Сталину». Интервью с автором пьесы, испанцем Хуаном Майоргой — читайте на следующих страницах «Пресс-клуба».
А сегодня в Центральном доме художника состоится открытие V Всеукраинской выставки «Україна від Трипілля до сьогоднішнього дня в образах сучасних художників». Она посвящена 1160-летию первого летописного упоминания о Киевской Руси. Биеннале исторической живописи — тоже шаг в направлении переосмысления истории и ее донесения до общества. Изобразительное искусство, трансформирующее исторические коллизии в эмоциональные образы, — один из немногих эффективных способов, которые остаются доступными в условиях бездеятельности телевидения и государства.
В этом году в экспозицию вошли 224 работы, представляющие разные живописные школы. О том, насколько историческая живопись представлена в современном искусстве страны, и может ли выставка стать частью антитоталитарной программы, «Дню» рассказал ответственный секретарь, художник Олесь СОЛОВЕЙ.
— Особенно ценно, что нынешняя выставка посвящена 1160-летию украинской государственности, ведь законопроект о праздновании этой даты на государственном уровне парламент отклонил. Безусловно, качественный разговор об истории во всех своих формах чрезвычайно актуален сегодня. А картина может зацепить тех, кто не всегда прочтет книгу. Итак, насколько широко историческая живопись представлена в художественной среде страны?
— Не имея собственной государственности, мы имели лишь единичные примеры произведений в направлении исторической живописи, ставшие знаковыми в истории украинского искусства. Куратор биеннале Александр Мельник — известный украинский художник-монументалист — в своих работах продолжает традицию школы бойчукизма, которая была национальной по форме и содержанию. Недаром ростки этого дерева были уничтожены в 1930-х годах. Но на основе художественных традиций бойчукистов в 1960-е годы создается секция монументальной живописи при Союзе художников Украины. Одними из первых при секции работали художники Алла Горская, Николай Стороженко, Иван-Валентин Задорожный, Людмила Семыкина, Галина Севрук. Сейчас эти имена — знаковые в истории украинского искусства. Именно художники-монументалисты в основном имели возможность обращаться к национальным историческим источникам и работать в направлении исторической живописи.
Впрочем, цель нашего проекта — не только презентовать уже существующие в этом художественном направлении работы, а, в первую очередь, привлечь творческую молодежь, направить ее к источникам, заставить по-новому взглянуть на исторические события. Мы акцентируем внимание на том же, что исповедует газета «День», — поиск идентичности. И за эти восемь лет появилось немало интересных работ в исполнении молодых художников, которые осмысливают так называемые запрещенные темы. Это, в частности, национально-освободительные движения 1917—1921 годов, эпоха Расстрелянного Возрождения. В 1960—1970-е годы художники, безусловно, обращались к этим событиям. Но это было «катакомбное» искусство, а выставки таких работ проводились в квартирах, подвалах.
Когда Александр Мельник организовывал первую выставку исторической живописи в октябре 2004 года, ее основу составили произведения, уже ставшие классикой украинского искусства. Тогда участие в выставке приняли Василий Забашта, Галина Севрук, Афанасий Заливаха, Иван-Валентин Задорожный, Николай Стороженко, Александр Мельник. А сегодня мы можем говорить уже о таких явлениях, как харьковская школа монументальной живописи под руководством Виктора Гонтарева, киевская школа, представленная Николаем Стороженко и его учениками. Таким образом, также с помощью биеннале создается пласт художественных произведений, посвященных украинской истории. Он не иллюстративен, ведь у художника иная цель — создать ассоциативный ряд, через который свое переживание, понимание тех исторических коллизий донести до зрителя.
— Судя по работам, уже созданным молодежью, можно ли говорить о том, что молодое поколение художников осмыслило украинское прошлое?
— Я думаю, да. Об этом можно говорить на основании тем, которые поднимают участники выставки в своих произведениях. Яркий пример — работа «Театр Леся Курбаса на Соловках». Здесь — фактор личности, несокрушимый человеческих дух, который даже в таких условиях продолжает делать свое дело. Из соловецких заключенных Лесь Курбас создал театральную группу, помогая таким образом людям не сломаться, оставаться людьми. И все это происходит в присутствии унифицированных конвоиров и обезличенной массы. Представьте себе, это харьковская школа живописи. Есть работы, посвященные школе Бойчука, Голодомору, трагедии в Демьяновском лазе. Это ответ на ваш вопрос. Наша цель как организаторов проекта — найти нишу для этих художников и произведений в украинском искусстве.
— «День» объявил 2012-й Годом «Списка Сандармоха». Вы привели несколько примеров работ на эту тему. А насколько широко она присутствует на биеннале? На прошлой неделе «День» общался с историками на тему антитоталитарной программы для украинского общества. Выставка исторической живописи могла бы стать ее частью.
— Каждая выставка посвящена определенному историческому событию. В этом году — 1160-летию украинской государственности. Но Сандармох — это наша драма, которую нужно снова и снова переживать в работах. Мы и до сих пор чувствуем последствия этой трагедии. Ведь после того как общество пережило геноцид по отношению к украинскому селу, мы потеряли еще и светочей общественной, политической мысли. В интеллектуальном универсуме эти последствия — ужасающие. После Сандармоха наш фольклор и наука развивались по двойным стандартам. Остались единицы, взявшие на себя ношу расстрелянного поколения и продолжавшие их роботу в 1960—1970-х годах. Теперь дело за нами.
Выпуск газеты №:
№8, (2012)Section
Медиа